Урок русского языка в 6 классе "Глагол".
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Материалы к уроку в 6 классе "Глагол" с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Закрепление знаний по теме: «Глагол».

Цель:

1. Закрепить умения

- правильно писать не с глаголами;

- личные окончания глаголов;

- «ь» после шипящих в глаголах.

2. Воспитание экологической культуры

3. Продолжить работу над развитием речи учащихся;

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д.з. Домашнее задание было творческим. Вы написали сказку о глаголе.

Игра.

Сформулируйте тему  урока самостоятельно. Закрепление знаний по теме: «Глагол». Слайд 1.

Запишите число, классная работа.

Слайд 2. Посмотрите на экран.  Как вы думаете, какая цель нашего урока. Отталкиваясь от темы, пользуясь опорными словами, анализируя орфограммы в этих двух предложениях, сформулируйте цель урока.

(развивать умение - правильно писать не с глаголами;

                              - личные окончания глаголов;

                               - «ь» после шипящих в глаголах.)

Слайд 3.

Поставьте у себя в тетрадях цифры 1,2,3

Учащимся предлагается оценить свои знания по этим темам по схеме «+» - знаю хорошо, «+» - недостаточно, «-» - надо еще поработать. (Орфограммы пронумерованы).

Слово учителя

Ребята! К нам пришла посылка с письмом от великого мореплавателя попугая Вруши. А в посылке вот такие бутылочки с морской водицей. На каждой бутылочке этикетки: «Красное море», «Черное море», «Белое море», «Мраморное море», «Желтое море».

Вруша пишет, что собрал эту необычную коллекцию, побывав на разных морях и зачерпнув воды на память. Он спрашивает, почему морям даны цветные названия? (версии детей)

- Так ли это? Мы ответим на вопрос Вруши, проделав следующую работу.

III. – 4 ученика работают по индивидуальным карточкам.

      - 3 учащихся работают у доски.

Задания даны дифференцированно (       -  сильный ученик,       - средний ученик,        - -слабый ученик ).

- В это время остальные учащиеся работают над предложением, над заданием, предложенным учителем.

Задание классу. Слайд 4

Запись и анализ (пунктуационного) предложения. Комментирование орфограмм. Двести  городов  России являют…ся опас…ными для здоровья населения из (за) загрязнения воздуха  почвы и воды.  

Составьте схему предожения.  На выданной маленькой доске один ученик выполняет это задание.  

Карточки для индивидуальной работы.

 Учащимся предлагается расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматические основы.

Карточка № 1  

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы.

    Белое море с…верное море. Зимой …десь спл…шной лёд и снег а в…да име…т беловатый цвет. Смысл названия неясен но извес…ны три основные версии происх…ждения.

Карточка № 2

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы.

    Мраморное море омыва…т б…рега Турции и Греци….  Названо оно по находящемуся в нём остр…ву Мармара. Он известен мест… рождением белого мрамора который древние греки в..зили на к…раблях в разные города и страны.

Карточка № 3

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы.

Великая река Хуанхе жёлтая река. Хуанхе н…сёт столько ила что часть моря куда р…ка  вп…да…т становит(?)ся мутновато – ж…лтой.

Карточка №4

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы.

      Красное море названо так потому что на его поверхность всплыва…т большое

количество буравато (красных)  водор…слей.

Ч…рное море летом тёплое ласковое, зимой холодное бурое грозное. А всё мрач(?)ное у нас называ..тся ч…рным. Так получилось и с этим морем.

Карточка №5

Учащемуся предложено по словарю (Топонимический словарь русского языка) подготовить сообщение о Белом море  (3 версии происхождения названия)

Задания индивидуальные у доски

 

Задание №1  . Мы ещё (не) понима..м (         ) что ж…вотные птиц… рыбы р…стения без нас будут существовать а вот нам без них (не) выжить.

Задание №2 Б

Нефть уничтожа…т (                 ) ограничива…ет (          ) приток к…слорода в воду обрека…т (           ) на вым…рание птиц и животных обволакива…т их густой ж…рной плёнкой.

 Задание №3  

Учёные подсчитали что каждый год во всём мире в водоёмы поп…да…т столько вредных веществ что ими можно было заполнить десять тысяч товарных поездов.

IV. Проверка.

  1. Учитель читает карточки с индивидуальным заданием, сразу оценивает учащихся, комментирует оценку.
  2. Заслушивается ответ учащегося  «3 версии названия Белого моря».

Физ.  пауза.

Слайд 5

В нашем городе осуществля..тся раздельный (с,з)бор твёрдых бытовых отходов бумаги картона стекла полиэтилена и пластика. Ты ведь собира…ш… макулатуру в школе!

Раскройте скобки. Взаимопроверка.

  • (Не) знали,
  • (не ) доумевали,
  • (не ) годовали,
  • (не) решили,
  • (не) мусорим,
  • (не) здоровится.

Игра «Ь – прочерк».

  1. помочь, решишь, превозмочь

2. Сбережёшь, луч, помощь

  1. Негодуешь, спасёшь, достучишься.

Слово учителя.

Итак, во всех морях вода голубоватая. Вруша пишет: «Бутылочки у меня разноцветные, так как воду я в них подкрасил. Да и цветные красивее.»

Вода в морях одного цвета. Но мы с вами понимаем, что она не всегда голубая и чистая.

Почему? (ответы учащихся)

VI. Проверка знания теории.

«Верю – не верю»  (+, - )

  1. Верите ли вы, что у глаголов 1 спряжения пишем в безударных окончаниях пишем е (+)
  2. Верите ли вы, что на конце глаголов неопр. формы и 2 л ед. ч. пишется Ь(+)
  3. Не с глаголами всегда пишется раздельно (-)

VIII. Слово учителю

Кажется, что сохранение природы зависит не от нас. Мы не можем отвечать за работу фабрик, заводов. Это дело правительств, они несут ответственность за сохранение природы.

Но многое зависит и от нас (Дети приводят примеры)

Вот только один пример. Была жара. Туристы оставили в лесу костёр, не потушили. Случился лесной пожар. Сгорело несколько гектаров отличного леса, который поднимался десятки лет. И таких примеров много.

Если ты не сломаешь деревце, не сорвёшь цветок, не выльешь остатки машинного масла куда попало, ты тоже сделал доброе дело для природы.

А если таких, как ты, миллионы, то, к примеру миллионы подснежников простоят свой короткий век. Природу надо беречь, чтобы человек  мог жить на Земле. (Учитель приводит факты негативного влияния человека на природу)

IX. Домашнее задание. Слайд

- Достиг ли я цели? (самоанализ работы – смотри начало урока.)

Гипотезы появления Белого моря в привычном для современника названии:

1. Потому что более полугода оно покрыто ослепительно-белыми льдами. Многим исследователям это объяснение кажется наиболее вероятным. Когда смотришь снимки, сделанные из космоса, то видишь яркую змеевидную полоску чистого льда.

2. Потому что в нем отражается северное белое небо. Цвет воды у моря, освобожденного ото льда, тоже обладает характерным отливом. И не важно, какая погода. Белый оттенок остается.

3. Потому что на этих землях когда-то находилась страна Гиперборея. Знаменитая мистическая цивилизация (подобно Атлантиде) существовала «за северным ветром» («за бореем»). Жизнь здесь процветала. Люди умирали, когда им надоедало жить. Им неизвестны были ни распри, ни болезни. Именно эта полярная цивилизация управляла всеми народами. Даже Атлантида когда-то была ее колонией.

Семантическое значение белого цвета – «божественный», «небесный». А процветающая Гиперборея, «мать» других мистических цивилизаций, находилась на территории современного Белого моря. По этой причине местность обрела название, косвенно утверждающее о духовном процветании и божественном назначении.

Океанографы предсказывают, что Средиземное море уже через двадцать лет может превратиться в большой мёртвый водоём. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.

Чёрное море.

Жёлтое море.

Мраморное море.

Белое море.

Красное море.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закрепление знаний по теме: «Глагол».

Слайд 2

Северодвинску (не) угрожа …т экологический кризис? Как мы мож …м помоч … городу?

Слайд 3

Цель урока: Сигналы степени освоенности темы : «+» знаю хорошо; «+-» недостаточно; «-» надо ещё поработать. Закрепить умения правильно писать 1. не с глаголами; 2. личные окончания глаголов ; 3. мягкий знак после шипящих в глаголах.

Слайд 4

Экология - э то наука о взаимоотношениях организмов между собой и со средой их обитания.

Слайд 5

Сформулируйте задание. Двести городов России являют… ся опас … ными для здоровья населения из (за) загрязнения воздуха почвы и воды.

Слайд 6

Результаты соцопроса «От кого зависит чистота нашего города?»

Слайд 8

Сформулируйте задание. В нашем городе осуществля .. тся раздельный ( с,з )бор твёрдых бытовых отходов бумаги картона стекла полиэтилена и пластика. Ты ведь собира …ш… макулатуру в школе!

Слайд 9

Раскройте скобки: (Не) знали, (не ) доумевали , (не ) годовали , (не) решили, (не) мусорим, (не) здоровится.

Слайд 10

Прверка . ььь ь-ь ььь

Слайд 11

Рефлексия. Поставьте снова сигналы степени освоенности темы: «+» знаю хорошо; «+-» недостаточно; «-» надо ещё поработать.

Слайд 12

Домашнее задание на выбор : 1).Составить текст «Охрана природы – дело каждого», в котором есть глаголы: 1. сов. вид, неперех.,1 спр . 2. несов. вид, неперех ., 2 спр . 3. сов. Вид, перех ., 2 спр . 4. несов. Вид, неперех ., 1 спр . 2). Написать письмо жителям Северодвинска на тему «Берегите природу».

Слайд 13

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...