Курсовой проект
материал по музыке

Фазылова Лидия Вахитовна

Курсовой проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fazylova_kursovaya.docx58.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Фазылова Лидия Вахитовна

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ

БОДИ ПЕРКУССИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Курсовая работа допущена к

Специальность: 53.02.01

защите

Музыкальное образование

«_____» декабря 2022 г.

Курс: 3, группа: 30

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Шелепова Д.А.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель МДК 02.01 Теоретические и

методические основы музыкального

Курсовая работа защищена

образования в ОО

с оценкой___________________

высшей квалификационной категории

«_____» декабря 2022 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ БОДИ ПЕРКУССИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1.1 Определение сущности понятия «чувство ритма»

6

1.2 Особенности развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки

9

1.3 Боди перкуссия как педагогическое средство развития чувства ритма        

12

Выводы по 1 главе

15

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ СБОРНИКА РИТМИЧЕСКИХ ПАРТИТУР «ПОШУМИМ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1 Анализ структуры  и содержания дидактических материалов по развитию чувства ритма у младших школьников

16

2.2 Подходы к созданию сборника ритмических партитур «Пошумим» для развития чувства ритма у младших школьников

20

2.3 Методические рекомендации по развитию чувства ритма средствами боди перкуссии

21

Выводы по 2 главе

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

28


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармоничных отношений ребенка с природой и социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система образования. Она должна обеспечивать стабильность, ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического воспитания.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности, что отражается в художественно оформленных музыкально-ритмических упражнениях. Ритм – важное средство музыкальной выразительности. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике как совокупность составляющих его компонентов – темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром, это можно увидеть в работах педагогов, ученых – В.К. Белобородова, Н.А. Ветлугина, В.В. Медушевский, Е.А. Назайкинский, А.Л. Островский, Л.А. Мазель, В.Н. Холопова, В.А. Цуккерман.

Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство ритма. Чувство ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. И для более эффективного его развития можно включать в уроки музыки различные детские музыкальные инструменты.

Существует мнение некоторых музыкантов-педагогов, на что указывают работы Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, Г.Г. Нейгауз, Г.П. Прокофьев и др. о том, что чувство ритма врождённое и почти не развиваемо. Однако другие психологи, а также музыканты-педагоги доказывают, что при определённой методике работы, в основе которой является движение под музыку, чувство ритма успешно развивается (Н.А. Ветлугина, Э. Жак-Далькроз, К. Орф, М.Л. Палавандишвили, К.А. Самолдина, Б.М. Теплов).

Сегодня широко применяется в музыкальном образовании боди перкуссия. Боди перкуссия (телесная перкуссия) – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. Только тело, движение, голос. Дети и танцоры, и музыканты одновременно. Телесная перкуссия позволяет понять ритм на очень глубоком уровне и практиковать разные ритмические навыки. Освоение боди перкуссии включает в себя постижение основных знаний по ритму, а также – развитие координации тела. Но применение боди перкуссии на уроках музыки мало изучено, и используется педагогами лишь для исполнения песен, в качестве «изображения» слов.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Развитие чувства ритма у младших школьников с помощью боди перкуссии на уроках музыки».

Цель исследования: теоретически обосновать возможность боди перкуссии в развитии чувства ритма у детей младшего школьного возраста и спроектировать сборник ритмических партитур «Пошумим».

Объект исследования: процесс развития чувства ритма у младших школьников.

Предмет исследования: боди перкуссия как средство развития чувства ритма.

Задачи исследования:

1)        Дать определения основным понятиям.

2)        Проанализировать особенности развития чувства ритма у школьников на уроках музыки.

3)        Рассмотреть боди перкуссию как педагогическое средство развития чувства ритма.

4)        Проанализировать структуру, содержание программ и дидактических материалов по развитию чувства ритма, на основе анализа определить подходы к созданию сборника «Пошумим».

5) Сделать выводы по теме исследования.

В работе использованы теоретические методы исследования: поиск и отбор источников информации, структурирование информации, анализ, обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ БОДИ ПЕРКУССИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

1.1 Определение сущности понятия «чувство ритма»

Ритм и его воздействие на развитие человека постоянно интересовал преподавателей, философов, специалистов по психологии также представителей других наук.

Ритм (греч. Rhythmos – течь, стремиться, устремляться). Равномерное чередование каких-нибудь элементов, моментов (ускорения и замедления, напряжения и ослабления в движении или течении чего-нибудь) [22].

Б.М. Теплов говорит: «Ритм как всеобъемлющее понятие, по-видимому, характеризуется только одним весьма неопределенным признаком: временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов. Исходя из такого малосодержательного понятия, едва ли можно прийти к психологическому анализу ритмического чувства» [17, c. 87].

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и других элементов шло также и развитие ритмической стороны. Эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность [10].

Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Без акцентов нет ритма. Эта мысль неоднократно высказывалась в психологической литературе, и не раз давались экспериментальные доказательства ее.

Вот пример формулировки тех результатов, к которым приходили авторы исследований, посвященных психологии ритма. Мак-Даугалл: «Элементарным условием феномена ритма является периодическая акцентуация в слуховой последовательности, протекающей при специфических временных отношениях» [7, c. 126].

В учебнике Киселева и Кулаковского дается следующее определение – «периодичность акцентов называется метром или размером», «соотношение звуков музыкального построения по длительности и по силе (динамика, акцентировка) составляет метроритм данного музыкального построения». Поэтому, говоря о ритме, будем иметь в виду метроритм (по терминологии Киселева и Кулаковского) [10, c. 40].

Известно, что субъективная акцентировка может возникать и при восприятии последовательности объективно совершенных одинаковых раздражений; происходит это в тех случаях, когда такая последовательность «воспринимается ритмически». Слушая стук метронома, большинство людей совершенно непроизвольно воспринимает его, как последовательность двух- или трехдольных тактов, как раз-два, раз-два и т.д. или раз-два-три, раз-два-три и т.д., т.е. расчленяет последовательность одинаковых звуков на группы, выделяя отдельные звуки как более громкие, акцентируя их [16]. Экспериментальные исследования показывают, что, как только произошло такого рода «субъективное ритмизирование» возникает совершенно своеобразное «переживание ритма». Это явление имеет место, если скорость ударов метронома не выходит за определенные пределы, если она не слишком мала и не слишком велика.

Борис Михайлович Теплов сделал вывод, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушанье музыки у человека возникает потребность (интуитивная) двигаться, дышать в слышимом ритме [17].

Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику. Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку [6].

В.И. Петрушин рассматривает понятие «чувство ритма» как умение слушателя воспринимать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить в различных двигательных реакциях [13].

Ритмическое чувство проявляется в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается какими-либо двигательными реакциями, передающими временной ход музыки. Восприятие музыки полноценно лишь тогда, когда оно ритмическое, т.е. имеет активный слухо-моторный характер. Нужно правильно понимать происхождение ритма. Первоначально – это ритм трудовых движений. Из трудового ритма развился ритм художественный (музыкальный, поэтический, танцевальный и т. д.) То есть чувство ритма возникло и развивалось в процессе содержательной деятельности. Поэтому развивать чувство ритма можно лишь в определенных трудовых процессах. Чувство музыкального ритма связано с эмоциональным переживанием содержания музыки во времени.

Мы под чувством ритма понимаем такую музыкальную способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Чувство ритма – врожденная способность человека. Как и любое врожденное качество, его можно развить с помощью занятий.

Формирование чувства ритма у обучающегося – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время – одна из сложных. Имея в виду трудности, с которыми сопряжено музыкально-ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны подчас скептически оценивать сами перспективы этого воспитания.

1.2 Особенности развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки

В предыдущем параграфе мы определили понятия – ритм и чувство ритма, в нашем исследовании под чувством ритма мы будем понимать музыкальную способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Далее мы рассмотри особенности развития чувства ритма у младших школьников.

Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло также и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, ритма, к изменению «ритмического мышления», эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять его сущность. Потребность в теоретических обоснованиях явлений ритма особенно ощущалась в периоды резких качественных сдвигов в ритмике. Один из таких периодов наступил в середине XX века, когда радикальные изменения затронули все главные элементы музыкального языка [2].

Музыка есть выражение некоторого содержания в наиболее прямом и непосредственном смысле – эмоционального содержания. Ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания [18].

Аналогичные положения можно было бы высказать про любые другие выразительные средства музыки: про мелодию, гармонию и т.д. Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства» вообще. Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.

При определении наиболее благоприятного возраста в обучении детей музыкально-ритмическим движениям, а также и чувству ритма, следует указать на существование различных научных подходов в данном направлении. Так, по мнению Э. Жак-Далькроза наиболее благоприятным периодом для развития чувства ритма является возраст 6-10 лет [8].

А.Л. Готсдинер определяет временные рамки этого периода от 3х до 5 лет, объясняя это тем, что к 2,5-3 годам ребенок уже располагает простейшими ритмическими преставлениями о равномерных отрезках времени. Учёные обосновали целесообразность и возможность эффективного развития чувства ритма в младшем школьном возрасте [7].

Развитие чувства ритма у детей школьного возраста проходит непрерывно и в то же самое время неравномерно. По данным В. Кручинина, Н. Самойловой, В. Фарфель, наиболее интенсивно чувство ритма развивается в младшем школьном возрасте [21].

Младшие школьники обладают хорошей координацией движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя хлопки, топанье, выразительные действия с предметами, простейшие музыкальные инструменты [14].

Им присуще чувство единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности. Из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения движениям на уроках музыки отводится незначительное место, используются только их отдельные элементы [5].

Воспитательное значение движений под музыку проявляется в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному усвоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения. В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая обработка музыкального материала. Движения под музыку помогают проследить развитие музыкального образа. Все это достигается с помощью приобретенных навыков и умений согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением [4].

Качество выполнения обучающимися движений зависит от понимания ими музыкального образа, а также выразительного исполнения произведения учителем. Материал ему необходимо знать наизусть. Потому что во время движения нужно следить за обучающимися, видеть и исправлять их ошибки [18].

Все движения учитель должен показать детям, особенно обучающимся 1 и 2 классов, одно только объяснение не дает положительных результатов. Показ движений активизирует эмоциональную реакцию на музыку [12]. В процессе разучивания движений используется образное слово, объяснение, стихотворный текст. Яркое сравнение при объяснении движений помогает ученикам правильно и выразительно ее выполнить.

После того как обучающиеся усваивают упражнения ориентировочного характера, в урок музыки вводятся задания, направленные на формирование умений выявлять, передавать в движениях характерные особенности музыкального образа [15].

Например, слушая марши разного характера, дети учатся двигаться по-разному: под спортивный – бодро, под игрушечный – легко, шагом на носочках, под военный – высоким шагом. Для двигательных упражнений и входа в класс учитель использует не только марши, но и другие произведения «моторного» характера. Если пьесы, различные по настроению, то выразительное исполнение движений под музыку углубит представления об особенностях их содержания.

Одним из самых простых элементов движений является хлопки и притопы. С их помощью обучающиеся могут закрепить представление, например, о продолжительности, ритм мелодии. С помощью хлопков и притопывания удобно передавать ритмический рисунок музыки.

В последующем развитие ритмической способности младших школьников обеспечивает восприятие единого пространства времени, формирование целостного образа мира, гармонизацию психического развития [9].

1.3 Боди перкуссия как педагогическое средство развития чувства ритма

В XX веке в поиске нового звучания, новых технологий, методик музыканты пришли к пониманию, что собственное тело само по себе представляет отличный музыкальный инструмент с различными оттенками звучания. Это не только самый доступный инструмент, но и, в то же время, самый тонкий и сложный. Палитра звуков, извлекаемых им практически безгранична.

Звуки тела или перкуссия – это метод исследования, заключающийся в постукивании по поверхности тела с оценкой возникающих при этом звуков (медицинский подход). Амплитуда, частота и время затухания звуковых волн зависят от физических свойств среды, в которой они возникают, прежде всего, от плотности и массы перкутируемого тела [10].

Боди перкуссия (перкуссия тела) – техника владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.

По мнению Елисеевой М.Н., человеческий организм – это оригинальный и единственный ударный инструмент, которым обладает каждый. Благодаря своей доступности это направление широко используется в музыкальном искусстве. Перкуссия тела может выполняться самостоятельно или в качестве сопровождения музыки или танца [22].

Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации и заложил основу этого направления [3].

Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры боди перкуссии мы видим в детских играх, песнях, танцах («Ладушки», «Танец маленьких утят», считалки и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных направлений.

Детям нравится заниматься боди перкуссией – для них естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы. В музыкальных школах каждый обучающийся первоначально осваивает такие музыкальные элементы как ритм, метр, темп и именно движения собственного тела помогают ему в этом (отбивает ритм ладонями, ногой и др.).

Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляются пощёчины с открытым и закрытым ртом, клацанье языком, свист, стук. И это далеко не полный перечень звуков, легко воспроизводимых любым человеком при помощи собственного тела [11].

Изменяется окраска звука и от положения ладоней при хлопке и от месторасположения рук. В итоге овладевает большой палитрой звуков и умелое их чередование даёт потрясающий эффект единой музыкальной канвы.

Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела.

Обучающиеся получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыкой.

Боди перкуссия – активно развивающаяся на Западе методика использования собственного тела в качестве ударного инструмента.

Телесная музыка в форме современного искусства основана на традиционных формах разных стран. Это и индонезийский саман (танец, состоящий из различных движений туловищем и руками, и неизменно сопровождающийся песнями), ирландский стэп, пальмас во фламенко (ритм-секция, которая создается при помощи хлопков в ладоши), эфиопская музыка подмышки, хамбоне в Соединенных Штатах (музыкальная техника, в которой человеческое тело выступает в качестве инструмента).

В мировой педагогической практике есть несколько общепризнанных и известных концепций «воспитания» детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в пятидесяти странах мира, является концепция музыкального воспитания Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей» [3].

Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звуко-двигательные выразительные средства, которые широко используются в методике музыкального воспитания по системе Орфа, получившие общее название «звучащих жестов».

В отечественной практике наряду с этим классическим «орфовским» набором педагоги используют также удары ладонями по плечам, по груди скольжение ладонью по ладони или по верхней части груди; различные производные варианты звучащих жестов, требующих взаимодействия детей в паре и коллективе.

В нашей стране существует «Педагогическое общество Карла Орфа» (Челябинск), председателем которого является В.А. Жилин, а также отдельные региональные объединения, координаторами которых являются опытные педагоги: И. Сафарова (Екатеринбург), И. Величко (Санкт-Петербург) и многие другие [22].

В данной технике традиционно используют четыре основных боди-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):

- Stomp – шагание ногами по полу или резонирующей поверхности;

- Patsch – хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);

- Clap – хлопанье в ладоши;

- Click – щелчки большим и средним пальцами.

Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, можно импровизировать, изобретать новые звуки, разучивать коллективные композиции.

Занимаясь боди перкуссией, обучающиеся учатся создавать музыку своими руками, а также ногами, зубами, щеками и другими частями тела.

Научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.  

Выводы по 1 главе

Подводя итоги данной главы, стоит отметить:

В параграфе 1.1 мы определили сущность понятия «чувство ритма», рассмотрели разные точки зрения значения слова ритм. Проанализировав сущность чувства ритма, мы выяснили, что его формирование у обучающихся – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время – одна из сложных.

В параграфе 1.2 мы рассмотрели особенности развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки. Нам выяснили, что чувство музыкального ритма способно развиваться, и развитие должны происходить в деятельности.

В параграфе 1.3 мы узнали, что боди перкуссия – это элементарные звуко-двигательные выразительные средства. Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что дети научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ СБОРНИКА РИТМИЧЕСКИХ ПАРТИТУР «ПОШУМИМ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1 Анализ структуры и содержания дидактических материалов по развитию чувства ритма у младших школьников

В детской психологии хорошо известна роль становления слух и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно, замедляется развитие слитной речи.

Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации.

В музыкальном воспитании дошкольника работе по развитию у ребёнка чувства ритма придаётся большое значение. Эта деятельность пронизывает все разделы музыкального воспитания в детском саду: восприятие музыки, пение, музицирование, ну и, конечно же, движение. Практика работы показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей. Но мы можем говорить о том, что необходимо продолжать развитие чувства ритма и далее, а именно в младшем школьном возрасте.

В данном параграфе мы решили проанализировать существующие методические и дидактические материалы, которые направлены на развитие чувства ритма у младших школьников.

Мы обратились к программе «Музыка» авторов Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, по которой происходит реализация музыкального воспитания в начальной школе [15].

Основной формой музыкального воспитания в школе является урок. Содержание уроков базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у обучающихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

В данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя.

Развитие чувства ритма происходит через задания на уроке – прохлопать ритм, составь ритмическую партитуру. Но необходимо отметить, что не всегда у учителя музыки хватает время на выполнения заданий, которые есть в учебнике.

Большую помощь, в рамках развития чувства ритма может оказать такое методическое пособие, как «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, использование которого позволяет разнообразить методы и приемы формирования чувства ритма. Несмотря на то, что авторы указывают, что данное пособие подойдет для детей дошкольного возраста, но и учителям музыки оно будет полезно, т.к. некоторые задания подходят для детей младшего школьного возраста, а некоторые можно усложнить. Данное пособие поможет музыкальным руководителям, учителям музыки, преподавателям музыкальных школ и заинтересованным родителям развить в ребенке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждый урок как его неотъемлемую часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года [22].

Сильной стороной данной программы является её дифференциация в соответствии с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие организованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения. Этот процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав. 

Также мы обратились к книге Т.Н. Образцовой «Музыкальные игры для детей». В книге приводятся описания музыкальных игр, в которые с огромным удовольствием будут играть дети в детском саду, в школе или дома. В издании приведены примеры разнообразных музыкальных игр, рассчитанных на детей самых разных возрастов – от 3 лет до старшего школьного возраста. Это игры, развивающие чувство ритма, музыкальный слух и память, музыкально-юмористические и обрядовые, а также формирующие образное мышление детей и навыки совместного творчества. Используя музыкальные игры, родители и учителя имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма и т.д.

Книга разделена на главы. Первая глава– «Подальше от медвежьих лап». Эта глава предназначается в основном не тем детям, которые музыкой начали заниматься профессионально, серьезно и с этой целью учатся в специальных школах, осваивая какой-нибудь инструмент. Глава создана для тех, кто просто хочет лучше разбираться в музыке, научиться ее различать, запоминать; тем, кто любит петь, но не слишком уверен в своих силах. А главное, предложенный в главе материал поможет каждому разобраться в своих способностях и стать более уверенным в себе.

Вторая глава – «Громко, звонко, весело» – одной из задач музыкального воспитания является развитие певческих навыков у ребенка. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Ребенок часто напевает свою незамысловатую мелодию в процессе игры. Музыкально-дидактические игры помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами.

Следующая глава – «Музыкально-юмористические игры». Это веселые игры, поднимающие настроение любому меланхолику. Полезны они детям школьного возраста, а также их родителям и будут очень уместны в качестве развлечения на празднике.

В книге есть еще несколько глав, но для нас больший интерес представляет восьмая глава – «Игры на развитие музыкальной памяти и чувства ритма». Музыкальная память включает в себя следующие виды памяти: зрительную, моторно- двигательную, слуховую, эмоциональную. У каждого ребенка эти виды памяти выражены по-разному: у кого-то хорошо развита зрительная, у кого-то слуховая. Но для развития у детей музыкальной памяти необходимо сочетание и развитие всех видов памяти. Только благодаря их совокупности развиваются музыкальные способности [16].

Существует множество методик для развития музыкальной памяти и чувства ритма. Но для ребенка очень важен игровой момент. В игре ребенок быстрее учится музыкальным навыкам, развивает музыкальные способности. Представленные в этом разделе игры на развитие чувства ритма, учитывают способность воспроизводить мелодию. Каждая игра включает в себя элементы всех видов музыкальной памяти.

Анализируя пособия, мы пришли к выводу, что методической литературы по развитию чувства ритма у младших школьников недостаточно, вся она сводится с прохлопыванию или простукиванию ритма, а также музыкально-ритмическим движениям. Таким образом, мы решили создать сборник ритмических партитур с применением боди пекуссии.

2.2 Подходы к созданию сборника ритмических партитур «Пошумим» для развития чувства ритма у младших школьников

Проведя анализ теоретической и методической литературы, мы пришли к выводу, что существует необходимость в разработке сборника ритмических партитур для развития чувства ритма. Сборник ритмических партитур – это определённое собрание ритмов, которые необходимо исполнять при помощи своего тела.

Сборник ритмических партитур «Пошумим» – одна из форм развития чувства ритма на уроках музыки у младших школьников, в которой обучающийся может показать свои творческие способности с учетом личного познавательного интереса, продемонстрировать способность к самостоятельным исследованиям в области поиска новых звучаний.

Цель создания сборника –составление и структурирование ритмических партитур, направленных на развитие чувства ритма у младших школьников.

Создание сборника ритмических партитур включает в себя следующие этапы:

  1. Начальный этап (теоретическое обоснование)
  • актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования);
  • определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые необходимо найти);
  • определение целей и задач исследования;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

2. Сбор и накопление информации (разработка сборника)

  • определение последовательности разработки сборника;
  • сбор и обработка информации (создание ритмических партитур, написание рекомендаций);
  • анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал).

 3. Оформительный этап

  • группировка, систематизация материала согласно поставленному плану;
  • последовательность расположения основных частей (титульный лист, оглавление, пояснительная записка, основная часть и т.д.).

На этапе выполнения курсового исследования мы реализуем первый этап и частично второй и третий этапы нашего плана.

По нашему мнению, активное использование материала из сборника будет способствовать развитию чувства ритма у младших школьников. Наполнение и апробация сборника будет проходить в рамках дальнейшего исследования.

2.3 Методические рекомендации по развитию чувства ритма средствами боди перкусии

Техника боди перкусии широко используется в музыкальной педагогической практике по всему миру. Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звуко-двигательные выразительные средства. Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как эти «инструменты» всегда под рукой. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок, составлять из них ритмо-двигательные партитуры. Именно в звучащих жестах полезно прорабатывать различные ритмические фигуры.

При систематических упражнениях в этом направлении, становится возможно исполнение разнообразных комбинаций и ритмов с использованием только возможностей человеческого тела [2].

В процессе подготовки к исполнению музыкально-ритмических партитур к песне или прослушанному произведению необходимо начинать с элементарных звуко-двигательных выразительных средств.

Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно, затем их объединяют друг с другом, причем начинать надо с наиболее легкого – с сочетания шлепков и хлопков.

  1. Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки – требует некоторой сноровки и для их разучивания может понадобиться некоторое количество упражнений. Удар в ладоши должен быть упругим, дыхание при этом – спокойным и размеренным. Вначале хлопки лучше проводить стоя; руки перед хлопком должны быть свободными, а сам удар – легким и мягким.

Хлопки могут быть разными:

Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим.

Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным.

Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты. Это обостряет внимание детей к качеству звука и будет впоследствии хорошей основой для развития музыкальности.

На хлопках можно познакомить детей с различными видами акцентов, оттенками динамической градации – прежде всего перехода от piano к forte и наоборот.

Piano важнее, чем forte, так как тихие хлопки приучают прислушиваться друг к другу и одновременно чутко различать тонкости звуковых красок. Но, тихие хлопки не должны приводить к ритмическим неточностям. Энергия, прежде всего ритмическая, должна присутствовать и при самом нежном звукоизвлечении.

  1. Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус тем не менее должен оставаться свободным и вместе с тем как бы «готовым к прыжку».

В ритмических партитурах для звуковых жестов могут встречаться самые разные комбинации шлепков, для чего в «Шульверке» используются соответствующие виды нотации:

  1. Одновременно двумя руками. Нотация: нотные штили всегда идут вверх.
  2. Отдельные удары левой или правой рукой. Нотация – правая – вверх, левая – вниз.
  3. 3) Отдельные удары каждой руки в чередовании с одновременными ударами двумя руками (штили вверх и вниз к одной ноте – одновременные шлепки двумя руками).

4) Перекрестные удары (правая рука ударяет по левому бедру и наоборот). Нотация: две линии – верхняя правое бедро, нижняя – левое бедро [3].

  1. Щелчки. В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко. В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками.

Нотация: штили, проставленные только вверх – обе руки щелкают одновременно;

Если штили направлены вверх и вниз, то штили вверх обозначают щелчки правой рукой, штили вниз – щелчки левой рукой.

  1. Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед. Для некоторых детей будут полезны предварительные упражнения: сгибание и выпрямление колен (полуприседание) при сомкнутых ногах; момент выпрямления акцентируется. Исходное положение для самого притопа: голень отведена под углом слегка назад, колено к колену, оба колена слегка согнуты. В момент удара оба колена - выпрямлены.

Нотация: штиль вверх - правая нога, штиль вниз - левая нога.

Наряду с притопами всей ногой можно и должно проводить и другие упражнения: удары носком (пятка остается на полу) или пяткой (носок остается на полу). Прекрасным образцом того, насколько интересным и завораживающим может быть ритм, исполненный только «ногами», дает испанское фламенко, ирландский стэп. Подобные варианты ритмических притопов существуют и в русском, татарском фольклоре, танцевальных традициях других народов России.

Звучащие жесты можно делать стоя или сидя, а чтобы внести разнообразие – стоя на коленях или сидя на полу. В положении «сидя» дополнительные звуковые краски можно извлечь из табуреток с плоским деревянным сидением, или полых деревянных кубов.

Когда звучащие жесты будут детьми освоены, постепенно можно задействовать все большее количество разных «инструментов», ставя все более сложные как ритмические, так и координационные задачи.

В отечественной практике педагоги используют также удары ладонями по плечам, по груди; скольжение ладонью по ладони или по верхней части груди; различные производные варианты звучащих жестов, требующих взаимодействия детей в паре.

Выводы по 2 главе

В первом параграфе второй главы мы провели анализ структуры и содержания дидактических материалов по развитию чувства ритма.  Мы проанализировали программу по музыке в начальной школе, пособие «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой и книгу Т.Н. Образцовой «Музыкальные игры для детей». Анализ показал, что в программе по музыке нет разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие чувства ритма. А пособия, как правило, ориентированы на дошкольный возраст. Таким образом, мы пришли к пониманию, что есть необходимость в создании сборника ритмических партитур, который будет направлен на развитие чувства ритма.

Во-втором параграфе мы рассмотрели подходы к созданию сборника ритмических партитур «Пошумим» и определили три этапа создания сборника.

Также мы структурировали методические рекомендации по развитию чувства ритма средствами боди перкуссии. Рекомендации раскрывают последовательность работы над звучащими жестами, каким образом можно их разучивать с детьми, какие трудности могут встретиться, а также предложения по их устранению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале исследования мы определили цель – теоретически обосновать возможность боди перкуссии в развитии чувства ритма у детей младшего школьного возраста и спроектировать сборник ритмических партитур «Пошумим». Для достижения цели решался ряд задач, после решения которых мы пришли к следующим выводам:

  • Понятие «чувство ритма» исследовано во многих научных трудах. Данное понятие формируется под воздействием большого количества факторов, по некоторым данным это чувство является врождённым, но успешно поддаётся развитию и совершенствованию.
  • Опираясь на определения Б.М. Теплова, В.И. Петрушина, К. Орфа можно сделать вывод, что в основе ритмического чувства лежит эмоциональное переживание музыки, которое имеет моторно-двигательную природу, и связанно с движением, танцами. Необходимо с раннего возраста создать условия для развития чувства ритма.
  • Боди перкуссия – это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов, при помощи своего тела. Самым первым инструментом человека было и есть его тело, так говорил К. Орф. Слушать и слышать свое тело, играть на нем, как на перкуссии – это значит пропускать музыку, ее ритм непосредственно через себя. Так родилась система «Body Percussion» (звучащие жесты), которую активно используют учителя музыки по всему миру. Хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.
  • Анализ структуры и содержания программ и дидактических материалов по развитию чувства ритма, позволил сделать вывод о целесообразности создания сборника ритмических партитур «Пошумим».

В работе дано обоснование целесообразности развития чувства музыкального ритма у младших школьников средствами боди перкуссии. Было выделено несколько этапов работы над звучащими жестами, на основе этого были разработаны рекомендации, как в рамках урока музыки можно применять Body Percussion как средство развития чувства ритма у детей.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что цель и задачи, которые были поставлены в начале исследования – достигнуты.

В дипломной работе мы планируем дополнить и апробировать сборник ритмических партитур «Пошумим» для развития чувства ритма у младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральные законы

  1. ФГОС Начального общего образования от 06.10.2009 № 373 (ред. От 11.12.2020) URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 15.03.2022).

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей / Б.В. Асафьев; М.: Наука, 1986. – 212 с.
  2. Баренбойм, Л. А. Система детского музыкального воспитания К.Орфа / Л. А. Баренбойм; Л.: «Музыка»,1970. – 160 с.
  3. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, С. И. Розум; Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 624 с.
  4. Венгер, А.А. Педагогика способностей / А.А. Венгер; М.: Наука, 1984. – 243 с.
  5. Гейнрихс, И.Н. Музыкальный слух и его развитие / И.Н. Гейнрихс; М.: Наука, 1978. – 189 с.
  6. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер; М.:Юнити, 1993. – 219 с.
  7. Далькроз, Э.Ж. Ритм / Э. Жак-Далькроз; М.: Классика-ΧΧΙ, 2006. – 409 с.
  8. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе /  Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко; М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
  9. Киселев, Г. Музыкальная грамота. Пособие для музыкальных техникумов и музрабфаков / Г. Киселев, Л. Кулаковский; М.: Музгиз, 1936. – 128 с.
  10. Навайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Навайкинский; М.: Наука, 1988. – 189 с.
  11. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева; М. :Юнити, 2001. – 230 с.
  12. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин; М. – Академический проект, 2006. – 400 с.
  13. Рубинштейн, С.Л. Психология / С.Л. Рубинштейн ; СПБ. – Питер, 2002. – 720 с.
  14. Сергеева, Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе / Г.П. Сергеева; М.: Наука, 1998. – 219 с.
  15. Скребкова-Филиппова, М.С. Фактура в музыке / М.С. Скребкова-Филиппова; М. :Юнити, 1985. – 230 с.
  16. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов; М.: Просвещение, 1977. – 210 с.
  17. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования / А.В. Торопова; М.: «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. – 245 с.
  18. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Г.М. Цыпин, Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова; Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.

Статьи из периодических и продолжающихся изданий

  1. Михайловская, Е. Г. Активизация познавательной деятельности обучающихся / Е. Г. Михайловская // Начальная школа. – 2013. – №9. – С. 45-47.
  2. Суслова, Н.Г. Расставьте акценты – получите ритм / Н.Г. Суслова // Искусство в школе. – 2002. – №4. – С.20-24.

Интернет-ресурсы

  1. Елисеева, М. Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания / М.Н. Елисеева  // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. 2015. – С. 187-189. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8339/ (дата обращения: 03.10.2022).
  2. Субота, М. В. История развития музыкальной психологии донаучного периода // Молодой ученый. – 2014. – №3. – С. 808-815. – URL https://moluch.ru/archive/62/9579/ (дата обращения: 13.10.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовой проект по теме"Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ".

Презентация курсового проекта по теме "Адаптивная система обучения на уроках математики средствами ИКТ"....

Профессиональный модуль «Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования» МДК01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними» Задания для курсовых проектов и контрольных работ

В методической разработке представлено задание на курсовой поект и перечень рекомендуемого оборудования, которое студент может выбрать для курсового проектирования. Приведены вопросы для выполнения ко...

организация строительного производства курсовой проект

Ищите диплом или курсовую?Особенности системы управления в россииСтруктура организованных преступных группировок Японии ознакомиться с анонсом книг по англоязычной литературе с краткой аннотацией; Про...

Методические указания по выполнению курсовых проектов по ПМ 01.МДК 01.03 специальности 270101

Методические указания дают полное представление не только о  составе пояснительной записки   по каждому разделу, но и показывает как по СНиПу оформить графическую часть  проекта....

Курсовой проект Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".

Курсовая работа написана в процессе прохождения курсов повышения квалификации. В ней содержится информация об использовании мини-проектов в формировании УУД на уроках географии. Представлена разработк...