Игры по русскому языку,направленные на развитие фонетических умений учащихся.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

Вашему вниманию представлена подборка игр, направленных на развитие у детей слуховой памяти, внимания к звучащей речи; совершенствование общих речевых навыков: темпа, ритма речи, речевого дыхания, умеренной громкости, правильного интонирования предложений; совершенствование произношения в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_russkomu_yazyku.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие фонетических умений учащихся.

Задачи: Развитие у детей слуховой памяти, внимания к звучащей речи; совершенствование общих речевых навыков: темпа, ритма речи, речевого дыхания, умеренной громкости, правильного интонирования предложений; совершенствование произношения в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка.

Игра «Отгадай имя»

Описание игры: Дети должны угадать имя мальчика (девочки), соединив первые звуки в словах (на слух):

а) волк – абрикос – сирень – ананас;

б) торт – облако – лиса – аист;

в) вилка – игла – тюбик – арбуз;

г) астра – ноты – тополь – ослик – новость;

д) обруч – лимон – аист;

е) танец – артист – нитки – астра;

ж) носки – автобус –самолёт – телевизор – Африка.

Игра «Угадай звук»

Описание игры: Ведущий произносит звук «про себя», чётко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят  его вслух. Угадавший звук первым становится ведущим и игра продолжается.

Игра «Молчанка»

Описание игры: Учитель предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по классу и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет. Он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и на своих звуковых линейках проверяют, правильно ли он выполняет задание. Эта игра может проходить с использованием картинок.

Игра «Угадай, чей голосок»

Описание игры: Ведущий изображает какой-то предмет: паровоз, машину, самолёт, свистящий чайник, собаку, курочку и т.п. А дети угадывают.  Если ребёнок угадывает – ему водить.

   

Игра «Ударение потерялось»

Описание игры: Детям нужно расставьте самим ударение, чтобы предложение легко читалось.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

Игра «Повтори – подумай»

Описание игры: Учитель зачитывает детям цепочку слов. Учащиеся должны определить на слух, какое слово встречается чаще других:

сентябрь – октябрь – туча – мяч – медведь – январь – сентябрь – пальто – декабрь – сентябрь.

Игра «Лишний звук»

Описание игры: Учитель зачитывает детям цепочки слов, учащиеся должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово, отличное от других:

  1. рама, рама, рама, лама, рама;
  2. лампа, лампа, лампа, рампа, лампа;
  3. колобок, колобок, коробок, колобок;
  4. оклик, оклик, окрик, оклик;
  5. сок, ток, сок, сок, сок;
  6. коса, коса, коза, коса;
  7. рассвет, рассвет, расцвет, рассвет;
  8. чёлка, чёлка, щётка, чёлка;
  9. чадить, чадить, щадить, чадить;
  10. сытый, сытый, сытый, сшитый;
  11. пороки, пороги, пороки, пороки;
  12. колос, колос, голос, колос.

Игра «Сколько точек – столько звуков»

Оборудование: кубик, на гранях которого нанесено разное количество точек.

Описание игры: Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество звуков равно количеству точек на верхней грани кубика.

Игра «Слово можно прошагать»

Описание игры: Учитель говорит, что узнать, длинное слово или короткое можно по шагам. Он произносит слово сок и одновременно шагает (слоговое деление). Педагог обращает внимание детей на то, что получился только один шаг и предлагает найти самое длинное слово.

Методические рекомендации: Считать шаги не надо, главное – обратить внимание на длительность звучания слова.

Игра «Прогулка в лес»

Описание игры: Учитель говорит детям, что все они попали в волшебный лес. Учитель просит учеников прислушаться и определить, какие звуки они слышат:

  1.  в траве шипит змея (шшшш);
  2. тяжёлый жук пролетел и сел на лист (жжжж);
  3. над цветком вьётся пчела (зззз);
  4. пищит комар (ииии);
  5. под кустом шуршит заяц (сссс);
  6. фыркает ёжик (фффф);
  7. вдали воет голодный волк (уууу).

Какие ещё звуки вы слышите в лесу?

Игра «Сломанный телевизор»

Описание игры: Учитель говорит детям, что они, конечно, видели, как ведущий телепередачи открывает рот, а звука не слышно,  звук пропадает – телевизор работает плохо? Бывает, что звучат только «кусочки», «остатки» слов.

Учитель произносит слова с «пропавшим» звуком, а дети должны «починить телевизор» - произнести слово полностью:

…рбуз              …збука              …втобус             …птека  

…лошадк…     верёвк…             подушк…           булавк…

Игра «Самый внимательный»

Описание игры: Учитель просит учащихся найти на картинках предметы, название которых заканчивается на звук [о] (и т.д.)

Игра «Буква запуталась»

Описание игры: Учитель предлагает детям найти слово с запутавшейся буквой, исправить ошибки.  

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Игра «Найди свое место»

Описание игры: В домах живут слова, но некоторые буквы убежали на крышу и не могут сами вернутся домой. Помогите им. Буквы могут совершать движение на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Двигаться обратно нельзя. Задача игрока заключается в том, чтобы вернуть все буквы на места, давая четкие словесные команды.

Дети по очереди называют каждый «шаг» буквы. Все игроки видят поле, но пальцем движение буквы отслеживать нельзя. Количество слов в домах, длина слов могут увеличиваться; безударных гласных может быть больше. Более сложные варианты – закрыть игровое поле на время движения буквы, использовать «лишние» буквы или «лишние» слова, в которые невозможно вставить имеющиеся буквы.

Игра «Сочиняйка»

Описание игры: Сочини рассказ, где в каждом слове есть

  1. безударный гласный звук;
  2. безударный гласный  -а-;
  3. безударный гласный –о-;
  4. безударный гласный –е-;
  5. безударный гласный –и-;
  6. безударный гласный –я-.

Ролевая игра

«Творческая работа с песенками» 

Описание игры: 

1) Дети 7-8 летнего возраста с удовольствием разучивают любые песни. Можно предложить учащимся попробовать заменить слова хорошо     известных песен, составить из разных песен попурри.

2) Можно составить музыкальный спектакль из отрывков известных и любимых, подходящих по смыслу песен.

Игра «Медвежонок»

Описание игры: Учитель вывешивает сюжетную картинку с изображением медвежонка, идущего по мостику, с букетом цветов в лапках. Учащиеся должны рассмотреть картинку и найти 5 слов, в которых есть звук [э] (букет, речка, медведь, шерсть, лесенка).

Игра «Кто больше?»

Описание игры: Учитель задает детям вопросы:

  1. Вспомните, какая ягода начинается со звука м и заканчивается на звук а (малина).
  2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м] (или др.) (мак, ромашка, мальва, маргаритки).
  3. Перечислите продукты, в названии которых есть есть [м], [м*] (мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, мандарины, молоко, мука).

Игра с алфавитом «Какая буква?»

Описание игры: Ведущий загадывает букву. Лучше выбирать не самые распространенные буквы: ъ, щ, э, ф, ч, й... Чтобы ее угадать, каждый игрок по очереди придумывает свое слово и спрашивает у ведущего, есть ли загаданная буква в этом слове. Ведущий может отвечать только «да» или «нет», Так, путем подбора слов можно угадать букву. Но есть одно строгое правило: если игрок вместо слова назвал букву наугад и ошибся, он выбывает из игры. Это правило помогает сохранить порядок.

Игра «А-Б-В-Г-Е ГОНГ»

Описание игры: Ведущий называет вслух первую букву алфавита, остальные произносит про себя. Его внезапно прерывают сигналом «стоп». Он сообщает букву, на которой он остановился, и с этого момента начинается отсчет времени. Надо написать мужское и женское имена, город, страну, реку, растение, животное, марку машины и т.д. — все на эту букву и за ограниченное время (3-4 мин). Можно писать сразу несколько слов в каждой колонке. Когда время прошло, считают очки: за слово, которое есть и у других, — 5 баллов, за слово, которого нет ни у кого, — 10 баллов. После пяти туров подсчитывают общее количество очков и объявляют победителя.

Игра «Жарко – холодно»

Описание игры: Учитель произносит цепочку слов. Учащиеся должны крикнуть «жарко» в том случае, если слышат в начале слова звуки к, к* (или др.). если дети слышат другой звук, то говорят «холодно»:

груша, курица, крошка, закон, голубь, колокол, кошка, конь.

Игра «Тома и Тим»

Оборудование: рисунок девочки Томы (друга твёрдых согласных) и мальчика Тима (друга мягких согласных).

Описание игры: Класс разделён на две команды. Учитель называет слова. Если в начале (конце) слова слышится мягкий звук, то встают «друзья» Тима, если твёрдый – встают друзья Томы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль книги в развитии интеллектуальных умений учащихся

Данная работа направлена на обсуждение проблемы - дети не хотят читать, на постепенное, пошаговое пробуждение и поощрение интереса ребенка к книгам....

Игры по русскому языку, направленные на развитие синтаксических умений учащихся.

Вашему вниманию предложена подборка игр, формирующих умения составлять словосочетания, предложения по картине, опорным словам, по вопросу; различать и использовать в ответах предложения, разные ...

Игры по русскому языку, направленные на развитие морфологических умений учащихся.

Вашему вниманию предлагается подборка игр, направленных на формирование умения правильно образовывать формы слов при согласовании и управлении....

Игры по русскому языку, направленные на развитие словообразовательных умений учащихся.

Вашему вниманию представлены игры, способствующие формированию у учащихся умения  образовывать новые слова по заданной схеме простейшими аффиксальными способами....

Игры по русскому языку, направленные на развитие лексических умений учащихся.

Вашему вниманию предлагаются игры, способствующие обогащению, уточнению, развитию и активизации словарного запаса детей; осуществляется работа над точностью в выборе слов для названия предметов,...

«Развитие интеллектуальных умений учащихся при дифференцированном подходе в обучении»

Выступление для семинара «Развитие интеллектуальных умений учащихся при дифференцированном подходе в обучении...

Развитие исследовательских умений учащихся, как инструмент развитие личности.

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению.  Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умения...