Программа воспитательно-досуговой деятельности
Данная программа разработана с учётом психолого-возрастных особенностей обучающихся. Главный акцент делается на раскрытие, формирование, становление и развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательно-досуговой деятельности ЦДТ Южный | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Южный»
«Утверждаю»
Директор МБУДО «ЦДТ Южный»
_______________ М.А. Носова
«______» __________ 2020 г.
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МБУДО «ЦДТ «Южный»
Автор: педагог-организатор Бакмаева Ирина Сергеевна
Срок реализации: 1 год.
Возраст обучающихся: 5-18 лет.
г.Рязань, 2020 г.
Самое надежное, но и самое
труднейшее средство сделать людей лучшими
есть приведение в совершенство воспитания.
А.В. Суворов
Пояснительная записка
В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей и молодежи. Позитивное отношение государства к политике в области воспитания подрастающего поколения выразилось в принятии целого ряда нормативно-правовых документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрины образования в Российской Федерации; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и др. Эти документы определяют стратегию и тактику управления воспитательными процессами в системе образования в целом и конкретного образовательного учреждения в частности.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку учащегося к жизненному определению, самостоятельному выбору. Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил приоритет общечеловеческих ценностей в осуществлении воспитания и ориентирует на обеспечение самоопределения личности, создании условий для ее самореализации. Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности. В этой работе приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия.
Организованная досуговая деятельность – это направленный процесс воспитания и образования учащегося в привлекательных для него формах, являющая частью общего образовательного процесса.
Социально–воспитательный потенциал досуга детей и подростков определяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением, семьей.Это незаменимое средство, благодаря которому происходит культурное развитие ребенка, в чем крайне заинтересовано общество, семья и сам человек.
Главной целью проектирования воспитательно-досуговой программы является - решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.
Актуальность программы
На сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых.
Программа обеспечивает необходимость переосмысления отношения к детскому досугу и поиска педагогически-целесообразных и привлекательных для ребёнка форм досуга. Такими формами воспитательно-досуговой программы являются: семейные конкурсы, творческие гостиные, встречи, концертные и праздничные программы, выставки.
Потенциал досуга имеет широкие творческие и познавательные, просветительские возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы
Воспитательно-досуговая программа разработана с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся. Главный акцент делается на раскрытие, формирование, становление и развитие творческого потенциала и навыков общения каждого ребенка, умение адаптироваться в заданных условиях, развивать коммуникативные способности; создание условий для творческого взаимодействия родителей и детей; развитие предметных и содержательных связей между детьми в процессе творческой деятельности. Такой подход, в то же время, позволит выделить из массы детей лидеров, которые потом становятся активной группой, на которую, в процессе работы, может опираться педагог-организатор. Участие в досуговых мероприятиях позволяет сплотить творческие коллективы, создать между ними здоровую конкуренцию, стремление к победе, выявить потенциал (физический, интеллектуальный и т.д.) не только каждого творческого коллектива, но и ЦДТ в целом. Участие в досуговой деятельности помогает безболезненно перейти из детства во взрослую жизнь, способствует социальной адаптации, профилактике девиантного поведения детей и подростков.
Цель: создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга обучающихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие «вхождению» ребенка в социальную среду.
Достижению поставленной цели воспитания учащихся МБУДО «ЦДТ «Южный» будет способствовать решение следующих основных задач:
1)реализовывать воспитательные возможности ключевых событийных мероприятий страны и центра, поддерживать традиции коллективного планирования, организации, проведения и анализа;
2) формировать и развить знания, установки, личностные ориентиры и нормы здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения, и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося;
3) развивать творческий потенциал обучающихся, полученный в ходе обучения в объединении ДО, поддерживать их активное участие в жизни учреждения через использование различных форматов массовых и досуговых мероприятий;
4) организовывать работу с семьями учащихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем развития семейных ценностей;
5) внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
6)способствовать развитию направления «медиа-сопровождение» для формирования воспитательного потенциала через открытость и доступность информации о воспитательной деятельности учреждения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в МБУДО ЦДТ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики асоциального поведения школьников, развить интерес у детей к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности, а также повысить роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны через изучение семьи;
- формирование осознанно выбирать вид деятельности;
- выражает положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- принимает и выполняет поставленную задачу;
- удерживает цель деятельности до получения её результата;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- развивает коммуникабельность, смелость публичного самовыражения;
- корректирует деятельность: вносит изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечает способы их устранения;
- оценивает уровень владения тем или иным учебным действием
Познавательные:
- воспроизводит по памяти информацию, необходимую для решения воспитательной задачи;
- презентует подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- умеет проектировать и осуществлять творческую деятельность с использованием различных средств информации.
Коммуникативные:
- умеет адекватно использовать коммуникативные, речевые средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с требованиями речевого этикета;
- умеет формулировать собственное мнение и позицию;
- использует речь для регуляции своего действия.
Предметные:
- сформированы навыки творческого взаимодействия ребенка в семье и ЦДТ;
- умеет работать в команде, уважая чужое мнение, не теряя индивидуальности.
- умеет использовать информационно-коммуникационные технологии для творческой деятельности;
- умеет демонстрировать опыт публичного выступления.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Анализ подготовки и проведения мероприятия.
Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.
Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа, отзывы, наблюдение, анкетирование).
Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).
Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).
Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.
Особенности программы и условия ее реализации
Программа рассчитана на детей и подростков, посещающих объединения центра детского творчества, воспитанников подростковых клубов по месту жительства, учащихся общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений Железнодорожного района.
Программа является цикличной: содержание программы предполагает ежегодное проведение ряда мероприятий,ставших традиционными, а так же включение в перспективный план досуговых и массовых мероприятий направлений деятельности, посвященных памятным датам года и ставшими значимыми, согласно социальному заказу потребителей услуг.
Программа дает возможность презентации своих умений и навыков обучающимся, полученных в ходе обучения по дополнительным общеобразовательным программам в рамках социальной практики на концертных, выставочных площадках.
Мероприятия, проводимые в рамках программы, основываются на строгом соблюдении Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и Положения о массовых мероприятия МБУДО «ЦДТ «Южный».
Досуговая деятельность в рамках программы организуется на принципах разумности, разнообразия, системности, опоры на интересы и потребности детей, добровольности участия в досуговых мероприятиях. Обучающиеся имеют право принимать участие в подготовке и проведении любого мероприятия, заявленного для их возраста.
При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.
Применяются следующие методы воспитания:
Метод стимулирования деятельности и поведения:
поощрение – положительно оцениваются действия каждого воспитанника, что в результате дает всплеск положительных эмоций в ребенке, вселяет уверенность в нем, создает приятный настрой на мероприятие, повышает в воспитаннике ответственность.
соревнование – создаются условия для реализации естественной потребности детей к соперничеству, что дает эффективные результаты в достижении воспитательной цели, мощную мобилизацию всех сил и умений воспитанников.
В воспитательной работе с детьми вариативно используются комплекс методов: метод рассказа, беседы, дискуссии, демонстрации, видеометод, практический, метод познавательной игры, создание проблемных воспитывающих ситуаций. Для развития самостоятельности и творчества воспитанников используется частично-поисковый метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых познавательных задач по маршрутным картам, листам на основе эвристических указаний.
Вся работа с детьми и подростками строится на следующих принципах воспитания:
Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.
Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.
Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие», создает предпосылки для самореализации личности.
Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.
Принцип единства воспитательных воздействий, который основан на реальном взаимодействии всех институтов и агентов воспитания: семьи, учреждения дополнительного образования, общественных организаций, представителей общественности и т.п.
Для решения задач воспитательно- досуговой программы используются различные формы воспитательной деятельности:
формы организации мероприятий: массовые, групповые, индивидуально-групповые.
основные формы в общении с детьми и подростками: монолог (в меньшей степени), диалог (в большей степени), дискуссия, полилог (обмен мнениями).
При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность воспитанников (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно-развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.
В конце каждой программы проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и воспитанниками, закрепляются новые знания. В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к обучающимся. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности обучающихся.
Содержание воспитательно-досуговой программы
Данная программа реализуется в рамках воспитательной системы Центра детского творчества «Южный». Воспитательно-досуговая программа состоит из четырех модулей: «Мир праздника», «Моя семья», «Весёлые каникулы», «Юные патриоты».
Модуль 1. «Мир праздника».
Цель: - воспитание культуры праздника и общения обучающихся Центра детского творчества.
Задачи:
- развитие системы досуговых мероприятий;
- вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия;
- развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого.
Ожидаемые результаты:
- участие обучающихся в воспитательно- досуговых мероприятиях;
- раскрытие творческой индивидуальности детей.
Модуль 2. «Моя семья».
Цель: Создание условий для сотрудничества детей и их родителей.
Задачи:
- взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;
- организация семейных праздников;
- воспитание бережного отношения к семейным традициям.
Ожидаемые результаты:
- активное участие обучающихся и их родителей в подготовке и проведении мероприятий;
- удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.
Модуль 3. «Весёлые каникулы».
Цель: Создание условий для организации воспитательно- досуговой деятельности в каникулярное время.
Задачи:
- пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физического, психического и нравственного здоровья детей;
- профилактика правонарушения среди несовершеннолетних с использованием методов разнообразно организованного досуга;
- развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.
Ожидаемые результаты
- реализация потребностей детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;
- положительная динамика в физическом и нравственном здоровье детей;
- приобретение дополнительных знаний по различным направлениям досуговой деятельности.
Модуль 4. «Юные патриоты».
Цель: Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.
Задачи:
- воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных начал, основанных на духовных, нравственных, эстетических критериях русской культуры;
- развитие интереса к истории своего Отечества;
- обучение детей нормам общественной и коллективной жизни;
- привитие детям чувства гордости, уважения и почитания символов государства - герба, флага, гимна РФ, другой российской символики;
- формирование у воспитанников патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.
Ожидаемые результаты:
- развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.
Традиционные мероприятия в рамках программы:
Модуль 1. «Мир праздника»:
День открытых дверей «Радуга встреч»;
Экологическая познавательная викторина «Знатоки природы»;
Новогодняя праздничная программа «Новогоднее чудо»;
Творческая мастерская «Снежинка – символ новогодней Рязани 2020»;
Развлекательная новогодняя программа «Зимние забавы»;
«Фестиваль воздушных шариков» - игровая программа
Конкурсная программа «Бравые ребята!», посвящённая 23 февраля;
Программа, посвящённая Дню защиты детей «Пусть всегда будет солнце!».
Модуль 2. «Моя семья»:
Концертная программа, посвящённая 8 марта«Солнышко в ладошках»;
Новогодняя акция «Наряди ёлочку»;
Выставка творческих работ «Осень в пёстром сарафане».
Массовый праздник «Мама, папа, я – активная семья!»;
Участие в городском семейном фестивале «Мама Папа Fest »
Модуль 3. «Весёлые каникулы»:
Игровая танцевальная программа «Апельсиновое настроение»;
Концерт с элементами конкурсной программы «Ритмы лета»;
Спортивно-экологическое мероприятие «В гостях у Лесовичка»;
«Подводный мир океана». Мастер класс по изготовлению поделки «Рыбка» из цветной бумаги;
«День семьи, любви и верности». Творческая мастерская (изготовление ромашки).
Модуль 4. «Юные патриоты»:
Урок мужества «День героев Отечества»;
Новогодняя акция «Выздоравливай скорей»;
«Новогодняя сказка» праздник для детей с ограниченными возможностями;
«Этот загадочный мир космоса» познавательно-развлекательная программа;
Концертная программа «Праздничный салют!», посвящённая Дню Победы в рамках цикла вечер-встреча трёх поколений«Рязани славные сыны»;
Мастер-класс для детей Областной клинической больницы «Новогодняя маска «Мышка»» - символ года»;
Мероприятия по пожарной безопасности, по предупреждению несчастных случаев на воде, популяризации государственных символов Российской Федерации.
Календарный план мероприятий на год составляется с учетом потребностей творческих объединений Центра детского творчества.
Обеспеченность процесса воспитания
Кадровые ресурсы:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- педагог-организатор;
- педагог дополнительного образования, который несет по отношению к учащимся защитную,личностно-ориентированную, практико-ориентированную, организационную и посредническую (в
разрешении конфликтов) функцию.
Организационные ресурсы:
Реализация программы воспитательно-досуговой деятельности педагога-организатора осуществляется на основании правовой базы:
- Конвенция ООН «О правах ребенка»;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Обосновных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 27З-ФЗ (ред. от 21.07.2014) « Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
- Семейного кодекса РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция 05.05.2014);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав;
- Концепция развития дополнительного образования детей;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года от 29.05.2015г. № 996-р;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 No120 ФЗ «Об основах системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации,причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам»;
- Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 27.11.2017) «Об утверждении требованийк структуре официального сайта образовательной организации винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на неминформации».
- Национальный проект «Образование»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;
- Федеральный проект «Социальная активность»;
- Санитарные правила СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав МБУДО «Центр детского творчества «Южный»;
- Календарный план массовых мероприятий МБУДО «Центр детского творчества «Южный на 2019 - 2020г;
- Должностная инструкция педагога-организатора.
Для материально-технического оснащения программы используются материально-технические средства, имеющиеся на балансе МБУДО «ЦДТ «Южный».
Методическое обеспечение программы.
Приложение №1
«Календарный план организационно-массовых и досуговых мероприятий на учебный год».
Приложение №2
«Календарный план работыпедагога-организатора на учебный год»
Приложение №3
«Методическое сопровождение воспитательных мероприятий» /сценарии, беседы, викторины, конкурсно-игровые программы.
Приложение №4
«Результативность, отчёт-анализ воспитательной работы».
Основные направления самоанализа реализации
воспитательно-досуговой программы МБУДО «ЦДТ «Южный»
(показатели эффективности воспитательной работы)
Самоанализ воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблемных вопросов воспитания и последующего их решения.
Анализ осуществляется ежегодно педагогами ДО, согласно своего плана воспитательной работы, как части ДООП, а также педагогом-организатором основных мероприятий по модулям: «Социальная активность учащихся» и «Воспитание с медиа-сопровождением».
Эффективность деятельности учреждения по реализации программы воспитания оценивается по следующих показателям, включающим, в том числе, и долю учащихся с разным уровнем достижения планируемых результатов воспитания:
Информационные источники
1. Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы .- 2013. - Центр «Педагогический поиск»;
2. Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.
3. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.
4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Азбука форм воспитательной работы: Справочник/ З.В. Артёменко, Ж.Е.Завадская - Минск: Новое знание, 2008.-315с.
7. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного
образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.
8. Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И. Маленкова. - М.,
2012.
9. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы/В.А. Сластенин. -
изд.2-е.-М., 2014.
Периодическая печать.
1. Дополнительное образование и воспитание. Ежемесячный научно-методический журнал.
2. Детское творчество.- Иллюстрированный журнал.
3. Дошкольная педагогика. – Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей.
Интернет-источники:
1. https://pandia.ru/text/77/456/934.php - особенности воспитательной
работы в системе дополнительного образования;
2. http://www.edu.ru/ Образовательный федеральный портал "Российское
образование".
3. http://www.vidod.edu.ru/ - Портал "Дополнительное образование детей".
4. http://www.eidos.ru/ - Центр дистанционного образования «Эйдос»:
курсы, олимпиады, конкурсы, проекты, Интернет-журнал.
5. http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?section_id=77 раздел «Сценарии»
на официальном сайте Всероссийской школьной библиотечной ассоциации.