Мастер-класс по ОПК
материал по теме

Грось Юлия Владимировна

Мастер-класс  для кружка "Весёлая мастерская" в рамках программы ОПК. Начальная школа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для кружка «Весёлая мастерская» в рамках программы ОПК. Начальная школа.

Учитель МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова  города-курорта Геленджик Грось Ю.В.

Цель мастер-класса:

Познакомить детей с историей происхождения праздника Пасхи и   традициями празднования этого великого события на Руси. Показать учащимся  разные способы работы с бумагой.

Задачи:

1.Знакомство участников мастер-класса с приёмами аппликации

2.Изготовление праздничной открытки.

Вводная часть.

Пасха – Христово Воскресение празднуется нашими людьми,  обычаи и традиции этого праздника  передаются из поколения в поколение. Святая Пасха связывает людей в едином чувстве, настроении и состоянии души.  Пасха – образ ликования весны духовной. Люди радуются воскресению Христа, означающему победу над смертью.  История этого светлого праздника хранится веками, её нужно помнить и чтить.  И пусть в 21 веке Пасха обретёт традиции в каждой семье и станет одним из любимых праздников детства. Сегодня мы сделаем поделку к этому замечательному празднику.

         Для поделки нам потребуется бумага. Бумага универсальный материал  для детского творчества.  Бумага - от итальянского bambagia или татарского - бумуг-«хлопок» -  волокнистый материал с минеральными добавками в виде листов для письма, рисования, упаковки, поделок и т. д., получаемый из целлюлозы: из растений, а также из вторсырья (макулатуры и тряпья). Бумага была изобретена в Китае в 1 веке нашей эры. В России же производство бумаги было налажено лишь в 16 веке при Иване Грозном.

Мы сделаем поделку в технике аппликации. Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Цели и задачи занятия:

1.Развивать у детей интерес к истории и обычаям  своего народа .

2.Познакомить детей с православными традициями.

3.Совершенствовать у детей собственное мышление, воображение,  

    изобретательность, креативность.

4.Развивать у детей мелкую моторику и кругозор.

5.Развивать  у детей чувство  прекрасного.

6. Выполнить  работу в технике аппликации.

Необходимые материалы:

1.Цветной картон или плотная бумага (примерно 10 листов) для основы

         открытки.

2.Клей-карандаш.

3.Ножницы.

4.Цветная бумага для выполнения аппликации.

Ход  занятия:

После приветствия представляюсь детям и гостям…(1)

Христос воскрес! – всего два слова, но благодати сколько в них!

Мы неземным блаженством снова  озарены в сердцах своих.

Забыты скорби и страданья, забыты горе и нужда,

Умолкли стоны и роптанья, исчезли зависть и вражда…

Все лица радостью сияют, сердца свободны от страстей…

Так чудодейственно влияют слова святые на людей!...

Христос воскрес!..О миг священный!..О чудо, выше всех чудес,       

Какие были во вселенной!..Христос воскрес! Христос воскрес!

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха – главное событие года для православных христиан и самый большой Православный Праздник.

Первую Пасху (ветхозаветную), праздновали древние иудеи еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова и этот праздник знаменовал избавление еврейского народа от египетского рабства.

Само слово «пасха» (от древнееврейского слова «пейсах») значит «освобождение», «избавление», «прохождение».

(2)Новозаветная Пасха была установлена апостолами Христа после Его смерти и воскресения. Это праздник освобождения от всех грехов и обретения вечной жизни. Это праздник Воскресения Иисуса Христа, который дарит  людям веру в жизнь вечную, веру в победу добра над злом, света над тьмой.  

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века и сопровождалось обрядами, освященными Светом Христовым.

Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием и  продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

У любого праздника - своя красота, свои обычаи, обряды. Немало их и в Пасху. К этому  событию   нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения.

(3)Празднование   Пасхи  начинается с участия в пасхальном Богослужении . Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Она так и называется – всеобщее бдение.  «Бдение» – от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать. Вместе с родителями в эту  священную ночь не спали и дети, их  тоже брали в храм на праздник, даже самых маленьких.

 Ночь Великой Субботы (ночь перед Пасхой) на Руси всегда становилась чудным, величественным зрелищем. Люди заполняли храмы, собирались вокруг них. Все ожидали крестного хода.

(4)На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешается звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучит колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный - его называют «трезвоном». Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

 (5)Любопытен такой старорусский обычай - праздник Пасхи посвящался делам благотворительности. Кто мог, от простолюдина до царя, одаривали нищих, немощных, убогих. Русские государи посещали больницы, богадельни, тюрьмы. "Христос воскресе!" - приветствовали государи обитателей этих мест и наделяли одеждою, пищей, деньгами.

(6)На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Её победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит

- Христос воскрес из мёртвых! – с такой вестью вбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию.

- Этого не может быть, - усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым!

  И в тот же миг куриное яйцо  - скромное подношение императору – стало ярко - красным…

    С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца: в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас.

(7)Еще одним важным атрибутом праздника считается Пасхальное деревце, символизирующее Древо в Райском саду. В Российской империи такое дерево называли «царской вербой» и везли во время шествия патриарха. 

На Пасху принято устанавливать во дворах домов качели для детей. А общественные качели - на специально для этого отведенных местах.

 (8)Важное место в пасхальных традициях занимает трапеза. За праздничным столом  собирается вместе вся семья, приветствуют друг друга словами: "Христос Воскрес!" И отвечают словами: "Воистину Воскрес!".

В давние времена зажиточные хозяева на пасху подавали 48 различных блюд, по числу дней истекшего поста. Сдобные куличи и творожные пасхи всегда украшали самодельными цветами, символизировавшими пробуждение природы и расцвет духовности.

(9)Кулич занимает важное место в пасхальном ритуале.  Для каждого члена семьи пёкся свой кулич. По нему судили о том, каким будет будущий год. И один большой- семейный, который освящали в церкви.

         К пасхальному столу, как правило, собирается много родных и друзей. Постарайтесь каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик.

(10)Если же человек, которого вы хотите поздравить с Пасхой, находится далеко, вы можете отправить ему пасхальную открытку. И сегодня мы с вами постараемся такую открытку сделать. Кстати, упоминание о первой поздравительной открытке относится к 1777 году (в «Парижском почтовом альманахе» ). С 1872 году открытки получили распространение и в России.

Выполнение работы

Для работы  нам потребуются цветная бумага разной плотности, ножницы, клей - карандаш и трафареты.

С техникой аппликации вы уже знакомы (она состоит из наклеивания бумажных форм на основу), поэтому сейчас я раздам всем присутствующим заготовки праздничных открыток, а ваша задача, используя творческую фантазию скомпоновать открытку так, чтобы она Вам нравилась.

Хочу напомнить о правилах техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

Рефлексия

  1. Прошу детей продемонстрировать свои работы.
  2. Провожу анализ работ.
  3. Выясняю, понравилось ли детям занятие  (разноцветные карточки в форме яиц наклеиваем на нарисованное на ватмане деревцо:  красная - всё понравилось  и  получилось, жёлтая - понравилось, но не всё получилось, синяя- возникли трудности в работе; в результате получается ещё одна поделка- пасхальное дерево ).
  4. Подводим итоги.
  5. Благодарю всех участников  и гостей.(11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...