Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения
методическая разработка (1 класс) на тему

Афонина Лидия Леонидовна

 

Иные способы фиксации и формализации оценки

Листы индивидуальных достижений, карта успешности, рубежный контроль 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иные способы фиксации и формализации оценки

Мониторинг качества обученности учащихся в  условиях  безотметочного обучения

     В 1 классе система оценивания является  безотметочной лишь для ребенка, учитель же постоянно отслеживает   и  контролирует учебные достижения ученика. Безотметочное обучение – это  иные   способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Участвуя в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания начального образования по УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 века» я  применяла  различные формы контроля и оценивания:  

        1.Работа с  индивидуальными листами  достижений.

Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, можно вести  «Листы индивидуальных достижений» по предметам. Именно они помогают  выявить индивидуальную динамику качества усвоения предмета ребенком и не допускают сравнения его с другими детьми.

         2. Карта успешности, которую заполняют дети вместе с родителями, позволяет им отслеживать динамику учебной успешности относительно  самого ребёнка.

         3. Рубежный контроль по четвертям, итоговая диагностика уровня обученности в конце года помогают отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать результативность обучения, оценить эффективность учебного процесса.

         4. Таблицы метапредметных результатов дают возможность  педагогу вовремя скорректировать универсальные способы деятельности, которые учащиеся применяют, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

        5. Формирование «портфолио» ученика, оформление учебных, спортивных и творческих успехов. Просматривая последовательность своих работ в течение года, ребенок учится анализировать свою деятельность, объективно оценивать свои возможности и находить пути преодоления трудностей.

         6. Использование знаковой символики при фиксировании степени усвоения учащимися учебного материала.

     

      Я не могу сказать, что данная система оценки результатов в условиях  безотметочного обучения  на протяжении нескольких лет использовалась мной  в законченном и неизменном виде, она постоянно развивалась, менялась с появлением новых вопросов, проблем, которые требовали поиска решений.

     

Форма фиксации учебных достижений учащихся

при безотметочной системе обучения

       

         «+»– хорошо знает и может применить на практике.

Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;

«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;

«» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;

          «–» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;

«!» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.

                                   

  Учебные достижения учащихся в таблицах можно отмечать в баллах либо процентах.

Для того, чтобы не перегружать педагога дополнительной бумажной работой, можно использовать два средства:

  -  исключить двойное выставление отметок в таблицы результатов

     и в официальный журнал (можно воспользоваться правом

     образовательного учреждения на определение порядка заполнения

     журнала: выставлять в него отметки только за контрольные работы  

     и за четверть, а текущие отметки фиксировать  в «Рабочем

     журнале» учителя);

   - внедрять новые формы отчёта одновременно с  компьютеризацией

     этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую,

     автоматизированную основу, что требует свободного доступа    

     учителя начальной школы к компьютеру, сканеру, принтеру

                                                                                       

 

                                                                                                       

                                                                                                             

                                                                                                                (Заполняется ребенком с родителями)

                                              Карта успешности ........................................................

Математика.



З


Н


А


Ю

Дата

Мои учебные достижения

с

о

н

д

я

ф

м

а

м

1

- названия и последовательность чисел от 0 до 10

2

- состав однозначных чисел

3

- названия и обозначения действий сложения и вычитания

4

- названия двузначных чисел в пределах 20

5

- таблицу сложения и вычитания чисел в пределах 10


У



М



Е


        Ю

6

- различать предметы  по цвету,

 форме, размеру

7

- пользоваться понятиями:

 меньше, больше, столько же

8

- пользоваться понятиями:

 вправо, влево, вниз, вверх

9

- считать предметы в пределах 10, 20

10

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10, 20

11

- выполнять задания «Увеличить  на…», «Уменьшить на…»

12

- пользоваться терминами: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, выражение, значение выражения

13

-  складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток

14

- складывать и вычитать числа в пределах 20 с переходом через десяток

15

- решать задачи  на нахождение целого и остатка

16

-  решать задачи на увеличение  и уменьшение числа на несколько единиц

17

-  решать задачи на разностное сравнение чисел

18

-  решать задачи в два действия

19

-  пользоваться единицами массы

20

-  пользоваться единицами длины

21

-  пользоваться единицами объёма

22

- находить длину отрезка, чертить отрезок заданной длины

                                                                                                             (Заполняется ребенком с родителями)

                                            Карта успешности ……………………………………

                                                     Обучение грамоте. Русский язык.

Дата

Мои достижения

с

о

н

д

я

ф

м

а

м

З


Н


А


Ю

1

- гигиенические правила письма.

2

- все буквы русского алфавита, правильно называю их;

3

- основное отличие звука от буквы;

4

- что такое речь? из чего состоит речь, какая бывает речь;

5

- что такое предложение, из чего состоит предложение;

6

- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

7

- различать гласные и согласные звуки;

8

-   правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;



У



М



Е



Ю


















О

Р

Ф

О

Г

Р

А

ммы



9

- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;

10

- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, и, ю, я и мягким знаком;

11

- выделять в слове ударный слог;

12

- делить слово на слоги;

13

- переносить слово по слогам (простые случаи);  

 выполнять звуко - буквенный анализ слова;

- подбирать слово к звуковой схеме;

- подбирать звуковую схему к слову;

14

- составлять предложения;

15

-  вычленять слова из предложений;

16

- употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

17

- находить границы предложения;

- ставить нужные знаки в конце предложения (. ! ?).

18

-  правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;



19

- грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, правописание которых не расходится с произношением;

20

- устно составлять текст из 3-5 предложений на заданную тему.

21

- ЖИ - ШИ

22

- ЧА - ЩА

23

- ЧУ - ЩУ

24

- ЧК, ЧН

25

- заглавная буква в именах  и фамилиях  людей, кличках животных

                                         

                                                                                                                         (Заполняется учителем)

                                 

                                       Лист индивидуальных достижений  (письмо)

                                            ФИО ……………………………………………

Навык письма

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

С

О

Н

Д

Ф

М

А

М

Копирование слов

Размер букв

Наклон букв

Форма букв

Соединение

Пробелы

Знание строчных письменных букв

Знание заглавных письменных букв

Списывание с письменного текста

Списывание с печатного текста

Письмо на слух

Аккуратность в письменной работе

Проверочные работы

Знание правил письма

Умение оценивать свою работу

Индивидуальная работа

ИТОГИ обучения:

          По аналогии с письмом разрабатываются листы достижений по математике и чтению. По математике оценке подлежат: письмо цифр, нумерация до 20 (запись, последовательность, сравнение чисел), сложение и вычитание,  соотношение предметных действий с математическими выражениями; распознавание геометрических фигур на чертеже; измерение длин с помощью линейки. По чтению оцениваются: темп, осознанность, выразительность, чтение наизусть, пересказ, составление собственного рассказа.

      На основании индивидуальных листов  достижений оформляется итоговая диагностика уровня обученности   учеников 1 класса

                                           Листы рубежного контроля

по математике

                                              …………………………..учебный год.

Ф.И………………………………………………………………………

Класс ……………………………………………………………………….

Перечень ЗУНов

I четверть

II четверть

III четверть

IVчетверть

1. Подготовка к изучению чисел.

- счет в пределах 10 и обратно

- пространственные представления

- сравнение группы предметов

2. Числа от 1 до 10

- образование числа, соотношение его с цифрой,

- сравнение чисел,

- знаки арифмет. действий (+, - )

- состав чисел от 2 до 5

- знаки <, >

- равенство, неравенство,

- понятия «увеличить», «уменьшить»

- число 0

- простые задачи на  ± на основе счета предметов

- геометрический материал: точка, линии, отрезок, длина отрезка, см.

3. Сложение и вычитание в пределах 10.

- прибавление и вычитание числа 1

- прибавление и вычитание числа 2

- компоненты при сложении

- прибавление и вычитание числа 3

- задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц

- состав чисел 6 – 10

- понятие «плюс», «минус»

- прибавление и вычитание числа 4

- разностное сравнение

- перестановка слагаемых

- компоненты при вычитании

- величины: кг; литр

4. Числа от 11 до20.

- образование чисел второго десятка

- величины: дм.

- нумерационные случаи сложения и вычитания

- сравнение чисел

-последовательность чисел от 11 до20 вперед и обратно

5. Сложение и вычитание однознач. чисел с переходом через 10.

- табличное сложение

- табличное вычитание

       Листы рубежного контроля

по обучению грамоте

                                           …………………………..учебный год.

Ф.И. ………………………………..

Класс ………………………………

Перечень ЗУНов

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1. Предложение и слово.

- членение речи на предложения

- членение предложения на слова

- составление схемы предложения

- составление схемы слова

- выделение главных членов предложения

2. Слог и ударение.

- деление слова на слоги

- ударение в слове

3. Звуки и буквы.

- отличие звука от буквы

- выделение звука в слове

- различие гласных и согласных звуков

- различие твёрдых и мягких согласных

- различие звонких и глухих согласных

- слого – звуковой анализ слов

4. Чтение

- слоговое

- словами

5. Ответы на вопросы.

6. Пересказ.

7. Составление рассказа по картинке.

8. Чтение стихов наизусть.

9. Письмо по слуху.

- слогов

- слов

- предложений

10. Заглавная буква в именах собственных.

11. Сочетания:

жи – ши

ча – ща

чу – щу

12. Списывание.

13. Перенос слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

Мониторинг качества обученности учащихся 2 класса

Задания по русскому языку и математике...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Активные методы и средства обученя , используемые при обучении учащихся начальных классов...