Особенности развития современного ребенка
статья

Забродина Ольга Васильевна

Выступление на методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_-_osobennosti_razvitiya_sovremennogo_rebenka.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития современного ребенка

(методическое объединение по направлению «Дошкольное образование», декабрь, 2017года, Забродина О.В.)

Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены ученые.

Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг из самых значимых изменений у современных детей:

1.Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
2.Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
3.Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры.
4.Снижение любознательности и воображения у дошкольников.
5.Недостаточная сформированность мелкой моторики у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.
6.Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
7.Рост «экранной» зависимости.
8.Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти.
11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
14. Увеличение численности одаренных детей.

Интересно увидеть, каким станет повзрослевший современный дошкольник. Проблема изучения развития современного ребенка остается актуальной. Необходимы серьѐзные междисциплинарные исследования на стыке психологии, педагогики, социологии, физиологии.

На что же необходимо обращать внимание педагогам при исследовании психических процессов детей?

Метод наблюдения применяется на всем протяжении процесса обучения. Наблюдения обычно начинают с оценки внешнего вида ребенка. Здесь важно отметить особенности телосложения: наличие диспропорций и физических недостатков, соответствие возраста физическому развитию, излишнюю полноту или худощавость, тип телосложения (астенический, атлетический, пикнический). Чистота одежды, кожи тела – тоже важный показатель, поскольку это отражает степень внимания родителей к ребенку, социально-культурные стереотипы семьи. Цвет лица говорит не только о состоянии здоровья, но и об эмоциональном состоянии ребенка в данный момент. Обязательно надо зафиксировать особые приметы: шрамы, внешние признаки хромосомных аномалий и т. д.

Общий фон настроения ребенка оценивается по многим показателям: осанка, степень подвижности, мимика и жесты, признаки невротических проявлений. Обратите внимание, как ребенок держит свое тело: скованно, напряженно, вяло, свободно; насколько пластичны либо неуклюжи, некрасивы его движения. Важно отметить энергичность, точность и целесообразность движений либо их хаотичность и судорожность, вялость или суетливость. При оценке мимики и жестикуляции определяется их соответствие ситуации и высказываниям ребенка. Фиксируются и невротические проявления, которые можно наблюдать непосредственно в процессе обследования: дрожь в руках, подергивание плечами, стереотипное гримасничанье, покусывание губ или ногтей, шмыганье носом, постоянное перекладывание предметов, ерзание на стуле, раскачивание и т. п.

Наблюдение за различными аспектами словесных проявлений ребенка дает возможность охарактеризовать его речь: если он нечетко выговаривает слова, шепелявит, гнусавит, можно предположить наличие психического недоразвития. Богатый словарный запас, точность выражения мысли, умение строить развернутые предложения – все это говорит о степени умственного развития и культурном уровне ребенка. Следует отметить наличие в речи аграмматизмов, соскальзывания (т. е. постоянная смена темы разговора, склонность ребенка к ведению монолога – все это может выступать симптомами серьезных нарушений в психическом развитии.

Отмечается  и то, как испытуемый строит свои отношения с педагогом. Обращается ли он к психологу с детской непосредственностью (соответствующей его возрасту) либо он слишком инфантилен. Как ведет себя в первые минуты общения: недоверчиво, робко, испуганно или слишком смело, развязно и даже фамильярно, или стремится избежать контакта и т. п.

Дети, у которых нет нарушений в развитии психической деятельности и отклонений в поведении, во время занятия ведут себя серьезно; они собраны и активны. Им интересен процесс работы, оценка результатов; они радуются успеху и похвале психолога. При неудаче дети огорчаются, но не теряют самообладания, стараясь преодолеть трудности.

Серьезной причиной для более углубленного обследования ребенка является отсутствие его реакции на похвалу. Это означает, что ребенок либо не понимает смысла и значения одобрения, либо равнодушен к оценке взрослого. В норме дети сами обнаруживают свои ошибки и, отреагировав на это в высказываниях («Ой», «Неправильно», «Не так», «А как же?»), сосредоточенно переделывают задание, стараясь достичь правильного результата и обращаясь по мере необходимости к взрослому. Неоправданно громкий дурашливый смех или плач отмечается в этих случаях у детей с невротическими реакциями, а также у избалованных детей.

Двигательная расторможенность, проявляющаяся в ответ на неудачу, отмечается у детей с минимальными мозговыми дисфункциями и более серьезными церебральными нарушениями. Это выражается в том, что ребенок начинает быстро и неадекватно манипулировать с объектами, теряет цель действий и не доводит выполнение задания до конца.

Если же ребенок старше трех лет постоянно обращается к взрослому, все время спрашивая, правильно ли он действует, это может быть либо признаком инфантилизма, либо результатом воспитания по типу гиперопеки.

Как известно из курса детской психологии, трехлетний ребенок в плане развития крупной моторики уже владеет почти всеми движениями, как и взрослый, даже подымается на лестницу и катается на трехколесном велосипеде. Речевое развитие к 3 годам также достигает высокого уровня. Ребенок правильно строит простые предложения (учитывая правила морфологии и синтаксиса) и начинает использовать сложные, могут вести диалог, поддерживать тему разговора, размышлять, объяснять, самостоятельно переделать фразу, чтобы взрослый лучше понял, о чем идет речь. К 4 годам малыши осваивают нормы вежливого обращения, понимают разницу в стиле общения: со взрослыми они соблюдают дистанцию, их речь более вежлива; с детьми старше себя они говорят иначе, чем с младшими. В 4 года ребенок уже не только начинает обобщать по форме и цвету специальный стимульный материал, но и выделяет эти признаки в любых предметах, например, яблоко, мяч, арбуз – это все круглое. С 5 лет он уже четко ориентируется по указанным параметрам.

В 3 года ребенок правильно называет, что изображено на картинке, объясняет, кто и что делает, ориентируется во времени действия. В 4 года он четко ориентируется и во времени года. Начиная с 5 лет, ребенок уже может сгруппировать картинки по сюжетам «Здесь показаны все, кто ест», «Здесь те, кто работает», «Здесь все спят» и т. д. Это свидетельствует о высоком уровне развития мыслительных процессов, основывающихся на умении анализировать ряд разнородных объектов, выделять в них общие, существенные для обобщения признаки, абстрагируясь при этом от несущественных.

При нормальном развитии ребенка к концу дошкольного возраста мыслительные операции, предшествующие абстрагированию (анализ, сравнение, обобщение), уже осуществляются свернуто.

Если отмечается несоответствие этим нормам, возникает вопрос о наличии у ребенка психического недоразвития либо иных нарушениях психической деятельности.

Примерный перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.

Упражнение «Кого не стало? »

На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а педагог убирает одну из игрушек. Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.

Упражнение «Кто лишний? »

На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог добавляет ещё одну игрушку. Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.

Упражнение «Вспомни…»

На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т. д.) . Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Педагог быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки.

При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.

Упражнение «Что я назвала? »

Педагог произносит ряд слов, а ребёнок выбирает соответствующие картинки, выставленные на доске

Упражнение «Кто самый внимательный? »

Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета.

Упражнение  «Назови одним словом»

Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша, апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т. д. Ребёнок обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т. д.)

Упражнение «Четвёртый лишний»

Выбор лишней игрушки, картинки, предмета из предложенных (яблоко, апельсин, груша, морковь; кукла, кубик, мяч, тарелка и т. д) При усложнении игра проводится на вербальном уровне (без опоры на наглядность)

Упражнение «Чего не хватает? »

Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит. д.) . Ребёнок называет недостающую деталь.

Упражнение «Какие предметы спрятались? »

Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.

Упражнение «Собери картинку»

Ребёнку предлагается картинка, разрезанная на части. Надо собрать части так, чтобы получилась целая картинка. Сначала предлагается картинка, разрезанная на 2 части, затем на 3 и т. д.

Работа с разрезной картинкой помогает педагогу выяснить:

- как ребёнок справляется с комбинированием

-как соотносит части и целое

-действует ли он при составлении картинки методом подбора или старается представить в уме картинку в целом

Упражнение «Загадки»

Одним из продуктивных приёмов работы, направленных на развитие мыслительной деятельности, является работа с загадками. На начальных этапах работы с загадками детям предлагаются опорные картинки для выбора.

Загадки используются как в стихотворной форме так и описательные, например: рыжая, пушистая, с длинным хвостом (лиса) После отгадывания описательной загадки, ребёнка можно спросить: «Какая лиса? » (рыжая, пушистая, с длинным хвостом)

Новые средства воспитания: сотрудничество, мотивация, контроль.

По мнению Джона Грэй:

 1.Ребенок не научится прощать, если ему прощать некого.

 2.Ребенок не разовьет в себе терпение или умение ждать, если всегда сразу предоставлять ему все, чего он хочет.

3.Ребенок не научится сотрудничать, если все всегда проходит так, как хочется ему.

4.Ребенок не разовьет творческий талант, если за него будут делать все другие.

5.Ребенок не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу.

8.Ребенок не разовьет в себе отвагу и оптимизм, если ему не придется столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

9.Ребенок не научится исправлять свои ошибки, если ему неведомы трудности.

10.Ребенок не разовьет в себе чувство собственного достоинства, если не будет преодолевать препятствия и достигать чего-либо сам.

Трудности помогают ребенку стать сильнее.

Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Родители, взрослые должны выражать и проговаривать свои чувства искренне, тем самым они будут учить детей уверенному поведению и определению своих эмоциональных состояний и чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития личности ребенка-сироты

Особенности развития личности ребенка-сироты...

Особенности развития современной транспортной системы и транспортных услуг города Москвы

Круглый стол на тему:«Особенности развития современной транспортной системы и транспортных услуг города Москвы»24 октября 2014 года...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Потенциал бумажного макетирования в развитии современного ребенка

Бумажное макетирование – это увлекательное занятие, которое по достоинству оценит каждый ребенок. Создание объемных композиций из бумаги – популярное хобби среди детей и взр...