Контент анализ понятия "Педагогические условия"
Рассматривается поняие педагогичские условия в различных источников литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontent_analiz.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Контент-анализ понятия «Педагогические условия»
Тема диссертационного исследования: Организационно-педагогические условия развития исследовательской деятельности у будущих педагогов
Исследуемое ключевое понятие: «Педагогические условия»
Таблица 1. Структурно-частотный анализ понятия
№ | Определение понятия | Источник | Основные элементы понятия |
1 | Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений. | Шалин М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 47-49. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3860/ (дата обращения: 13.03.2019). | 1. процесс 2. развитие личности 3. совокупность 4. внешних факторов 5. внутренних сущностей |
2 | Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности | Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова - М., 2000. – 312 с. | 1. совокупность 2. мер 3. повышение эффективности 4.педагогической деятельности |
3 | Педагогические условия – это комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания | Андрее В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с. | 1. комплекс мер 2. содержание 3. методы 4. приемы 5. организационные формы 6. обучения и воспитания |
4 | Педагогические условия – это совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач | Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 310 с. | 1. совокупность 2. возможностей 3. содержания 4. формы 5. методов 6. материально-пространственной среды 7. решение задач |
5 | Педагогические условия – это совокупность возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач. | Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований// Педагогика, 1995. – №5. – С.44-49. | 1. совокупность 2. возможностей 3. содержания 4. формы 5. методов 6. средств 7. материально-пространственной среды 7. решение задач |
6 | Педагогические условия – это компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих ее эффективное функционирование и дальнейшее развитие. | Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих уителей к патриотическому воспитанию учащихся: диссертация доктора педагогических наук. – Челябинск, 2000. – 383 с. | 1. компонент 2. педагогической системы 3. совокупность 4. внутренних элементов 5. внешних элементов 6. эффективное функционирование 7. развитие |
7 | Педагогические условия есть содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками. | Зверева М.В. О понятиях «дидактические условия». // Новые исследования в педагогических науках. – М. : Педагогика, 1987. – №1. – С. 29-32 | 1. характеристика 2. содержательная 3. компонент 4. педагогической системы 5. содержание 6. организационные формы 7.средства обучения 8. взаимоотношения между учителем и учениками |
8 | Педагогические условия – это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования | Куприянов Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2001. – № 2. – С. 101-104 | 1. работа 2. планомерная 3. закономерностей 4. связей 5. образовательного процесса 6. результат научно-педагогического исследования |
9 | Педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование | Ипполитова Н. Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия» // Новые исследования в педагогических науках. М. :Педагогика, 1987. – №1. – С. 29-32 | 1. совокупность 2. возможностей 3. образовательной среды 4. материально-пространственной среды 5. влияющих на функционирование |
10 | Педагогические условия – это характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечить эффективное функционирование и развитие педагогической системы. | Володин Александр Анатольевич, Бондаренко Наталья Григорьевна Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 13.03.2019). | 1. характеристика 2. педагогической системы 3. совокупность 4. возможностей 5. образовательной среды 6. эффективное функционирование 7. педагогической системы |
11 | Педагогические условия – это совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса | Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : дис…д-ра пед. наук. – Челябинск, 1992. – 403 с. | 1. совокупность 2. мер 3. возможностей 4. педагогического процесса |
Таблица 2. Сводная таблица основных структурных элементов понятия
№ | Основные элементы | Номера определений | Сумма |
1 | процесс | 1 | 1 |
совокупность | 1,2,4,5,6, 9, 10, 11 | 8 | |
компонент | 6,7 | 2 | |
характеристика | 7 | 1 | |
работа | 8 | 1 | |
характеристика | 10 | 1 | |
2 | внешних факторов | 1,6 | 2 |
внутренних сущностей | 1,6 | 2 | |
материально-пространственная среда | 4,5,9 | 3 | |
3 | мер | 2,3, 11 | 3 |
содержание | 3,4,5,7 | 4 | |
методы | 3, 4 | 2 | |
приемы | 3 | 1 | |
возможностей | 4, 9, 10, 11 | 4 | |
формы | 4,5 | 2 | |
закономерностей | 8 | 1 | |
связей | 8 | 1 | |
организационные формы | 3,7 | 2 | |
средства | 5 | 1 | |
4 | развитие личности | 1 | 1 |
повышение эффективности | 2 | 1 | |
педагогической деятельности | 2 | 1 | |
обучения и воспитания | 3 | 1 | |
педагогическая система | 6,7,10 | 3 | |
решение задач | 4,5 | 2 | |
образовательного процесса | 8 | 1 | |
образовательной среды | 9, 10 | 2 | |
педагогического процесса | 11 | 1 | |
5 | эффективное функционирование | 6, 10 | 2 |
развитие педагогической системы | 6, 10 | 2 | |
содержательная | 7 | 1 | |
планомерная | 8 | 1 | |
результат научно-педагогического исследования | 8 | 1 | |
влияющих на функционирование | 9 | 1 | |
6 | взаимоотношения между учителем и учениками | 7 | 1 |
Вывод
По результатам контент-анализа можно определить основные аспекты определения «педагогические условия». К ключевым словам можно отнести «совокупность»/ «комплекс», «внешних факторов» (в т.ч.ч «материально-пространственная среда), «внутренних факторов», «мер», «содержания», «возможностей», «форм» и «методов» «педагогической деятельности»/ «педагогического процесса»/ «образовательной деятельности»/ «педагогической системы», направленные на ее (их) «эффективное функционирование», «развитие». Один из авторов отдельно отмечает также взаимодействие между учителем и учеником в качестве педагогического условия, не относящегося к приведенным.
Таким образом, можно составить определение следующим образом.
Педагогические условия – это совокупность внешних факторов (таких как материально-пространственная среда, меры, методы, средства, формы, возможности педагогической деятельности) и внутренних условий (личностных), направленных на повышение эффективности педагогической деятельности, эффективное функционирование и развитие педагогической системы.