ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по учебным предметам «Родной (башкирский) язык» и «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» для 2-4 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Данная программа по родному (башкирскому) языку разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и варианта учебного плана, указанного в ФГОС начального общего образования от  6  октября 2009 г. № 373 для общеобразовательных организаций с русским языком обучения.

         Учебный предмет «Родной (башкирский) язык и литературное чтение на родном (башкирском) языке» («Башҡорт теле һәм башҡорт телендә әҙәби уҡыу») разработан с опорой на рекомендации «Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. 5-ое изд., - Китап: 2019. – 216 с. – (Стандарты второго поколения)». Для образца использован вариант тематического планирования для общеобразовательных организаций с русским (неродным) языком обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по учебным предметам 

 «Родной (башкирский) язык» и 

«Литературное чтение на родном (башкирском) языке»

для 1-4 классов общеобразовательных организаций

с русским языком обучения

Автор-составитель: Кузбаева Наиля Надировна

2019 год.

Оглавление

Пояснительная записка программы …………………………………….3

Общая характеристика учебного предмета……………………….……4

Место учебного предмета в учебном плане ……………………………8

Планируемые результаты освоения курса………………………………9

Основное содержание курса…………………………………………......11

         Тематическое планирование …………………………………………….14

         Количество письменных, тестовых и проектных работ……………….42

Пояснительная записка

        Данная программа по родному (башкирскому) языку разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и варианта учебного плана, указанного в ФГОС начального общего образования от  6  октября 2009 г. № 373 для общеобразовательных организаций с русским языком обучения.

        Учебный предмет «Родной (башкирский) язык и литературное чтение на родном (башкирском) языке» («Башҡорт теле һәм башҡорт телендә әҙәби уҡыу») разработан с опорой на рекомендации «Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. 5-ое изд., - Китап: 2019. – 216 с. – (Стандарты второго поколения)». Для образца использован вариант тематического планирования для общеобразовательных организаций с русским (неродным) языком обучения.

        Предмет «Родной (башкирский) язык и литературное чтение на башкирском языке» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

        Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для

младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

        Изучение башкирского языка в начальных классах, наравне с русским языком, является первоначальным этапом системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающим готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

        Целями изучения предмета «Родной (башкирский) язык и литературное чтение на башкирском языке» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков

грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Родной (башкирский) язык и литературное чтение на башкирском языке»  основных задач:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

        Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

• пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета

        Курс «Родной (башкирский) язык и литературное чтение на башкирском языке» начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму.

        Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и

орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и

синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

        Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе с опорой на русский язык. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи младших школьников служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

        Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения родного (башкирского) языка как государственного языка.

        В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

        Содержание систематического курса родного (башкирского) языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

        Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

        Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение элементарными речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

        Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.

На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

        Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике родного (башкирского) языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

        Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических.

        Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что

служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и

познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

        Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность

умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический

самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

        Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

        Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка

формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с

информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,

схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать

новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

        Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место учебного предмета в учебном плане

        Федеральный образовательный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 2) предусматривает обязательное изучение родного (башкирского) языка в начальной школе.

        Во 2-3 классах на уроки родного (башкирского) языка отводится по 105 ч (3 ч в неделю, 35 учебные недели в каждом классе), а в 4 классах (2 ч в неделю) 70 часов составляет.

        На весь курс обучения –  280 часов.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

- духовно-нравственное развитие обучающихся, принятие ими моральных норм, нравственных установок, базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций осуществляется через приобщение к культуре, истории, обычаям, традициям и обрядам башкирского народа, формирование уважительного, толерантного отношения к людям разных национальностей, языков, уклада жизни, верований др.;

- формирование у младших школьников элементов учебной самостоятельности, проявляющихся в умении эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками,  использовать приобретенные знания на практике в повседневной жизни.

Результаты изучения учебного предмета

        Разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном (башкирском) языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования планируемые результаты освоения выпускниками начальной общеобразовательной организации представлены по следующим направлениям:

        - Личностные результаты – осознание роли башкирского языка как средства познания истории, культуры башкирского народа, ознакомления с современной окружающей действительностью в области, в России и в мире, инструмента формирования гражданской и этнической самоидентичности; развитие способности использовать приобретенные знания и умения в общение со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни и т.п.

        - Метапредметными результатами изучения башкирского (родного) языка являются:  адекватное восприятие звучащей речи, приобретение умений и навыков правильного произношения слов, звуков, звукосочетаний, построения предложения, составления диалогов, умение переводить предложения и текст с русского на башкирский язык и наоборот; умения читать и пересказывать текст; самостоятельно выполнять письменные задания; умение самостоятельно проверять свою работу, исправлять ошибки; анализировать  свои знания по башкирскому языку  на межпредметном уровне и др.

        -Предметные результаты освоения содержания примерной программы следующие:  приобретение умений и навыков аудирования (восприятие речи на слух и понимание основного содержания услышанного); знание основных единиц фонетического строя башкирского языка (различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги); усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и употребление их в предложении и связной речи; знание правил правописания (заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания); умения читать вслух, про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом; умения делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки и др.

        В соответствии с требованиями ФГОС НОО планируемые результаты освоения примерной программы по родному (башкирскому) языку представлены в двух вариантах:

- базовый уровень (блок «Выпускник научится») представляют коммуникативные умения и языковые навыки, которые необходимы младшим школьникам для общения на башкирском языке в устной и письменной форме в пределах представленных тем для начальных классов. Базовый уровень знаний обучающихся является опорным учебным материалом, необходимым для успешного обучения школьников в начальном и основном уровне общего образования.

- повышенный уровень (блок «Выпускник получит возможность научиться») представляют систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения башкирского языка. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» и выделяются курсивом. Такой уровень достижений могут добиться только отдельные мотивированные и способные учащиеся.

        Полнота проверки всех планируемых результатов обеспечивается тем, что итоговая оценка выпускника начальной общеобразовательной организации складывается из накопленной оценки по предмету и оценки за выполнение итоговой работы.

Основное содержание курса

В содержании программы представлены тематические материалы для обучения грамоте  и систематического изучения башкирского языка в 2-4 классах.  

        В содержании примерной программы курсивом обозначены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора младших школьников, которые проявляют большой интерес к своему родному языку и желают в старших классах изучать его более углубленно.

Виды речевой деятельности

        Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

        Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

        Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

        Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, объявление). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

        Текст.  Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки). Перевод текста с одного языка на другой (с русского на башкирский и наоборот).

Система башкирского языка (практическое усвоение в 2-4 классах)

Фонетика и орфоэпия

        Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематичкого слуха, орфографической зоркости.

        Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Гласные мягкие и твердые. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

        Звуко - буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки.

        Алфавит башкирского языка: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. 

Лексика (изучается во всех разделах курса)

        Слово и его значение. Словарное богатство башкирского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

         Словари башкирского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Состав слова (морфемика) (изучается в разделе лексика)

Образование новых слов с помощью окончаний. Родственные  слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания. Разбор слова по составу. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Морфология

Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Имена существительные с окончаниями принадлежности. Элементарный морфологический анализ имени существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Образование прилагательных. Качественные и относительные прилагательные. Степени прилагательных. Элементарный морфологический анализ прилагательных. 

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Элементарный морфологический анализ местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Имя числительное. Значение и употребление в речи. Простые и сложные числительные. Разряды числительных: количественные и порядковые числительные. Изменение числительных по падежам.

Синтаксис

        Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).

        Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.

        Предложения с однородными членами без союзов и с союзами. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

        Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация.

 Программа предусматривает знакомство обучающихся с правилами правописания и их применением:

- раздельное написание слов;

- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

- перенос слова по слогам без стечения согласных;

- умение использовать орфографический словарь для проверки правильности написанного;

- знаки препинания в конце предложения.

Развитие связной речи.

        Осознание ситуации общения на башкирском языке: с какой целью, с кем и где происходит общение.

        Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.) Овладение нормами речевого этикета, принятых у башкир, в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

        Практическое овладение устными монологическими высказываниями на конкретную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

        Текст, его признаки, заглавие текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.

        Знакомство с жанрами письма, поздравления, объявления, приглашения, записки и др.

Тематическое планирование

 Темы и ситуации общения

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

I. Развитие речи и обучение грамоте.

Лексика

Систематизация материала в учебно-бытовой сфере.

Знакомство: информация об имени, фамилии и отчестве. Разговор по телефону. Игры и игрушки.

Семья, члены семьи. Дом. Семья, занятия родителей. Предметы домашнего обихода.

Человек. Части тела.

Режим дня. Личные вещи.

Здоровье и личная гигиена.

Школа. Класс. Учебные вещи. Учитель и ученики. Права и обязанности школьников.

В магазине. Покупки.

Природа: домашние животные и птицы. Растения.

Времена года.

В поле. В лесу. В зоопарке. В саду. На огороде.

Труд взрослых и детей.

Родина. Город и село. Где мы живём.

Наши праздники: готовимся к Новогодней ёлке.

Помощь взрослым по дому.

Приём пищи: завтрак, обед, ужин.

Время: день и ночь. Часы и минуты.

Дни недели.

Времена года: осень, зима.

Наши праздники: мамин день.

Родная природа: лес, поле, река, горы.

Времена года: весна, лето.

Звери и птицы дикой природы.

Мой родной край. Деревня и город (ферма, завод, фабрика)

Башкирские и русские имена, фамилии.

Башкирские народные игры.

Лексика по изучаемым темам общения.

Усваивать данные лексические единицы в соответствии с изучаемыми темами и ситуациями.

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Гласные и согласные зкуки башкирского языка.

Гласных. Твердые гласные (а, у, ы, о) и мягкие гласные (ә, э(е), ө, ү, и).

Согласные. Глухие – звонкие,  твёрдые – мягкие согласные.

Е, ё, ю, я – обозначают два звука.

Стечение согласных.

Выделение в слове слогов и звуков.

Ударный звук.

Выделение предложений с помощью интонации (повествовательное предложение, вопрос без вопросительного слова, вопрос с вопросительным словом).

Сравнивание схожих по произношению звуков:

Уу – Үү, Әә – Ее, Оо – Өө, Кк – Ҡҡ, Хх  – Һһ, Зз – Ҙҙ, Гг – Ғғ , Нн - ң, Сс – ҫ.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного произношения звука в слове.

Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Объяснять особенности гласных, согласных звуков.

Уметь членить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги.

Соотносить изучаемые звуки башкирского языка со звуками русского языка.

Правильно интонировать повествовательные и вопросительные предложения.

Графика

Звук и буква.

Буква как знак звука.

Функции букв, обозначающих гласные и согласные звуки.

Алфавит башкирского языка.

Звуковой и буквенный анализ слова.

Анализировать буквенный состав слова.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Знать последовательность букв в алфавите.

Грамматика: слово и предложение

Слово как объект изучения.

Значение слова.

Определять значение слова (предмет, признак, действие).

Предложения (высказывания)

Включение слова в предложение. Конструкции со словами это, тут, там, здесь.

Двусоставное предложение (существительное + глагол в личной форме + дополнение) при прямом и обратном порядке слов с учетом возможного распространения существительных.

Двусоставное предложение типа (Был Мараттың китабы).

Односоставные предложения в диалоге.

Сложносочиненное предложение с союзами  менән, һәм.

Предложения с односотавными членами.

Вопросительные и побудительные предложения.

Вопросно – ответные единства (вопрос – ответ, вопрос – контр вопрос – ответ).

Уметь интонировать повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения.

Пополнять речь новыми словами в грамматических формах и конструкциях типа:

- это (ошо, бында) + существительное: был – мәктәп, бында өҫтәл;

- существительное (личное местоимение) +  существительное: Зифа – дежур. Ул – уҡыусы.

- существительное (личное местоимение) + глагол: уҡытыусы уҡыта. Ул һөйләй.

- существительное (личное местоимение) + прилагательное: мәктәп яҡты;

- числительное + существительное: бер биҙрә; икенсе класс;

- глагол + существительное, личное местоимение в форме родительного, винительного, предложного, творительного и дательного падежа единственного числа: Өфөлә йәшәйем, китапты уҡыным, уға бирҙем.

Формы, подлежащие усвоению

Существительные в именительном падеже единственного числа при обозначении лица.

Падежные окончания существительных.

Винительный падеж объекта (төшөм килеш).

Родительный падеж отрицания (эйәлек килеш).

Дательный падеж (төбәү килеш) направления. Творительный падеж (сығанаҡ килеш) с обозначением орудия и совместности действия,). Предложный падеж (урын-ваҡыт килеш) с обозначением объекта речи и места.

Замена существителных личным местоимением.

Существительные во множественном числе.

Изменение глаголов по дицам и числам в настоящем времени.

Глаголы в повелительном наклонении. Будущее и прошедшее время глаголов.

Количественные числительные.

Узнавать и употреблять в речи слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы: Кем? Нимә?

Выбирать и заменять существительные личными местоимениями.

Употреблять имена существительные в разных падежных формах, определять их назначение.

Узнавать и употреблять в речи слова, отвечающие на вопрос ни эшләй? и обозначающие действие предмета.

Различать личные формы глагола в настоящем времени, задавать вопрос о действии предмета и отвечать на него, изменяя глагол по лицам и числам: мин эшләйем, һин эшләйһең; улар эшләйҙәр, беҙ эшләмәйбеҙ.

Образовывать и употреблять формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе.

Определять глаголы в повелительном наклонении.

II. Обучение грамоте. Развитие речи.

Лексика

Знакомство. Приветствия.

Наши игры: во что мы играем в разное время года.

Семья. Кто кому и в чем помогает в семье.

Дома. Что мы едим утром, днем, вечером.

Во дворе. На улице.

Наша улица (наш двор) в разное время года.

 Школа. Класс. На уроке.

Перемена. Дежурные по классу.

Человек. Части тела человека. Здоровье. У врача.

В магазине. В буфете. Что купить.

Природа (растения, животные). Овощи и фрукты.

Домашние и дикие животные и птицы.

Уход за домашними животными.

Праздники. День рождения мой, моих родных, моих друзей.

Родина. Наша Родина – Россия.

Наша страна.Город, село

Наша республика.  Мой родной край.

Башкирские имена, фамилии, отчества.

Названия городов и населенных пунктов Республики Башкортостан.

Башкирские народные национальные игры и игрушки.

Башкирский речевой этикет за столом.

Домащние животные и их клички на башкирском языке.

Гласные звуки в башкирском языке - ә, и, ү, ө; согласные звуки – ҡ, ғ, ҫ, ҙ, һ.

Обогащать словарный запас словами по изучаемым темам и ситуациям

 

Смягчение согласных за счет мягких гласных (ә, и, ү, ө, э.)

Звонкие и глухие согласные.

Интонационные конструкции: повествовательные, вопросительные и побудительные

Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.

Объяснять роль гласной буквы как показателя твердости или мягкости согласных.

Определять наличие заданного звука в слове.

Приводить примеры гласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих.

 Моделировать интонационный состав высказывания.

Прогнозировать возможные трудности в произношении и употреблении специфических звуков башкирского языка.

Грамматика: предложения (высказывания)

Бытийные предложения типа (Минең … бар).

Двусоставное предложение типа: Һин кем? Һинең исемең нисек? Был кем? Һиңә нисә йәш? һорауҙарына яуап биреүсе һөйләмдәр.

Безличное предложение со словами “Эйе - можно,  юҡ - нельзя”.

Предложения, состоящие из существительного + наречия + глагола: Зифа тиҙ уҡый. Эт шәп югерә. 

Диалогические единства: сообщение – вопрос – ответ – сообщение;  вопрос – ответ – вопрос – ответ.

Классифицировать предложения по цели высказывания.

Различать и употреблять в речи:

- простые предложения с однородными членами предложения;

- предложения со значением наличия: Минең бесәйем бар. Һинең әсәйең ҡайҙа?

- безличные предложения со словами эйе, юҡ.

- предложения типа:

- Мин- Алмас. Миңә ете йәш. Был уҡытыусы. 

- односоставные предложения: китапты алырға мөмкинме? 

Составлять высказывание по опорным вопросам.

Участвовать в учебном диалоге: отвечать на вопрос, задавать вопрос.

Формы, подлежащие усвоению

Названия и значения падежей существительных

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем времени.

Будущее и пршедшее время глаголов.

Сочетание глаголов “теләргә”, “булырға” с инфинитивом.

Изменение прилагательных по родам и числам.

Порядковые и количественные числительные.

Сочетание порядковых числительных с существительными.

Прилагательные, вопросы, на которые они отвечают.

Определить грамматические признаки имен существительных: по числам и падежам.

Употребить имена существительные в винительном падеже со значением объекта, в творительном падеже со значением орудия действия, в родительным – со значением принадлежности, в предложном – со значением места.

Составлять словосочетание: имя существительное + имя прилагательное.

Определять грамматические признаки глаголов.

Составлять словосочетания: существительное в предложном падеже + глагол.

Объяснять грамматические признаки имен существительных в творительном падеже со значением орудия действия. В родительном и предложном падежах со значением принадлежности и места.

Характеризовать употребление порядковых и количественных числительных, их сочетание с существительными.

III. Развитие устной и письменной речи.

Лексика

Знакомство:

обращение к знакомому незнакомому человеку.

Дом. Семья.

Профессии и занятия членов семьи. Как они проводят свое свободное время.

В школе. На перемене. На занятии кружка. В библиотеке.

Как мы проводим каникулы.

На улице. Правила дорожного движения: как вести себя при переходе улицы, в общественном транспорте.

Человек и его здоровье. У врача. Помощь больному. Домашний уход за больным.

В аптеке и поликлинике.

В магазине. Выбор подарка (другу, учителю, родителям, близким).

Природа. Погода: какая сегодня погода.

Кто что делает в разное время года.

Игры детей в разное время года.

Время дня. Как узнать время. Время года. Названия месяцев.

Башкирские нацио-нальные праздники. За праздничным столом.

Башкирские национальные блюда.

Обычаи и традиции башкир и русских.

Транспорт. Куда идет автобус. Где и когда выходить. Оплата проезда.

Родина. Описание родной страны (города, села)ю

Мир увлечений: мои любимые занятия.

Типологические близкие сказки на русском и башкирском языках.

Башкирский национальный узор.

Активизация и повторение слов по изучаемым темам и ситуациям.

Обогащать запас слов и активировать их употребление в процессе устного общения на уроке, в школе, в быту.

Участвовать в диалоге: уметь слушать, точно пеагировать на реплики, поддерживать разговор.

Фонетика һәм орфоэпия

Правильное произношение и написание звуков-букв Оо, Ыы, Ээ.  

Обозначение буквы Вв трех звуков: [ в], [у ], [ү ].

Произношение и правописание букв  Ее, Юю, Яя в начале, середине, конце слова.

Произношение и правописание букв: Уу – Үү, Әә – Ее, Оо – Өө, Кк – Ҡҡ, Хх – Һһ, Зз – Ҙҙ,  Гг – Ғғ, Нн - ң, Сс - ҫ.

Различать звуковой состав воспринимаемой на слух башкирской речи.

Воспроизводить заданные учителем образцы произношения глухих и звонких, мягких и твердых согласных.

Произносить правильно сочетания согласных в начале, середине и конце слова.

Уметь членить слово на слоги.

Читать слоги с изменением буквы гласного (согласного) по заданным образцам (схеме).

Уметь воспринимать интонацию различных по цели и структуре высказываний.

Участвовать в диалогах на заданные  темы и ситуации.

Уметь различать звуки [о], [ы], [э].

Уметь использовать буквы  Вв, обозначающего три звука.

Изучение звуков [йэ], [йу], [йа] и объяснить их написание буквами Ее, Юю, Яя .

Грамматика: предложения (высказывания)

Предложения со словами бар, юҡ, мөмкин, ярай, ярамай.

Предложения типа Что есть в буфете? - Нимә бар ашханала? (мәктәптә, бүлмәлә, класта)

Предложения с однородными  членами.

Безличные предложения: Мне холодно –Миңә һыуыҡ.

Односоставные предложения: Сегодня праздник – Бөгөн байрам.

Диалогические единства: сообщение – вопрос- сообщение;  вопрос – ответ – вопрос.

Сложное синтаксическое целое, состоящее из 2-3 предложений.

Пользоваться неполными предложениями в диалоге со словами “мөмкин, юҡ, ярамай”.

Строить предложения по предложенным учителем образцам.

Уметь распространять предложения с помощью однородных членов.

Уметь употреблять безличные предложения.

Строить элементарные сложные конструкции из 2-3 предложений таким образом, чтобы последующие предложения раскрывали, дополняли, уточняли содержание первого предложения.

Составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога.

Формы, подлежащие усвоению

Окончания личных местоимений (-м, -һың, -а, -быҙ, -һығыҙ, -алар).

Различение слов, отвечающих на вопросы Ни эшләй? ниндәй? ҡайҙа? ҡайҙан?  Сравнение их значений со словами русского языка.

Порядок слов в предложении.

Уметь употреблять в предложении (по вопросам) имена существительные:

  • в именительном падеже;
  • в родительном падеже со значением принадлежности;
  • в дательном падеже со значением места;

Знать названия недели в винительном падеже и уметь перечислять.

Употреблять в речи порядковые числительные в именительном и родительном падежах в единственном и множественном числе.

Самостоятельно строить диалог по словесной ситуации.

 Комплексное развитие речи в 2-4-х  классах. Пропедевтический курс грамматики и орфографии.

Знакомство: устное и письменное общение (телефон, sms, письмо, записка). Их разница.

Внутренняя речь. Диалог. (обсуждение, беседа). Монолог (устный отчет, или презентация).

Вводные слова.

Лето. Красота летней природы. Как и где провести лето.

Что видели? Чему научились? Летние походы и экскурсии.

Как подготовились к новому учебному году.

Книга – источник и хранилище зананий. Бережное отношение к книге. Моя любимая книга.

Осень. Приметы ранней осени и поздней осени. Осенние работы в саду и на огороде.

Подготовка к зиме. Как животные и птицы готовятся к зиме.

Зима. Картины зимней природы. Зимние сельскохозяйственные работы.

Жизнь животных зимой.

Зимние игры, развлечения.

Зимние виды спорта.

Природные зоны России и Башкортостана.

Природные богатства Башкортостана.

Достижения в культуре, науке, технике.

Кем стать? Мои любимые русские и башкирские поэты и писатели.

Весна. Изменения в природе ранней и поздней весной.

Весенние работы взрослых и детей.

Герои башкирских народных сказок. Мои любимые герои сказок.

Освоение космоса. День космонавтики. Первый космонавт Земли.

Национальные блюда русского и башкирского народов, сравнение их. Составление меню.

Традиции и обычаи народов, компактно проживающих в Республике Башкортостан.

Национальные праздники башкирского народа “Һабантуй”, “Науруз”, “Кәкүк сәйе”, “Ҡарға бутҡаһы”, “Ҡаҙ өмәһе”.

Героизм народа в годы Великой Отечественной войны. День Победы. Бессмертный полк.

Муса Гареев, Миннигали Шайморатов, Магуба Сыртланова, Шакирьян Мухаметьянов (Александр Матросов)- наши герои.

Города и села, реки и озера, горы, леса Башҡортостана. Легенды о названиях гор и рек.

Башкирская лошадь. Кумыс. Ипподром “Акбузат”.

Башкирский мед. Бортничество.

Полезные ископаемые

Башҡортостана.

Башкирская песня. Знаменитые певцы, композиторы Башкортостана.

Башкирские танцоры. Мухамет Идрисов. Рудольф Нуриев.

Художники Башкортостана: Касим Давлеткильдеев, Ахмет Лутфуллин.

Эпос “Урал батыр”. Сэсэны-импровизаторы

Уфа - столица Башкортостана. Достопримечательности Уфы.

Лекарственные растения Башкортостана.

Журнал “Аҡбуҙат”, газета “Йәншишмә” гәзите, радио “Юлдаш” радиоһы, Башкирское спутниковое телевидение.

Телеканалы для детей и подростков.

Детские народные игры.

Фонетика һәм орфоэпия.

Звуки и буквы.

Твердые и мягкие гласные, их обозначение на письме.

Буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука. 

Звонкие и глухие согласные, их обозначение на письме.

Парные и непарные согласные, их звуки.

Чередование согласных: Ҡ-ғ, к-г, п-б  .

Слог. Открытый и закрытый слог. Перенос слов. Ударение.

Чередование согласных,  их произношение и правописание.

Фонетический анализ слова.

Различать звуки и буквы.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Объяснить на примерах букву как знак: гласные звуки, обозначающие один звук, два звука, не обозначающие звуков (ь, ъ.)

Объяснять функции йотированных букв е, ё, я,ю.

Различать парные и непарные согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.

Различать на слух произношение согласных (оглушение и озвончение) перед согласными, в конце слова, перед гласными.

Характеризовать особенности произношения стечения согласных в начале и в конце слова.

Уметь интонировать предложения в составе связной речи.

Уметь правильно произносить и писать звуки: Әә, Ее, Ээ , Ҡҡ, Ғғ, Өө, ҫ, Ҙҙ, Һһ,Үү, ң.

Учится  дифференцировать звуки  [у]-[ү], [ы].

Учится сравнивать звуки Зз – Ҙҙ, Хх – Һһ, Нн – ң, Сс – ҫ,  [в]- [у]-[ү], различать их произношение и правописание

Уметь находить в словах чередование согласных ҡ-ғ, к-г, п-б .

Уметь находить и объяснять открытые и закрытые слоги.

Знать правила переноса слов.

Учится сравнивать и анализировать звуки в слове.

Лексика.

Активизация и повторение слов по изученным темам.

Слово – основная единица языка. Значение слова.

Понятие о синонимах и антонимах. Активизация усвоенных слов.

Состав слова. Корень слова. Производное слово. Сложное слово. Окончания слов, образующие новые слова и изменяющие слова.

Однокоренные слова.

Использование словарей для определения значения слов.

Отгадывание загадок, решение ребусов, кроссвордов.

Заимствованные слова.

Активизировать ранее изученную лексику и типовые предложения, дополняя новой лексикой.

Объяснять понятие “слово” и его лексическое значение по темам и ситуациям.

Усвоить понятия о синонимах и антонимах, показать их использование в устной и письменной речи на примерах.

Умение использовать слова речевого этикета в повседневном общении.

Умение находить корень слова и окончания, образующие новые слова.

Умение находить синонимы, антонимы в предложениях.

Различать башкирские и заимствованные из русского языка  слова.

Уметь работать с толковым словарем.

Грамматика. Имя существительное.

Начальные представления о грамматическом значении слов. Самостоятельные и служебные слова.

Существительные в единственном и множественном числе.

Склонение существительных.

Основные значения падежей: именительный (обозначение субъекта), родительный (обозначение принадлежности), дательный (обозначение адресата), винительный (обозначение прямого объекта, направления - куда?), творительный (обозначение орудия действия, совместности), предложный (обозначение объекта речи и места).

 Морфологический анализ имени существительного.

Различать самостоятельные и служебные слова.

Объяснять употребление в единственном и множественном числе имен существительных, отвечающих на все падежные вопросы.

Анализировать грамматические признака заданного имени существительного: число, падеж.

 Различает собственные и нарицательные имена существительные.

Уметь ставить окончания множественного числа  в словах, оканчивающих на согласные.

Уметь различать способы чередования звуков ҡ, к, п на звуки  ғ, г, б при изменении слов по падежам.

Знает названия  и вопросы падежей имен существительных, практически умеет их определять в словах.

Умеет ставить падежные окончания  к словам,  оканчивающихся на -ль, -нь, -рь, -брь, -сь, -чь.

Грамматика. Глагол

Виды глагола (на материале изученных слов).

Времена глагола. Форма отрицания.

Изменение глагола по лицам в настоящем времени и простом будущем времени.

Морфологический анализ глагола.

Узнавать глаголы как слов, обозначающих действия, правильно употреблять в речи личные формы глагола.

Объяснять изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и временам.

Учится проводить морфологический анализ глагола по алгоритму, представленному учителем.

Грамматика. Имя прилагательное

Понятие о прилагатель-ном. Образование прилага-тельных.

Качественные и относительные прилага-тельные.

Степени сравнения прилагательных.

Морфологический анализ прилагательных (по предложенной форме).

Умение определять прилагательные по вопросу.

Умение образовывать прилагательные из существительных.

Составлять словосочетания: имя существительное + имя прилагательное.

Различать на слух и употреблять в речи слова, обозначающие признак предмета и ставить  им вопросы.

Уметь выполнять морфологический анализ имени прилагательного по предложенной таблице.

Грамматика. Местоимение

Понятие о местоимении.

Личные, притяжательные, вопросительные местоимения.

Изменение местоимений по числам и падежам.

Морфологический анализ местоимения.

Употреблять в предложении местоимения в сочетании с именами существительными.

Употреблять в предложении личные местоимения.

Приводить примеры на замену повторяющихся в тексте имен существительных соответствующими местоимениями.

Грамматика. Имя числительное

Понятие о числительных.

Количественные и порядковые числительные.

Простые и сложные числительные.

Изменение числительных по падежам.

Морфологический анализ числительных.

Различать простые и сложные числительные.

Объяснять согласование порядковых числительных с существительными в числе и падеже.

Уметь проводить элементарный морфологический анализ числительных.

Грамматика. Наречие

Наречия времени (вчера, завтра и др.), образа действия (хорошо, быстро и др.) и места (там, везде, налево и др.).

Различать основные значения наречий места (вопросы ҡайҙа?, ҡайҙан?), времени (ҡасан?), образа действия (нисек?).

Синтаксис: предложение

Слово, словосочетание, предложение.

Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Главные члены предложения. Распространенные и нераспространные предложения. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.

Употребление безличных предложений со словами мөмкин – можно, юҡ – нельзя.

Знаки препинания в конце предложения.

Сложносочиненные, бессоюзные и сложноподчиненные предложения. Употребление союзов һәм,  йәки, ләкин, и др.

Синтаксический анализ простого предложения.

Составлять предложения с однородными  главными и второстепенными членами предложения, читать их с правильной интонацией , при письме правильно ставить запятые.

Умение дополнять нераспространенные предложения второстепенными членами.

Умение различать простое предложение от сложного предложения.

Уметь проводить элементарный синтаксический анализ простого предложения по предложенному учителем алгоритму.

Развитие речи. Текст.

Текст. Структура текста: начало, основная часть, концовка.

Виды текстов.

Заголовок текста. Абзац.

Красная строка.

План текста. Диалог. Монолог.

Уметь находить части текста: начало, основная часть, концовка.

Уметь раскрывать основную мысль текста с помощью вопросов.

Уметь озаглавливать текст.

Уметь восстанавливать по смыслу деформированный текст.

Научиться строить диалог и монолог в устной и письменной форме.

Научиться составлять текст по опорным словам, по сюжетной картине.

Научиться составлять план текста.

Графика.

Алфавит башкирского языка. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Названия букв.

Прописная буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек, в начале предложения.

Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

Запятая при перечислении, в сложном предложении, перед союзами һәм, ләкин, йәки и др.

Знать буквенный состав алфавита, названия букв. Гласные звуки.

Находить слова в словаре учебника, распределять данные слова в алфавитном порядке (по первой букве).

Различать звуки и буквы, соотношение звуков и букв.

Сравнивать произношение и написание букв, имеющих различия в русском и башкирском языках.

Употреблять заглавную букву в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек, в начале предложения.

Употреблять элементарные орфографические и пунктуационные знаки: заглавная буква в начале предложения, перенос слова по слогам на другую строчку, точка в конце предложения.

Употреблять в соответствии с интонацией вопросительные и восклицательные знаки.

Употреблять запятую при перечислении однородных членов, соединенных при помощи бессоюзной связи, а также сочинительных союзов.

Орфография и пунктуация.

Правописание чередующихся звуков на письме в окончаниях слов.

Правописание разделительных знаков ъ, ь.

Правописание окончаний слов, имеющих в корне твердые гласные (а, о, у, ы),  

мягкие гласные (ә, ө, э (е), ү, и).

Правописание окончаний слов, имеющих в корне звуки о, ө.

Правописание слов, начинающихся со звуков у, ү.

Правописание слов со звуком [э].

Научиться писать правильно: 

- чередующиеся звуки ҡ, к, п - ғ, г, б  в конце слова.

- разделительные знаки ъ, ь:  Аҡъяр, көньяҡ.

- к словам с в корне, присоединяются окончания с такими же твердыми гласными: бала-лар, урам -да; с мягкими гласными (ә, ө, э (е), ү, и) – окончания с мягкими гласными: бесәй-ҙәр, Өфө-лә, бесәй+ем+дең.

- звуки у, ү в начале слова пишутся через букву в: Вәсилә, ватты;

- к слову, имеющему в последнем слоге звуки о или ө, в окончаниях прибавляются окончания с такими же гласными звуками: һөт+лө, аҡҡош+тоң;

- звук [э] в башкирском языке в начале слова пишется через букву э, в середине и конце слова пишется через букву е: эшсе, элекке.

Распределение часов по годам обучения

Основные темы программы

Всего часов

Основные виды учебной деятельности

2 класс

Звуки и буквы.

35

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. 

Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. 

Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.

Гласные ударные и безударные. Гласные мягкие и твердые. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные.

Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Обоснование написания слов.

Звуко-буквенный анализ слова.

Нахождение в слове согласных. Правильное произношение согласных. Оценка соответствия написания слов орфоэпическим нормам. Нахождение допущенных в тексте ошибок.

Комментарии правописания и произношения предложенных учителем слов.

Различие звуков и букв, определение места, где могут пригодиться знания об алфавите, называя правильно буквы и располагая их в алфавитном порядке.

Оценка своих достижений при выполнении заданий.

Слово.

8

Характеристика особенностей ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации.

Анализ уместности использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога. Оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе.  Анализ норм речевого этикета, оценка собственной речевой культуры. Выражение собственного мнения, аргументируя его с учетом ситуации общения.  

Отличие текста от других записей по его признакам, определение темы и главной мысли текста.

Морфология. Имя существительное.

8

Самостоятельные и служебные слова.  Нахождение имен существительных, имен прилагательных, глаголов по поставленным вопросам. Различение собственных и нарицательных имен. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что? Изменение существительных по числам.

Глагол.

9

Употребление  глаголов в речи. Умение опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? что делают?» и «что делал? что делали?». Изменение глаголов по лицам и числам.

Имя прилагательное.

3

Определение значения и умение употреблять  имена прилагательные в речи. Различать имена прилагательные, отвечающие на вопросы «какой?» и «который»?

Имя числительное

4

Значение и употребление в речи. Простые и сложные числительные.

Синтаксис.

14

Отличие группы слов, не составляющих предложение. Определение границ предложения в деформированном тексте, выбор знака препинания для обозначения конца предложения.

Обоснование выбора знака препинания в конце предложения.

Нахождение главных членов предложения.

Развитие связной речи.

24

Последовательность предложений в тексте. Составление рассказа по серии картинок, вопросам и опорным словам. Воспроизведение (пересказ) текста в соответствии с предложенным заданием: подробно или  выборочно

Овладение нормами речевого этикета, принятых у башкир, в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

3 класс

Слово.

10

Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Различение слова и предложения. Овладение с понятиями «прямое и переносное значение слова»; «синонимы, антонимы, омонимы». Ознакомление со словарями.

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Состав слова и словообразование.

10

Овладение понятием «однокоренные слова». Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Родственные  слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания.

Образование однокоренных слов с помощью окончаний.

Разбор слова по составу.

Морфология.

Имя существительное.

10

Формы единственного и множественного числа имен существительных. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Морфологический анализ имени существительных.

Имя прилагательное.

5

Употребление прилагательных в речи.

Образование прилагательных. Качественные и относительные прилагательные. Степени прилагательных.

 Формы степеней сравнения имен прилагательных.

Имя числительное.

4

Употребление количественных имен числительных в речи.

Разряды числительных: количественные и порядковые числительные. Изменение числительных по падежам.

Местоимение.

4

Общее представление о местоимении. Изменение местоимений по падежам. Употребление личных местоимений в речи.

Морфологический анализ местоимений.

Глагол.

11

Значение и употребление глаголов в речи.  Изменение глаголов по временам, лицам.

Морфологический анализ глагола.

Синтаксис.

23

Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения). При помощи смысловых вопросов установление связи между словами в словосочетании и предложении.

Развитие связной речи.

28

Овладение основными видами речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на конкретную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Обогащение активного и пассивного словаря учащихся. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической и монологическими формами речи. Овладение нормами башкирского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового.

Работа над текстом: озаглавливание, составление планов к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Знакомство с жанрами поздравления, приглашения, записки и др.

4 класс

Морфология.

Имя существительное.

6

Изменение существительных по падежам. Определение падежа существительного по поставленному вопросу. Имена существительные с аффиксами принадлежности. Различение значения форм принадлежности существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное.

3

Значение и употребление в речи. Формы степеней сравнения и синтаксические функции прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.

Имя числительное.

4

Значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные. Синтаксические функции числительных. Изменение числительных по падежам. 

Морфологический разбор имен числительных.

Местоимение.

8

Значение и употребление в речи. Личные и вопросительные местоимения. Местоимения образа действия, времени и места. Различение падежных форм личных и вопросительных местоимений.

Глагол.

8

Глаголы повелительного и изъявительного наклонения. Спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Морфологический разбор глаголов.

Синтаксис.

20

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; знаки препинания при них. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение.

Различение простых и сложных предложений.

Развитие связной речи.

21

Обогащение активного и пассивного словаря учащихся с точки зрения содержания и формирования правильности речи  стилистической и орфоэпической. Владение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении с людьми, плохо владеющими  татарским языком.

Составление планов к предложенному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

ИТОГО:  280 часов.

Количество письменных, тестовых и проектных работ

(по годам обучения)

Родной (башкирский) язык

2 класс

3 класс

4 класс

Контрольное списывание

2

1

1

Словарный диктант

4

3

3

Проектная работа

1

2

Контрольный диктант с выполнением задания

4

4

5

Изложение

1

1

1

Сочинение

1

1

1

Тестирование

-

1

1

Всего

12

12

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые комплексные работы в 4 классе в конце года (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир)

УМК "Начальная школа XIX века" Итоговые комплексные работы проводятся в конце года по четырем предметам....

Серия "Успешный школьник" для учащихся начальных классов (игры-упражнения по русскому языку, математике, литературному чтению).

Серия включает в себя 11 игр-упражнений: 5 по русскому языку и 6 по математике. Серия «Успешный школьник» разработана в помощь родителям, детям и учителям. Данное пособие может быть использовано ...

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...

Рабочая программа по учебному предмету "Родной башкирский язык и литературное чтение на родном башкирском языке" для 1 класса.

Автор учебника: З.Ғ. Нафиҡова, Ф.Ф.Мортазина. В русских школах где есть родной башкирский язык....

Рабочая программа по учебному предмету "Родной башкирский язык и литературное чтение на родном башкирском языке" для 2 класса

Автор учебника: З.Ғ. Нафиҡова, Ф.Ф.Мортазина. В русских школах где есть родной башкирский язык....

Рабочая программа по учебному предмету "Родной башкирский язык и литературное чтение на родном башкирском языке" для 3 класса

Автор учебника: З.Ғ. Нафиҡова, Ф.Ф.Мортазина. В русских школах где есть родной башкирский язык....