Эстетическое воспитание как элемент социализации глухого старшеклассника в жизни
статья по теме

Колесова Людмила Ивановна

Из опыта работы

учителя трудового обучения

Колесовой  Людмилы Ивановны

Одна из главных задач, решаемых на уроках трудового обучении в коррекционных школах I-II вида –  это эстетическое воспитание. На занятиях по обслуживающему труду открываются большие возможности для воспитания у неслышащих учащихся общей культуры труда,  чувства прекрасного, творческого отношения к работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_byudzhetnoe_specialnoe.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)  общеобразовательное  учреждение  

школа- интернат  I-II вида  г. Тихорецка

Краснодарского края

Эстетическое воспитание как элемент социализации

глухого старшеклассника в жизни

Из опыта работы

учителя трудового обучения

Колесовой  Людмилы Ивановны

                                           

           « Трудовое воспитание-это гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно».

                                                                       В.А. Сухомлинский

    Одна из главных задач, решаемых на уроках трудового обучении в коррекционных школах I-II вида –  это эстетическое воспитание. На занятиях по обслуживающему труду открываются большие возможности для воспитания у неслышащих учащихся общей культуры труда,  чувства прекрасного, творческого отношения к работе.

   Пробудить у воспитанников интерната стремление утверждать красоту  всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, шире привлекать их к созданию эстетической обстановки в школе, в классе, дома - это  и моя прямая обязанность как учителя трудового обучения.

     Учащиеся  нашей школы-интерната постоянно принимают  участия в фестивалях и  выставках различного уровня. Доброй традицией стали   школьные  выставки  детского творчества  к    Новому году и в конце учебного года перед последним звонком.  Эти выставки превратилась в настоящие праздники труда, мастерства, красоты и фантазии юных умельцев.  Дети с гордостью показывают родителям свои работы, а те, радуясь трудовым успехам своего  ребенка, снимают его  на камеру, фотографируют  у своих  экспонатов. Частыми гостями на выставке являются представители департамента образования, администрации города, а телевидение «Тихорецк - TV» или «СТС-Тихорецк»  показывают школьные выставки по местному каналу. 

    Лучшие  работы  учащихся  демонстрируются  на  выставках  и  фестивалях  регионального,  федерального и  международного уровней  и нередко  становятся  их  призёрами. Победители  получают  дипломы, грамоты, ценные   подарки.

    Известно, что  все  оценивается  по  конечному  результату.  А  как достигаются  такие  высокие   показатели?  Какая  за  всем  этим  стоит ежедневная кропотливая   работа?  Какие  формы  и  методы я  использую   в сложном  и  длительном  процессе  по  воспитанию  у  глухих   учащихся  эстетического  вкуса  и  творческого  отношения  к  работе?

    Понятно,   инициатива  детей, умения и навыки  не  могут возникнуть  из  ничего.  Всему  этому  их  надо  учить. Учить творить, дав необходимые знания и опыт. А начинается  этот процесс  со знакомства.

    К своей первой встрече с пятиклассницами я отношусь очень серьёзно: готовлю выставку лучших  швейных изделий и декоративных работ, выполненных в разных техниках: вышивка,  декупаж,  пэчворк,  биокерамика  и т. д. Войдя  в  кабинет, провожу миниэкскурсию и нацеливаю девочек  на то, что  всему этому можно  научиться, проявив старание, терпение и желание.

Такой метод знакомства  является отличной мотивацией   на творческое отношение к труду. Известно,  что  зрительный анализатор  во много раз мощнее,  чем слуховой.  Недаром  говорят, что  лучше  один  раз  увидеть,  чем  сто  раз  услышать. Поэтому в  работе с  детьми с нарушением  слуха  этот фактор  приобретает  особую значимость.  

    Владение  информационно - коммуникативными  технологиям, использование  цифровых образовательных ресурсов, наглядности и дидактического материала,  разработанного мною и адаптированного к восприятию глухими  учащимися – всё это повышает уровень  обученности  и качество знаний глухих учащихся.

          Раздел программы «Технология обработки ткани» самый большой. Изучая темы по моделированию и изготовлению  швейных изделий, много внимания уделяю эстетической стороне вопроса. Цифровые образовательные технологии, лично созданные презентации и наглядные пособия, современные журналы мод помогают в решении этого                                                                                                 важного процесса.

Классические  каноны и  современные тенденции моды, зрительные  иллюзии,  цветовая гамма и многое-многое другое с интересом рассматривается  и используется при составлении гардероба современной девушки. При этом обязательно  учитываются  возрастные и индивидуальные особенностей фигуры.

Например, в моде облегающая одежда. На уроках моделирования предлагаю ученицам изобразить на лекалах рельефы, вытачки и провести исследования, как зрительно меняется фигура при вертикальных линиях фасона? (Фигура зрительно  кажется выше, стройнее). А если сделать горизонтальные линии фасона, кокетки? ( Фигура зрительно становится шире и  ниже). Делается вывод: при выборе фасона обязательно надо учитывать линии фасона и соотносить к своей фигуре.

    То же самое рассматриваем при моделировании выреза горловины. Отмечаем, что при короткой шее лучше делать V - образный вырез или глубокий овальный; при широких плечах не рекомендуется вырез лодочкой или каре; полным круглолицым девушкам не рекомендуется вырез под горло.

   Все эти моменты обязательно рисуем на компьютере или  сопоставляем с моделями в журналах мод. Этот прием дополнительно подтверждает сделанные выводы и усиливает эстетическое воздействие на учащихся.

    Говорят: «Мода - молчит. Кричит - безвкусица». Обязательно привожу это крылатое выражение, когда рассматриваем вопрос влияния цвета и рисунка на ткани на фигуру человека. Иногда сшитое по последней моде платье может разочаровать. Почему так происходит? Ответить на это «почему?»,  разобраться в такой ситуации помогает  способ, когда на две одинаковые  женские фигуры  (матрицы) «надеваем платья» с разными рисунками. Например, одной достается «платье» с крупными горизонтальными полосками, а другой   -   эти   же   полоски,   но   вертикальные.  Учащиеся сразу   делает   вывод:   крупные горизонтальные полосы расширяют фигуру,     делают оптически  ниже,  а вертикальные - удлиняют фигуру, делают ее стройнее, выше. Таким же образом рассматриваем вертикальные и горизонтальные полосы, но мелкие; крупные и мелкие клетки, темный, светлый тон. Затем предлагаю провести живое наблюдение: приложить к своей фигуре отрезы ткани в полоску, клетку, крупный, мелкий рисунок и посмотреть на себя со стороны в зеркало. Девушки определяют, как выигрышнее смотрится фигура. Свои наблюдения и выводы они записывают в таблицу «Рисунок на ткани. Его влияние на фигуру человека».                                                                                                                          

Рисунок на ткани

Оптическое измененияе  фигуры

Крупная вертикальная полоса

Удлиняет фигуру

Крупная горизонтальная полоса

Расширяет фигуру, делает ниже

Мелкая вертикальная полоса

Расширяет фигуру

Мелкая горизонтальная полоса

Удлиняет фигуру делает стройнее

Крупный рисунок

Увеличивает, полнит фигуру

Мелкий рисунок

Уменьшает, стройнит

Светлый тон

Делает    контуры    фигуры    более расплывчатыми

Темный тон

Делает  контуры   фигуры более четкими (стройнит)

       Еще очень важно,  считаю я, научить девушек правильно подобрать цветовую гамму своего гардероба в зависимости от цвета кожи, глаз, волос. Они с удовольствием работают  с цветовой гаммой «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Смотрят в зеркало, определяют свой тип и каждая составляет свою индивидуальную цветовую коллекцию, определяет гармоничные сочетания оттенков. Дополнительно к этому знакомлю девушек с тем, как цвет одежды психологически влияет на окружающих, как мужчины реагируют на тот или иной цвет женского гардероба.

       Работая по теме «Раскрой изделия», акцентирую внимание на важность этого процесса. Требую, чтобы учащиеся выполняли все изученные правила по раскрою точно,  аккуратно и внимательно. Если ткань в полоску или клетку, обязательно требую определить симметрию, правильно совместить полосы, объясняю, что иногда лучше пользоваться полными выкройками, раскладывать их нужно на ткани в  1 слой лицом вверх. Полосы совмещать не по срезам, а по длинам стачивания. При шитье обязательно делать наметку.

      Современная мода демократична и отличается разнообразием стилей и быстрой сменой модных цветовых сочетаний. Поэтому советую девушкам при выполнении  проекта по изготовлению костюма стремиться к тому, чтобы его формой, деталями, покроем, аксессуарами подчеркнуть личность того,  кому он предназначен. Хорошей помощницей в решении этой проблемы является, таблица «Свой стиль», которая подсказывает, как подчеркнуть достоинства фигуры и скрыть недостатки с помощью одежды.

    Современные журналы мод, компьютерные технологии   хорошо помогают в работе не только школьницам, но и мне. Рекомендации по выбору ткани, технологические советы по раскрою и пошиву воспринимаются глухими  девушками как правильные и обязательные. В процессе работы по журналам учащиеся учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить свои ошибки и ошибки чужих. Метод исследования и использования журнала в работе над проектом  дает отличные результаты.

  Приведу пример. Однажды на уроке ученица 11 класса Куликова  Надежда рассказала такую историю:

- Иду на автобусную остановку и вижу, стоит девушка в красивом черном платье.  По «Бурде» сшила, подумала я. Точно такая  модель  была в последнем номере. Подхожу, жду автобус, а сама смотрю на это платье. И каково же было разочарование при виде некачественной работы: нижний срез платья неровный, подшит неаккуратно,  припуск на шов  по окату у одного рукава направлен в сторону лифа, вырез горловины стянут, так как обработан не подкройной обтачкой, а подогнутым срезом. Швы плохо отутюжены.  В общем,  перевела ткань.

   Выслушав эту историю, я похвалила Надю не только за то, что она умеет подмечать, анализировать чужие ошибки, но и знает пути их устранения. Значит, при выполнении своих работ таких недочетов она не допустит. (Кстати, Надя хочет  свою будущую профессию связать с швейным производством).

   На уроках и во внеурочное время часто приходится шить изделия не только для себя, но и сценические костюмы  для фестивалей, вечеров, различных  праздников. Коллективное обсуждение, просмотр журналов,  слайдов, различных презентаций,  самостоятельное творчество не имеет границ. Конечно, я направляю проявление любви к творчеству, но стараюсь делать это тонко и  осторожно.  Ненавязчиво координирую ход мысли учащихся в выборе фасона, ткани,  отделки и  функциональности изделия. При пошиве  слежу за  соблюдением всего технологического процесса. Изделие должно быть выполнено качественно, красиво, аккуратно. Обращаю внимание на окончательную отделку. Она занимает не так много времени, но улучшает товарный вид. Привожу высказывание Архимеда: «Хотеть - не дело, уметь - полдела... Но главное обладать талантом  завершателя». Подчеркиваю: более эстетичное изделие и более конкурентоспособное. Это очень важно в  современной жизни.

    Любимый раздел  программы -  «Художественная обработка материалов». Каждая неслышащая школьница - это личность со своим внутренним миром, который по началу, быть может, бессознательно, но будет отражаться  в её работах. Моя задача - помочь в этом и направить ее по пути духовного и профессионального совершенствования. У каждой свой уровень способностей и возможностей, знаний и умений. Я, владея ИКТ,  стараюсь создать такие условия, чтобы ученица любого уровня интеллекта чувствовала себя свободной личностью,  сама выбирала уровень сложности работы;  понимала, что  учитель – её  помощник в пути постижения мастерства.

    При разработке программы я включила в нее сменные модули, которые

 могу менять в зависимости от влияния моды, материального обеспечения, от подготовленности класса, от желания и настроения учащихся и даже моего личного настроения. Ведь без соответствующего настроя нет творчества, нет самоутверждения и самовыражения.

Кажется, Ж.Ж.Руссо сказал, что ребенок должен делать, что хочет, но хотеть должен, чего хочет воспитатель.

Такая тесная взаимосвязь оправдывает себя. Часто бывает, что учащиеся выбирают  одинаковые  темы  проектов,  но  конечный результат всегда у всех  разный, потому что этапы  выполнения - это «отдельная песня» каждой  ученицы и учителя.

    Работая по любому разделу художественной обработки материалов, хочется отметить важность коллективного труда. Коллективное творчество предполагает включение каждого участника процесса на каждом этапе работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет и коллективное обсуждение, позволяющее поднять не только эмоциональный, но и интеллектуальный фон творческой  группы. Всему этому предшествуют  теоретические  и технологические занятия, занятия по изучению основ материаловедения, цветоведения, композиции и т.д.                                            И итогом всей этой кропотливой работы – моей личной педагогической технологии, моим девизом являются слова В.А. Сухомлинского: «Трудовое воспитание - это гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно».

Литература:

 Р.М.Баскис . Учителю   о детях с нарушением слуха - М., 1998

Н.Д. Шматко. Дети с отклонениями в развитии. – М., «Аквариум», 2001

В.П.  Монастырная.  Учись шить - М., «Просвещение», 2005

О.В. Атаулова. О структуре урока технологии. Журнал «Школа и производство». – 2004, -с. 15-17.

Е.А. Юнина. Технология качественного обучения в школе. М.; Педагогическое общество России, 2007

В.П. Симонов. Педагогическая диагностика в образовательных системах. – М.; Издательство УЦ «Перспектива», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы системы раннего музыкального воспитания" СНОВЫ СИСТЕМЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

В данной методической работе рассмативаются вопросы  музыкального и эстетического воспитания детей раннего возраста, дана подробная характеристика структуре и видам музыкальной деятельности , пре...

Комплексное развитие учащихся начальных классов средствами эстетического воспитания

Управление качеством образования в обучении и воспитании младших школьников. Материалы межрегионального научно-методического семинара....

Эстетическое воспитание на уроках математики

Любой урок несет огромный воспитательный потенциал и поэтому на учителя возлагается большая ответственность, чтобы не навредить ребенку. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым...

АВТОРЕФЕРАТ ТЕМА: Значение фитбола в физическом и эстетическом воспитании учащихся.

Материал автореферата посвящен проблеме использования фитбола в средних специальных учреждениях....

Педагогический репертуар, как компонент эстетического воспитания обучающихся музыкального отделения Самарского социально - педагогического колледжа

Эстетическое воспитание обучающихся это сложный педагогический процесс, где идет четкое взаимодействие обучающегося и преподавателя, в основе которого лежит деятельность на личный, деятельный и творче...

Программа эстетического воспитания детей 2 – 7 лет

целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаяс...