Программа воспитательно-досуговой деятельности

Бакмаева Ирина Сергеевна

Данная программа разработана с учётом психолого-возрастных особенностей обучающихся. Главный акцент делается на раскрытие, формирование, становление и развитие творческого потенциала  каждого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Южный»

«Утверждаю»

Директор МБУДО «ЦДТ Южный»

_______________ М.А. Носова

«______» __________ 2020 г.

ПРОГРАММА

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МБУДО «ЦДТ «Южный»

Автор: педагог-организатор Бакмаева Ирина Сергеевна

Срок реализации: 1 год.

Возраст обучающихся: 5-18 лет.

г.Рязань, 2020 г.

Самое надежное, но и самое
труднейшее средство сделать людей лучшими
есть приведение в совершенство воспитания.
А.В. Суворов

Пояснительная записка

В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей и молодежи. Позитивное отношение государства к политике в области воспитания подрастающего поколения выразилось в принятии целого ряда нормативно-правовых документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрины образования в Российской Федерации; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и др. Эти документы определяют стратегию и тактику управления воспитательными процессами в системе образования в целом и конкретного образовательного учреждения в частности.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку учащегося к жизненному определению, самостоятельному выбору. Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил приоритет общечеловеческих ценностей в осуществлении воспитания и ориентирует на обеспечение самоопределения личности, создании условий для ее самореализации. Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности. В этой работе приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия.

Организованная досуговая деятельность – это направленный процесс воспитания и образования учащегося в привлекательных для него формах,  являющая частью общего образовательного процесса.

Социально–воспитательный потенциал досуга детей и подростков определяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением, семьей.Это незаменимое средство, благодаря которому происходит культурное развитие ребенка, в чем крайне заинтересовано общество, семья и сам человек.

Главной целью проектирования воспитательно-досуговой  программы является - решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.

Актуальность программы

На сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых.

 Программа обеспечивает необходимость переосмысления отношения к детскому досугу и поиска педагогически-целесообразных и привлекательных для ребёнка форм досуга. Такими формами воспитательно-досуговой программы являются: семейные конкурсы, творческие гостиные, встречи, концертные и праздничные программы, выставки.

 Потенциал досуга имеет широкие творческие и познавательные, просветительские возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы

 Воспитательно-досуговая программа разработана с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся. Главный акцент делается на раскрытие, формирование, становление и развитие творческого потенциала и навыков общения каждого ребенка, умение адаптироваться в заданных условиях, развивать коммуникативные способности; создание условий для творческого взаимодействия родителей и детей; развитие предметных и содержательных связей между детьми в процессе творческой деятельности. Такой подход, в то же время, позволит выделить из массы детей лидеров, которые потом становятся активной группой, на которую, в процессе работы, может опираться педагог-организатор. Участие в досуговых мероприятиях позволяет сплотить творческие коллективы, создать между ними здоровую конкуренцию, стремление к победе, выявить потенциал (физический, интеллектуальный и т.д.) не только каждого творческого коллектива, но и ЦДТ в целом. Участие в досуговой деятельности помогает безболезненно перейти из детства во взрослую жизнь, способствует социальной адаптации, профилактике девиантного поведения детей и подростков.

Цель: создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга обучающихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие «вхождению» ребенка в социальную среду.

Достижению поставленной цели воспитания учащихся МБУДО «ЦДТ «Южный» будет способствовать решение следующих основных задач:
1)реализовывать воспитательные возможности ключевых событийных мероприятий страны и центра, поддерживать традиции коллективного планирования, организации, проведения и анализа;

2) формировать и развить знания, установки, личностные ориентиры и нормы здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося;

3) развивать творческий потенциал обучающихся, полученный в ходе обучения в объединении ДО, поддерживать их активное участие в жизни учреждения через использование различных форматов массовых и досуговых мероприятий;
4) организовывать работу с семьями учащихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем развития  семейных ценностей;

5) внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

6)способствовать развитию направления «медиа-сопровождение» для формирования воспитательного потенциала через открытость и доступность информации о воспитательной деятельности  учреждения.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МБУДО ЦДТ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики асоциального поведения школьников, развить интерес у детей к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности, а также повысить роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей.

Ожидаемые результаты

Личностные:

-  проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны через изучение семьи;

- формирование осознанно выбирать вид деятельности;

- выражает  положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

 - принимает и выполняет поставленную задачу;

 -  удерживает цель деятельности до получения её результата;

 - планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- развивает коммуникабельность, смелость публичного самовыражения;

- корректирует  деятельность: вносит изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечает способы их устранения;

   - оценивает уровень владения тем или иным учебным действием

Познавательные:

- воспроизводит по памяти информацию, необходимую для решения воспитательной задачи;

- презентует подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

- умеет проектировать и осуществлять творческую деятельность с использованием различных средств информации.

Коммуникативные:

- умеет адекватно использовать коммуникативные, речевые средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с требованиями речевого этикета;

- умеет формулировать собственное мнение и позицию;

 - использует речь для регуляции своего действия.

Предметные:

- сформированы навыки творческого взаимодействия ребенка в семье и ЦДТ;

 - умеет работать в команде, уважая чужое мнение, не теряя индивидуальности.

- умеет использовать информационно-коммуникационные технологии для творческой  деятельности;

- умеет демонстрировать опыт публичного выступления.

Способы проверки ожидаемых результатов:

Анализ подготовки и проведения мероприятия.

Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.

Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа, отзывы, наблюдение, анкетирование).

Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).

Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).

Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.

Особенности программы и условия ее реализации

Программа рассчитана на  детей и подростков, посещающих объединения центра детского творчества,  воспитанников подростковых клубов по месту жительства, учащихся общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений Железнодорожного района.

Программа является цикличной: содержание программы предполагает ежегодное проведение ряда мероприятий,ставших традиционными, а так же включение в перспективный план досуговых и массовых мероприятий направлений деятельности, посвященных памятным датам года и ставшими значимыми, согласно социальному заказу потребителей услуг.

Программа дает возможность презентации своих умений и навыков  обучающимся, полученных в ходе обучения по дополнительным общеобразовательным программам в рамках социальной практики на концертных, выставочных площадках.

Мероприятия, проводимые в рамках программы, основываются на строгом соблюдении Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от  28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и Положения о массовых мероприятия МБУДО «ЦДТ «Южный».

Досуговая деятельность в рамках программы организуется на принципах разумности, разнообразия, системности, опоры на интересы и потребности детей, добровольности участия в досуговых мероприятиях. Обучающиеся имеют право принимать участие в подготовке и проведении любого мероприятия, заявленного для их возраста.

При реализации данной программы применяются современные педагогические  технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.

Применяются следующие методы воспитания:

Метод стимулирования деятельности и поведения:

поощрение – положительно оцениваются действия каждого воспитанника, что в результате дает всплеск положительных эмоций в ребенке, вселяет уверенность в нем, создает приятный настрой на мероприятие, повышает в воспитаннике ответственность.

соревнование – создаются условия для реализации естественной потребности детей к соперничеству, что дает эффективные результаты в достижении воспитательной цели, мощную мобилизацию всех сил и умений воспитанников.

     В воспитательной работе с детьми  вариативно используются комплекс методов: метод рассказа, беседы, дискуссии, демонстрации, видеометод, практический, метод познавательной игры, создание проблемных воспитывающих ситуаций. Для развития самостоятельности и творчества воспитанников используется частично-поисковый метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых познавательных задач по маршрутным картам, листам на основе эвристических указаний.

Вся  работа с детьми и подростками строится на следующих принципах воспитания:  

Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.

Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.

 Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие»,  создает предпосылки для самореализации личности.

Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.

Принцип единства воспитательных воздействий, который основан на реальном взаимодействии всех институтов и агентов воспитания: семьи,  учреждения дополнительного образования, общественных организаций,  представителей общественности и т.п.

Для решения задач воспитательно- досуговой программы используются  различные формы воспитательной деятельности:

формы организации мероприятий: массовые, групповые, индивидуально-групповые.

основные формы в общении с детьми и подростками: монолог (в меньшей степени), диалог (в большей степени), дискуссия, полилог (обмен мнениями).

При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность воспитанников (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно-развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.

В конце каждой программы проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и воспитанниками, закрепляются новые знания. В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к обучающимся. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности обучающихся.

Содержание  воспитательно-досуговой программы

 Данная программа реализуется в рамках воспитательной системы Центра детского творчества «Южный». Воспитательно-досуговая программа состоит из четырех модулей: «Мир праздника», «Моя семья», «Весёлые каникулы»,  «Юные патриоты».

Модуль 1. «Мир праздника».

Цель:  - воспитание культуры праздника и общения обучающихся  Центра  детского творчества.

Задачи:

  - развитие системы досуговых мероприятий;

 -     вовлечение обучающихся в  досуговые мероприятия;  

 - развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей        каждого.

Ожидаемые результаты:

- участие обучающихся в  воспитательно- досуговых мероприятиях;

 - раскрытие творческой индивидуальности детей.

Модуль 2. «Моя семья».

Цель: Создание условий для сотрудничества детей и их родителей.

Задачи:

- взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;

- организация семейных праздников;

- воспитание бережного отношения к семейным традициям.

Ожидаемые результаты:

- активное участие обучающихся и их родителей в подготовке и проведении мероприятий;

 - удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.

Модуль 3. «Весёлые каникулы».        

Цель: Создание условий для организации воспитательно- досуговой деятельности  в каникулярное время.

Задачи:

 - пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физического, психического и нравственного здоровья детей;

- профилактика правонарушения среди несовершеннолетних с использованием методов разнообразно организованного досуга;

- развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.

Ожидаемые результаты

 - реализация потребностей детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;

  - положительная динамика в физическом и нравственном здоровье детей;

 - приобретение дополнительных знаний по различным направлениям досуговой деятельности.

Модуль 4. «Юные патриоты».

Цель: Создание условий для  развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.

Задачи:

- воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных начал, основанных на духовных, нравственных, эстетических критериях русской культуры;

- развитие интереса к истории своего Отечества;

 - обучение детей  нормам общественной и коллективной жизни;

 - привитие детям чувства гордости, уважения и почитания символов государства - герба, флага, гимна РФ, другой российской символики;

 - формирование у воспитанников патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.

Ожидаемые результаты:

 - развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.

Традиционные мероприятия в рамках программы:

Модуль 1. «Мир праздника»:

День открытых дверей «Радуга встреч»;

Экологическая познавательная викторина «Знатоки природы»;

Новогодняя праздничная  программа «Новогоднее чудо»;

Творческая мастерская «Снежинка – символ новогодней Рязани 2020»;

Развлекательная  новогодняя программа «Зимние забавы»;

«Фестиваль воздушных шариков» - игровая программа

Конкурсная программа «Бравые ребята!», посвящённая 23 февраля;

Программа, посвящённая Дню защиты детей «Пусть всегда будет солнце!».

Модуль 2. «Моя семья»:

Концертная программа, посвящённая 8 марта«Солнышко в ладошках»;

Новогодняя акция «Наряди ёлочку»;

Выставка творческих работ «Осень в пёстром сарафане».

Массовый праздник «Мама, папа, я – активная семья!»;

Участие в городском семейном фестивале «Мама Папа Fest »

Модуль 3. «Весёлые каникулы»:

Игровая танцевальная программа «Апельсиновое настроение»;

Концерт с элементами конкурсной программы «Ритмы лета»;

Спортивно-экологическое мероприятие «В гостях у Лесовичка»;

 «Подводный мир океана».  Мастер класс по изготовлению поделки «Рыбка» из  цветной бумаги;

«День семьи, любви и верности». Творческая мастерская (изготовление ромашки).     

Модуль 4. «Юные патриоты»:

Урок мужества «День героев Отечества»;

Новогодняя акция «Выздоравливай скорей»;

«Новогодняя сказка» праздник для детей с ограниченными возможностями;

«Этот загадочный мир космоса» познавательно-развлекательная программа;

Концертная программа «Праздничный салют!», посвящённая Дню Победы в рамках цикла вечер-встреча трёх поколений«Рязани славные сыны»;

Мастер-класс для детей Областной клинической больницы «Новогодняя маска «Мышка»» - символ года»;

Мероприятия по  пожарной безопасности, по предупреждению несчастных случаев на воде,   популяризации государственных символов Российской Федерации.

Календарный план мероприятий на год составляется  с учетом потребностей творческих объединений Центра детского творчества.

Обеспеченность процесса воспитания

Кадровые ресурсы:

- заместитель директора по воспитательной работе;

- педагог-организатор;

- педагог дополнительного образования, который несет по отношению к учащимся защитную,личностно-ориентированную, практико-ориентированную, организационную и посредническую (в
разрешении конфликтов) функцию.

Организационные ресурсы:

Реализация программы воспитательно-досуговой деятельности педагога-организатора осуществляется на основании правовой базы:

- Конвенция ООН «О правах ребенка»;

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Обосновных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 27З-ФЗ (ред. от 21.07.2014) « Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);

- Семейного кодекса РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция 05.05.2014);

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав;

- Концепция развития дополнительного образования детей;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года от 29.05.2015г. № 996-р;

- Федеральный закон от 24 июня 1999 No120 ФЗ «Об основах системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам»;

- Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 27.11.2017) «Об утверждении требованийк структуре официального сайта образовательной организации винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на неминформации».

- Национальный проект «Образование»;

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;

- Федеральный проект «Социальная активность»;

- Санитарные правила СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Устав МБУДО «Центр детского творчества «Южный»;

- Календарный план массовых мероприятий МБУДО «Центр детского творчества «Южный на 2019 - 2020г;

- Должностная инструкция педагога-организатора.

Для материально-технического оснащения программы используются материально-технические средства, имеющиеся на балансе МБУДО «ЦДТ «Южный».

Методическое обеспечение программы.

     Приложение №1

«Календарный план организационно-массовых и досуговых мероприятий на учебный год».

    Приложение №2

«Календарный план работыпедагога-организатора на учебный год»

    Приложение №3

«Методическое сопровождение  воспитательных мероприятий»  /сценарии, беседы,  викторины, конкурсно-игровые программы.

 Приложение №4

«Результативность, отчёт-анализ воспитательной работы».

Основные направления самоанализа реализации

воспитательно-досуговой программы МБУДО «ЦДТ «Южный»

(показатели эффективности воспитательной работы)

Самоанализ воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблемных вопросов воспитания и последующего их решения.

Анализ осуществляется ежегодно педагогами ДО, согласно своего плана воспитательной работы, как части ДООП, а также педагогом-организатором основных мероприятий по модулям: «Социальная активность учащихся» и «Воспитание с медиа-сопровождением».
Эффективность деятельности учреждения по реализации программы воспитания оценивается по следующих показателям, включающим, в том числе, и долю учащихся с разным уровнем достижения планируемых результатов воспитания:

Информационные источники

1.  Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы .- 2013. - Центр «Педагогический поиск»;

2.  Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.

3. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей.  –   2004. - № 4, 6.

4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). -  М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.  (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Азбука форм воспитательной работы: Справочник/ З.В. Артёменко, Ж.Е.Завадская - Минск: Новое знание, 2008.-315с.
7. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного
образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.
8. Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И. Маленкова. - М.,
2012.
9. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы/В.А. Сластенин. -
изд.2-е.-М., 2014.

Периодическая печать.

1. Дополнительное образование и воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал.

2. Детское творчество.- Иллюстрированный журнал.

3. Дошкольная педагогика. – Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей.

Интернет-источники:
1.
https://pandia.ru/text/77/456/934.php - особенности воспитательной
работы в системе дополнительного образования;
2.
http://www.edu.ru/ Образовательный федеральный портал "Российское
образование".
3.
http://www.vidod.edu.ru/ - Портал "Дополнительное образование детей".
4.
http://www.eidos.ru/ - Центр дистанционного образования «Эйдос»:
курсы, олимпиады, конкурсы, проекты, Интернет-журнал.
5.
http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?section_id=77 раздел «Сценарии»
на официальном сайте Всероссийской школьной библиотечной ассоциации.