Социальная адаптация студентов – инвалидов
материал
Проблема инвалидности у студентов не несет в себе только чисто медицинский аспект, она больше связана с социальной проблемой неравных возможностей. Для успешной социализации студентов с ограниченными возможностями объективно необходимы дополнительные ресурсы общества, направленные на видоизменение среды с тем, чтобы она стала максимально благоприятной для жизнедеятельности обучающихся с ограниченными возможностями и способствовала их самореализации в этом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya-studentov-s-invalidnostyyu.docx | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация студентов – инвалидов
Адаптация – это приспособление организма к условиям окружающей среды.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
Во многих странах термин «инвалид» вышел уже из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к детям используется термин «дети с ограниченными возможностями».
Основная задача всего государства сделать все, чтобы людям с ограниченными физическими возможностями было хорошо и удобно жить, учиться, работать, заниматься творчеством, развивать собственные способности и таланты, ведь инвалидность, не приговор, а лишь дополнительное препятствие в нашей жизни.
Проблема инвалидности у студентов не несет в себе только чисто медицинский аспект, она больше связана с социальной проблемой неравных возможностей. Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями объективно необходимы дополнительные ресурсы общества, направленные на видоизменение среды с тем, чтобы она стала максимально благоприятной для жизнедеятельности обучающихся с ограниченными возможностями и способствовала их самореализации в этом возрасте. Успешная социализация обучающегося с ограниченными возможностями имеет первостепенное значение для организации их жизнедеятельности, развития и самореализации в будущем. Проблема социализации таких студентов является наиболее сложной и комплексной среди того круга проблем, которые сопровождают процесс становления личности. И для того, чтобы обучающийся смог приобрести жизненный опыт, получить образование и перспективы в будущем, необходима четко скоординированная работа всех участников взаимодействия с детьми – инвалидами.
Большинство из нас редко сталкиваются с проблемами обучения студентов-инвалидов, и почти никогда эти проблемы не входят в сферу наших непосредственных забот. Мы не задумываемся о том, как много можно сделать для этих людей.
Вот некоторые моменты, которые препятствуют социализации студента, обучающегося из числа детей-инвалидов: зачастую это негативное отношение к инвалидам в обществе, неприятие его сверстниками. Эти и другие факторы приводят к тому, что обучающийся с ограниченными возможностями проникается чувством собственной неполноценности, ненужности, что затрудняет его социальное самочувствие и вхождение в общество в будущем.
Главная цель работы со студентами с инвалидностью в общежитии Ярославского торгово-экономического колледжа, это сделать все возможное для того, чтобы они шли по жизни с девизом «Жить инвалидом, но не быть им».
Основные задачи воспитателей общежития колледжа:
- создание благоприятных условий для проживания и психологического комфорта, развития личности студента;
- оказание студенту комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе обучения и адаптации к новому социуму;
- защита студента в его личностном пространстве;
- установление связей и партнерских отношений между семьей и общежитием колледжа.
С первых дней пребывания студента с инвалидностью в общежитии колледжа, проблеме их социализации уделяется большое внимание. Для успешной адаптации таких обучающихся к новым условиям проживания и коллективу, проводится социально – психологическая работа в комплексе: социального педагога, воспитателей общежития, классного руководителя. Все вместе они ищут способы для того чтобы эти студенты, как можно скорее и безболезненнее влились в коллектив общежития и чувствовали себя в нем комфортно.
Для этого проводятся следующие исследования:
– Адаптационная анкета
– Карта социальных связей
– Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций»
– Методика «Тревожность и депрессия»
– Исследование самооценки личности
С целью вовлечения детей-инвалидов в общественную жизнь общежития и обеспечения развития их личности организуются культурно-массовые мероприятия, в которых дети-инвалиды принимают активное участие.
Так же хотелось бы отметить, что работа ведется не только с детьми, но и с их родителями, с которыми воспитатели общежития поддерживают постоянную связь
Работа со студентами-инвалидами, помощь семье, в которой растет такой ребенок – очень важная и ответственная задача, стоящая не только перед государством, но и учебным заведением.