На доске появляется тема урока: Роль имен прилагательных в речи. - Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? Прием « Дерево предсказаний». Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Работа по проблеме урока. Наблюдения над ролью прилагательных в речи. Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов). Толстые вопросы | Тонкие вопросы | С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)? Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)? Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)? | Зачем…( прилагательные нужны в речи) ? Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?
|
Группы озвучивают свои вопросы. Тексты для работы в группах. Текст 1. Морской ветерок звенит в ветвях сосен. На лесных полянках тихо. Только синие колокольчики покачиваются на тонких стебельках. Текст 2. Отсюда сквозь сосны видно серое небо и синее море. Далеко-далеко на волнах прыгает черная точка. Это рабочая лодка. Задание: найди в тексте прилагательные, уберите их. Что получилось? С какой целью автор использует имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.) На доску помещается карточка:
Задание 2. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными, укажите род, число, падеж. Самопроверка с самооценкой по шкале « П» ( правильность). Задание 3. Работа в группах. Прочитайте 2 текста. Сравните их. Текст 1. Мальчики оделись и вышли во двор. Был мягкий и мглистый день. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли в инее розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом. Текст 2. Мальчики оделись и вышли во двор. Был день. Солнце невысоко висело над длинными, похожими на поля, облаками. В саду стояли в инее деревья. Тени на снегу были пропитаны тем же светом. - Какой из текстов вам понравился больше? Почему? - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.) - На какой из своих вопросов вы получили ответ? На доску помещается карточка:
Найди в тексте имена прилагательные. Этот текст является описанием. В нем много имен прилагательных, с их помощью автор показывает, какими были предметы, явления: день, солнце и т.д.; помогает почувствовать настроение героев. Задание 4. Определить тип текста. Даны два отрывка: 1- отрывок из произведения А. Куприна «Белый пудель» (текст- описание), 2 – отрывок из произведения К. Паустовского «Мещерская сторона» (текст-повествования). Группам предлагается заполнить таблицу.
Тип речи | цель | Ключевые слова | особенности | описание | Нарисовать словами картину | Имена прилагательные | 1.Мы представляем картины, нарисованные словами. 2.Можно нарисовать одну общую картину. 3.Мысль развивается «вширь», описываются детали, передается настроение. | повествование | Рассказать о последовательности развивающихся событиях | глаголы | 1.Можно нарисовать серию картинок. 2. Восприятие движется от действия к действию. |
Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных? - Какую роль они выполняют в речи? Обращается внимание на дерево предсказаний. - Какие из наших предсказаний оправдались? В чем мы ошиблись?
|