План – конспект урока по учебному предмету «История» в 6 классе по теме:«Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»
план-конспект урока по истории (6 класс)

Севостьянова Наталья Викторовна

Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIIIXIV веках». Второй урок по теме «Московская Русь в 14-16 веках» 6 классНаименование УМК, автор : История России. 6 класс. Учеб для общеобразовательных организаций. В 2 ч.[Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева] ; под ред. А.В.Торкунова.-М.: Просвещение, 2020 г – 128 с.: ил., карт. – ISBN 978-5-09-037939-7.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа» Белгородской области.

План – конспект урока

по учебному предмету «История»

 в 6 классе

по теме: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Наименование УМК, автор : История России. 6 класс. Учеб для общеобразовательных организаций.

В 2 ч.[Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, П.С.Стефанович, А.Я.Токарева] ; под ред. А.В.Торкунова.-М.: Просвещение, 2020 г – 128 с.: ил., карт. – ISBN 978-5-09-037939-7.

Автор: Севостьянова Наталья Викторовна,

учитель истории ОГБОУ «Пятницкая СОШ».

Образование: высшее, БелГУ, исторический  факультет, 2006г.

Стаж педагогической работы: 27 лет.

Квалификационная категория: высшая

2022 год

План – конспект урока

Урок  № 57

Класс: 6

ОУ: ОГБОУ «Пятницкая СОШ»

Белгородской области

Предмет: История

Тема урока: Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIII–XIV веках». Второй урок по теме «Московская Русь в 14-16 веках» 6 класс

Цель урока: пробудить у обучающихся чувства патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, гордости за свою Родину, на примере подвига государственного деятеля, святого и полководца Дмитрия Ивановича Донского.

Задачи урока:

Образовательные: - определить основные направления политики Д. И. Донского, показать значение его деятельности для усиления и укрепления Русского государства;

-сформировать знания о объединении русских земель вокруг Москвы и значении победы в Куликовской битве для русского народа;

-продолжить развивать познавательный интерес к истории России;

Развивающие:

- развивать и совершенствовать навыки работы с текстом;

- развивать умения ставить цели и задачи учебной деятельности;

- формировать читательскую грамотность;

Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма, уважения к истории страны;

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесные, наглядные, самостоятельная работа, проблемно-поисковый, познавательные игры.

Технология обучения: традиционная с применением новых информационных технологий.

Средства обучения:

  • учебник «История России»  для 6 класса под редакцией академика РАН А.В. Торкунова Москва, 2020г. «Просвещение»;
  • Анимированная карта Куликовской битвы   http://war1380.ru/karta.html 
  • компьютер, интерактивная доска, презентация.

Источники информации:

Для учителя

Для учащихся

  • Учебник: «История России»для 6 класса под редакцией академика РАН А.В. Торкунова Москва, 2020г. «Просвещение»;
  • Рабочая программа;
  • Интернет-ресурсы

  • «История России»для 6 класса под редакцией академика РАН А.В. Торкунова Москва, 2016г. «Просвещение»;
  • Текст  стихотворения В.Марахина

Планируемые предметные результаты:

Знать

Уметь

  • Москва – центр борьбы с ордынским владычеством,
  • знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды
  • точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия.
  • Определять условия усиления Московского княжества;
  • давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича;
  • давать сравнительные характеристики  внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы;
  • применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации.

Планируемые метапредметные результаты: уметь слушать собеседника, формировать собственное мнение, высказывать свои мысли (коммуникативные УУД), планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа урока), в сотрудничестве с учителем (регулятивные УУД); систематизировать материал, работать с различными источниками информации, (познавательные УУД).

Планируемые личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознавать эмоционально – ценностное отношение к содержанию изучаемой темы, проявлять готовность к сотрудничеству.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие. Проверка отсутствующих.

Добрый день, ребята!

Я рада видеть вас всех веселыми, здоровыми и добрыми. А теперь поздоровайтесь локтями: коснувшись соседа по парте локтем, все вы знаете значение словосочетания «чувство локтя». Чувство локтя —умение поддерживать связь, готовность прийти на помощь. А мне просто улыбнитесь. Давайте начнем урок. Сегодня нам предстоит общаться не только друг с другом, но и показать, как мы умеем отстаивать свою точку зрения и рассуждать. Итак, за работу.

Приветствуют соседа по парте и учителя.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Самоопределение деятельности (мотивация)

Учитель:

Посмотрите на эпиграф к нашему уроку

(слайд 1)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-На прошлом уроке мы начали изучать тему «Усиление Московского княжества» сегодня мы её продолжим. Определите тему урока. Учитель выслушивает и корректирует тему. Просит записать в тетради тему урока.

 (слайд 2)

Учащиеся, формулируют тему урока

Регулятивные:

самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

III. Актуализация знаний

Учитель:

Мы продолжаем изучать историю своей страны и прежде чем продолжить разговор, давайте вспомним что уже нам известно. На последнем уроке мы с вами говорили об усилении Московского княжества в Северо-Восточной Руси:

 - Почему Москва стала центром объединения русских земель?

- В чем состояли обязанности князей перед Золотой Одой?

- Какова была главная цель у московских князей?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Дальновидная политика московских князей;

Московские князья не допускали усобиц; поддержка от РПЦ; четкий порядок престолонаследования.

Собирать дань, предоставлять воинов в армию ордынцев, дарить подарки.

Расширить своё княжество, получить ярлык великого князя.

Коммуникативные: 

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

IV.Создание проблемной ситуации.

Мы вспомнили, как политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами, и Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси. Оно превратилось также в духовный центр русских земель.  

Посмотрите на план сегодняшнего урока постарайтесь его основе сформулировать и

записать себе задачи на урок.   ( слайд 3)         

 Проблемный вопрос урока:

Почему Куликовская битва считается одним из самых важных событий в истории нашей страны? ( слайд 4)

Ставят себе задачи на урок «Узнать…   определить.. раскрыть…»

Осмысление поставленной задачи.

Коммуникативные: участвовать  в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

V.Изучение нового материала

-Посмотрите на изображение Дмитрия Ивановича, какие черты передал художник?»

( слайд 5)

Прослушайте краткую биографическую справку (ученик с опережающим заданием) о Дмитрии Ивановиче и ответьте на вопрос.

 

-Что конкретно было сделано по объединению русских земель при Дмитрии Ивановиче?

Правильно, в  70-х годах ХIV в. важнейшей политической задачей для Руси стала решительная борьба с Ордой.

(Слайд 6)

Давайте постараемся определить, какие причины послужили предпосылкой столкновения Руси и Орды. А поможет нам в этом материал учебника пункт 3. Вам необходимо выделить причины столкновения для Руси и для Орды и записать их вокруг ключевых слов, работаем в парах (спросить и отметить справившуюся пару)

1 пара: определяет причины столкновения

для Руси.

2 пара: определяет причины столкновения для Орды.

- Какой вывод можно сделать, определяя причины столкновения Руси с ордой?

Становится очевидным, что Орда переходит Волгу, и князь Дмитрий рассылает гонцов по городам, по княжествам, с тем чтобы все уже были извещены о том, что близко то время, когда понадобится помощь всех русских сил. Он формирует большое войско, собирая силы всех русских княжеств. Около 36 городов приняли участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи. Мамай тоже готовился к битве основательно, так как прекрасно понимал, что если он проиграет битву, правителем Орды ему никогда не быть.

Восстановить ход событий на Куликовом поле нам поможет интерактивная карта   (Слайд 7)                                                                                         

http://war1380.ru/karta.html 

Войско Мамая было разгромлено.

- Каковы причины победы русских войск?                                                                                                                                    - Какую оценку можно дать Дмитрию Ивановичу?  

Именно после победы на Куликовом поле князь Дмитрий получил прозвище Донской.                                    

Учащиеся анализируют изображение и делают вывод о характере князя

Слушают выступление ученика

Подчинил себе главных соперников – суздальско-нижегородского, тверского и рязанского князей;

- Отбил три похода литовцев на Москву;  -  Не допускал княжеских усобиц в подвластных Москве землях.

-Главной целью политики Дмитрия было объединение Руси, для борьбы с ордынцами

По ходу рассказа  записывают план-конспект в тетрадь.

Ответ: причинами столкновения были

для Руси: - междоусобицы в Орде;

  - раздел Орды на 2 части: западную и восточную;                                                                          - желание освободиться от власти ордынцев.

Для Орды: - открытое неповиновение Орде (убит посол, взят выкуп с земель средней Волги);

- после битвы 11 августа 1378 г. Дмитрий отказался выплачивать дань Орде;

Столкновение неизбежно

Записывают, даты, места, участников.

Удачная расстановка сил, военный талант Дмитрия, героизм и мужество русских воинов, вера в победу, усиление Руси.                      

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания 

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из сообщения; дополняют и расширяют имеющиеся знания;

Коммуникативные:  отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план.

VI. Первичное осмысление.

Групповая работа.

На столах перед вами фрагменты пазлов и описание к ним. Вам необходимо выбрать понравившийся цветовой фрагмент, собрать его и подобрать к нему описание.

Теперь объединяемся по группам. Собираем изображение (пазлы). И рассказываем, о чем изображение.

На 1 листе – сюжет благословление на битву от Сергия Радонежского.

На 2 листе – сюжет поединок Пересвета с Челубеем.

«Была на Руси радость великая – говорится в летописи, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону». Восемь дней хоронили погибших воинов, русское войско понесло огромные потери, поэтому Дмитрий оказался не в состоянии освободить Русь от ордынцев. Через два года (в 1382 году) новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области. Москва, Владимир и другие города подверглись разорению. Дмитрий Донской, чтобы не ввязываться в изнурительную войну с Ордой, пошел на уступки: снова возобновил выплату дани. И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному свержению ордынского владычества, она имела большое значение.   

А теперь заполните кластер лежащий на ваших партах.                                                                                            

 

Заполнение кластера «Значение и итоги Куликовской битвы»

(слайд 10) для проверки

(Слайд 11) Поэт Владимир Марахин написал стихотворение о куликовском сражении, начало которого стало эпиграфом сегодняшнего урока. (Работаем по рядам)

-Возьмите текст и маркеры, предлагаю выделить вам те слова, который по-вашему мнению наиболее ярко характеризуют изученное нами событие.  ( у каждого ряда свой кусок стихотворения)

Беседа по прочтении:

-Каким настроением пронизано это стихотворение?

-Какие чувства у вас оно вызывает?

Разделяются на группы

«Собирают пазлы»

Работают в группах

Готовят небольшие выступления.

(Слайд 8-9)

Заполнение кластера и

ответы учащихся.

Работают с текстом, выделяют смысловые характеристики.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.  

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.  

Коммуникативные: участвовать  в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

VII. Закрепление изученного.

Вы хорошо поработали на уроке. А теперь проверим себя и выполним задание Верно н Верно, вы поднимаете карточки зеленый цвет Верно, а красный НЕ ВЕРНО. (Слайд12)

1. Куликовская битва проходила 8 сентября 1380 году.

2. Битва проходила на Куликовом поле.

3. Монголо-татарским войском руководил Дмитрий Донской.

4. Русским войском руководил Мамай.

5.В тыл монгольской конницы ударил запасной полк.

6. Войско Мамая победило на поле Куликовом.

7.В историю эта битва вошла под названием «Мамаево побоище».

 Учитель корректирует и анализирует усвоение материала.

  • Выполняют задания с помощью карточек

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.  

VIII.Решение проблемной задачи.

Переходим к главному вопросу урока. 

  • Почему Куликовская битва считается одним из самых важных событий в истории нашей страны?
  • Какие вы ставили цели в начале урока?

Учащиеся дают свои варианты ответов,

вспоминают какую цель в начале урока они ставили и выполнена ли она. Узнали, что  именно  Москва,  становится центром  образования русских земель. Определи роль Дмитрия Ивановича, как государственного деятеля  Раскрыли  ход Куликовской битвы и  установили   ее значение.

Регулятивные: коррекция; оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

IX. Рефлексия деятельности (итог урока)

Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны и старательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо - улыбнулись мне, а кто чувствует в себе силы работать еще лучше - поаплодировали себе. (Слайд13)

А теперь ставим себе цветную оценку. Внизу работы в классе ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, жёлтый - всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, синий – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

Учащиеся,  ставят себе оценку

Личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности.

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества.

X.Этап информации домашнего задания.

П. 21 (Слайд14)

Выполнить любое из этих заданий по выбору:

-Нарисовать рисунок на тему: «Куликовская битва»;

-Составит небольшой кроссворд по изученной теме;
-Сочинить стих;

-Придумать рассказ о Куликовской битве  от имени русского или ордынского воина

Записывают домашнее задания



Предварительный просмотр:

http://war1380.ru/karta.html 



Предварительный просмотр:

                                                                   

C:\Users\user\Desktop\церковь\ocr.jpg



Предварительный просмотр:

Великий князь Дмитрий Иванович (1350-1389) оказался на престоле еще  ребенком, ему едва исполнилось 9 лет. Соседние князья были готовы воспользоваться малолетством князя, однако на защиту интересов Дмитрия  выступила  церковь. Дальновидный митрополит Алексий не допустил распада московских земель.

Внутренняя политика Дмитрия была направлена на единодержавие. Он не допускал княжеских распрей, посылая московскую рать для наказания начавших усобицу князей. На помощь внуку Калиты приходила церковь: митрополит  призывал князей к миру, нередко, чтобы заставить подчиниться непокорных, шёл на крайние меры: запрещал вести на территории их княжеств церковную службу.

Великий князь Дмитрий Иванович Подчинил себе главных соперников – суздальско-нижегородского, тверского и рязанского князей.Отбил три похода литовцев на Москву: 1368, 1370, 1372 гг.

Во время княжения Дмитрия Иоанновича в Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси. Укрепив свои позиции Дмитрий стал готовиться  к столкновению с Ордой. Для начала он сократил размер выплаты дани.

   В 1378 году войска встретились на реке Воже, сражение закончилось победой русских. Это была первая с начала нашествия победа русского войска над татарами.

 Дмитрий прожил короткую жизнь, значительную часть которой провел в сражениях и походах, однако сделал для Руси очень много. Удалось ему и  расширить территорию княжества, присоединив Галич. Дмитров и  приокские земли. Также  при Дмитрии в Москве был построен белокаменный Кремль. За заслуги перед  Отечеством причислен к лику святых.



Предварительный просмотр:

Для русских нет достойней клятвы,
Чем память битвы у Непрядвы,
Там даже Дона берега
Нам помогли разбить врага.

Неспешно в годы лихолетья
Потоком бед ползло столетье,
Орда сжигала города,
Был век тринадцатый тогда

Сметая всё и разрушая,
На Русь пришла беда большая,
И были страшными следы
От злобной поступи Орды.

Как будто после урагана
Томилась Русь под гнётом хана,
Под игом рабства, под огнём,
Страна нищала с каждым днём.

Единства не было в те годы,
Держались порознь народы,
И в каждый дом жестокий враг
Нёс горе, боль, печаль и страх.

Князья в Орду дары возили,
Там друг на друга доносили,
И расшибая лбами пол,
Просили право на престол.

Потом у хана войско брали,
Всю Русь до нитки обирали,
И день за днём, за годом год
Князья губили свой народ.

Народ был распрями расколот,
Бросало Русь то в жар, то в холод,
Почти сто лет борьба за власть
Князьями русскими велась.

Желая снова Русь ослабить,
Мамай пришёл к нам жечь и грабить,
Через ковыль и лебеду
Великий хан привёл Орду.

Терпела долго Русь обиды,
В церквах справляя панихиды,
Пока в Москве не кликнул клич
Князь Дмитрий Иоаннович:

— Мы на Руси живём за тем ли,
Чтоб враг поганил наши земли?
Нет больше сил, терпеть разбой,
Вставай, народ, на смертный бой!

Побед великих вкус изведав,
Мы били немцев, били шведов,
И на Днепровском берегу
Давала Русь отпор врагу.

Конец вражде, конец интригам,
Пришла пора покончить с игом!
— И за судьбу страны молясь,
Сплотил всю Русь московский князь.

Чтоб обратиться с просьбой к Богу
И с войском двинуться в дорогу,
Наш главный русский богатырь
Князь Дмитрий прибыл в монастырь.

Игумен Радонежский вышел,
Князь слово Божие услышал,
Им Сергий князя вдохновил,
На бой с Ордой благословил.

В доспехах князь готовый к битве,
Стоял на утренней молитве,
А рядом с ним в лучах зари
Со всей Руси богатыри.

Воскликнул князь: — Славяне! Братцы!
За Русь идём с врагами драться,
Земли своей ни пяди им
Вовеки мы не отдадим.

Пришли на поле Куликово,
Полки расставили толково,
Лишь только битва началась,
А кровь уже рекой лилась.

На поле брани было тесно,
Валялись трупы повсеместно,
Но стойко бились у реки
С врагами русские полки.

Кто в битве полон был отваги
С мечом стоял от смерти в шаге,
И тех не брали тучи стрел
Кто смерти там в глаза смотрел.

И убивая, и калеча,
Была кровавой эта сеча,
Где жизнь со смертью пополам
Скакали кони по телам.

А чтобы в бой добавить мощи
Засадный полк таился в роще,
Броском Орду застал врасплох,
Внося в ряды переполох.

Кто семеня, а кто хромая,
Спасались воины Мамая,
Скрываясь быстро в полумрак,
Поспешно драпал злейший враг.

Благодаря великой силе,
Мы в пух и прах Орду разбили,
Тела свирепого врага
Лежали в поле, как стога…

Три дня прислушивались к стону,
Три дня стекала кровь по Дону,
Три дня поток ворон летел
На пир из сотни тысяч тел.

За эту битву каждый воин
Стал вечных почестей достоин,
Ведь до того в лавине бед
Не знала Русь таких побед.

В дождливый день с коней не слазя,
Домой спешило войско князя,
И князь в Москву вернулся с ним
Великим Дмитрием Донским.

Марахин Владимир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)

Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необ...

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

Тема: Объединение русских земель вокруг Москвы.  Куликовская битва. Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобр...

Конспект урока «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Конспект урока  "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва", разработан для обучающихся 6 класса  основной общеобразовательной школ школы.  К конспекту прила...

План-конспект урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе по теме «Отношения» УМК: «Математика.6 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир

Тема урока:        ОтношенияТип урока:Урок изучения нового материалаЦели деятельности учителя:Создание условий для знакомства учащихся с понятиями: «отношение...

Рабочий лист "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" История России 6 класс

Рабочий лист "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва". Можно использовать для самостоятельного изучения темы, а также для подготовки к ВПР по истории....

План – конспект урока по учебному предмету «История» в 6 классе по теме:«Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIII–XIV веках». Второ...