Урок окружающего мира в трёх классах-комплектах: 1 кл. "Проверим и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»", 2 кл. "Животные живого уголка", 4 кл. "Пустыни".
учебно-методический материал по окружающему миру

Мелехина Ольга Петровна

Урок окружающего мира в трёх классах-комплектах малокомплектной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

 «Агломазовская ОШ» - филиал МКОУ «Малостуденецкая СШ»

14.11.2019 г.

Учитель: Мелехина О.П.

1 класс

2 класс

4 класс

Тема

Проверим и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Животные живого уголка

Пустыни

Цель

Создать условия для проверки знаний и умений учащихся; умения адекватно оценивать свои достижения.

Создать условия для формирования представлений о разнообразии животных живого уголка,  познакомить с правилами ухода за ними.

Создать условия для формирования у учащихся представления о природной зоне пустынь.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

выявить знания и умения, приобретенные в процессе изучения раздела «Что и кто?»

Метапредметные результаты:

выполнять тестовые задания учебника;

оценивать свои достижения.

Личностные результаты:

осознавать ценность знаний и умений, приобретенных при изучении предмета «Окружающий мир».

Предметныерезультаты:

определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них.

Метапредметныерезультаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 строить речевое высказывание; проводить сравнение;

 строить высказывания; задавать вопросы;

формулировать собственное мнение и позицию.

Личностныерезультаты:

проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке.

Предметныерезультаты:

 находить особенности этой природной зоны.

Метапредметныерезультаты:

находить и выделять необходимую информацию;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

планировать учебное сотрудничество со сверстниками;

выражать свои мысли.

Личностные:

проявлять творческое отношение к процессу обучения;

проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

Оборудование

Картинки: Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха; смайлики, запись музыки «В мире животных», учебник, Атлас-опредитель, рабочая тетрадь.

Карточки-слова: животные, дикие, домашние, животные живого уголка, медведь, лиса, волк, корова, лошадь, овца, канарейка, хомячок, гуппи; Атлас-опредитель; карточки с заданиями,  карточки для самопроверки, критерии самооценки; 2 ноутбука с ЭП, учебник, аудиозапись «Пение канарейки».

План изучения природной зоны, таблица «Пустыни», карточки для самопроверки, учебник,  рабочая тетрадь.

Ход урока

Этап урока

1 класс

2 класс

  1. класс

1.Организационый момент (2 мин)

Приветствую вас, юные любители природы.  Я рада видеть вас и наших гостей – учителей из соседних школ. Сегодня на уроке мы узнаем много интересного и удивительного. Я верю, что у нас с вами всё получится.

2. Актуализация знаний (3 мин)

У.  - Мы  закончили изучение первого раздела учебника на тему «Что и кто?» (тема записана на доске). Нам помогали Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. Они и сегодня пришли к вам на урок с предложением проверить себя и оценить свои достижения, чтобы узнать,  достигнуты ли планируемые результаты изучения раздела?

 На с. 50-54 даны задания. Необходимо действовать по плану:

1 шаг – прочитай задание;

2 шаг – выбери картинку с правильным ответом;

3 шаг – назови цвет кружка;

4 шаг – раскрась в тетради кружок таким же цветом.

Удачи!

С.

У.Составьте схему о разнообразии животного мира на доске.

Задание: распределите по 3 слова в каждую группу. ? – слова, которые вызвали затруднение)

Работаем в паре.

(Составление кластера.

Животные

                

Дикие                                 домашние

                               ?

Слова: медведь, лиса, волк; корова, лошадь, овца; канарейка, хомячок, гуппи.

С.

У. На доске «План изучения природной зоны».  Ознакомьтесь с ним и выполните задания по указанным страницам.

(1. Назвать и показать на карте природную зону.                  С.118, с.72

2. Прочитать об особенностях  неживой природы                 С.118-119

и живой природы.                 С.120-123

3. Прочитать об использовании зоны человеком.                             С.123-124)

С.(самостоятельно)

3. Открытие нового знания (7 мин)

С.(учатся работать с тестовыми заданиями, соотносить ответ с картинкой, переносить правильный ответ в тетрадь)

У.(Проверка с.р.)

- Кто такие  дикие животные? Это животные, которые сами добывают пищу, защищаются от врагов, строят жилище, заботятся о потомстве.

- Кто такие домашние животные? Животные, которых разводят люди, кормят их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве. Подумайте, дляя чего их разводит человек?

- Какие животные вызвали у вас затруднение?  Это животные живого уголка.

- Ребята, а как вы думаете, зачем человек заводит рыбок, попугайчиков, канареек, хомячков, морских свинок, черепах?

- Действительно, очень приятно просыпаться не под звон будильника, а под пение канарейки. Послушайте, как поёт канарейка.

- Когда у человека плохое настроение, достаточно в течение 10-15 минут понаблюдать за рыбками в аквариуме – настроение улучшится. Посмотрите, как плавают рыбки. А ещё, чтобы дети росли добрыми, заботливыми, внимательными родители часто в семьях заводят морских свинок, канареек, хомячков. Они радуют глаз, создают хорошее настроение, украшают жильё.

(Беседа по картинкам учебника с. 80-81.Запоминание аквариумных рыбок)

- Самостоятельно проверим полученные знания и добудем новую информацию. Работа на карточках.

1. Узнай аквариумную рыбку по силуэту.

2. Заполнить таблицу «Название рыбки - Родина рыбки» по Атласу – определителю).

С.  (С.118-124 работа с текстом учебника)

4. Первичное закрепление (7 мин)

С.(продолжение работы по освоенному алгоритму)

С. (Работа на карточках)

У. (Беседа по содержанию и работа в рабочей тетради.На доске таблица с изображением пустыни.)

№ 1. - Как называется природная зона? А действительно ли пустыня пустая?

Отметим её на контурной карте в рабочей тетради с.57.

-Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы- барханы- постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые ( см. фото в учебнике)

№ 2. – Расскажите об особенностях неживой природы. (1-е предложение с добавлением данных).

А что ещё вы узнали из текста?

Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днём доплюс 70 градусов, а в тени выше 40 градусов.  А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают . В пустыне  выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается доминус 12 градусов, и длится зима 2-3 месяца.

 - Расскажите об особенностях живой природы.

О растениях. (2-е предложение)

А что вы ещё узнали из текста?

Рассмотрите гербарии. Это растения пустыни. О каком из них вы не читали в тексте?

Саксаул - это низкое дерево, не более 4-5 метров. Эти деревья растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы  думаете почему? ( Из-за недостатка влаги.)

 О животных. (3-е предложение)

А  что вы ещё узнали о животных?

Рассмотрим гербарии и запомним их.Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц- это потому что птицы плохо переносят жару.

- Самостоятельно проверим степень усвоения материала. Выполните задания № 3, № 4.

1. Исправить ошибки в тексте.

2. Узнать животных по фрагментам.

5. Физкультминутка (3 минуты)

(Звучит музыка «В мире животных»)

По родному краю дружно мы шагали.

Мы многое узнали и чуть-чуть устали.

Мы немного отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд – мы на пляже. Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку. Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать! Но и меру нужно знать.

Побежим скорее в класс, там послушаем рассказ.

6.Самопроверка по эталону.(7 мин)

У. –Учимся проверять свою работу.

В конце учебника на с. 91 есть ответы к с. 50, перенесём  ответы в рабочую тетрадь (2-ой столбец). Будем делать вывод: верно или неверно выполнено задание. Если цвет совпал, ставим в 3-ем столбце +, если не совпал - –  .

- Учимся оценивать свою работу. На с. 54. Посчитайте количество +, выберите оценку – смайлик.

- Сделаем вывод, достигнуты ли планируемые результаты изучения раздела?

(Рефлексия)

- Расскажи, как вы себя чувствовали в ходе проверочной работы: тебе было легко или трудно? Интересно или не очень? Что нужно сделать, чтобы набрать 10 баллов? Чтобы ты посоветовала ребятам, которые не набрали 10 баллов?

              Урок окончен.

С.(Работа по карточкам. Самопроверка.

Самооценивание.)

Количество баллов

Оценка

8-9

4-7

0-3

С.(Работа в рабочей тетради. Самопроверка.

Самооценивание.)

Количество баллов

Оценка

8-9

5

6-7

4

4-5

3

0-3

2

7. Включение в систему знаний (7

мин)

8. Домашнее задание (3 мин)

У. Поговорим об уходе за животными живого уголка. С. 82-83.

- Что нужно сделать, чтобы животные жили и радовали нас? Правильно, кормить, поить, чистить клетку, менять воду, подстилку, любить.

Вывод: животные живого уголка учат нас любить.

- Дома прочитайте с. 82-83, как содержать рыбок и хомячков.

- А сейчас поработайте в ЭП к учебнику.

С. (работа с  ноутбуками)

С. (Работа в рабочей тетради. № 5,6,7 на выбор)

У. Вывод: пустыня – это природная зона со своими особенностями. Вернёмся к плану. Пункт 3. Пустыня и человек.

- Чем занимаются люди в пустынях? Правильно, строят каналы, сажают растения, выращивают овец и верблюдов.

- Какие экологические проблемы вы сформулировали? Правильно, неумеренное орошение вызывает засоление почв; подвижные пески засыпают дороги, поля, постройки;

сайгаки страдают от рук браконьеров.

- Дома прочитайте с.123-124. Ответьте на вопросы.

Резерв

У. Работа в группе. Собрать пазлы с изображением плаката «Правило друзей природы»

9. Рефлексия

- Что вы чувствовали на уроке в присутствии гостей?

- Что вам захотелось после разговора о животных живого уголка? О пустыне?

- О ком хотелось бы узнать подробнее? Как это сделать?

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Где и когда? Презентация проекта Мой класс и моя школа" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Где и когда?  Презентация проекта Мой класс и моя школа" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру. 2 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Общение"

Конспект урока по окружающему миру. 2 класс. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Общение"...

Конспект урока по окружающему миру «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика?», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Чему учит экономика?»Планируемые результаты:Предметные:-оценивать свои знания и умения по разделам: «Государственн...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика»»

Цель деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний обучающихся по разделу «Чему учит экономика?»Планируемые результаты:Предметные:-знать определения по разделу «Чему ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика»» (3 класс)

Цель деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний обучающихся по разделу «Чему учит экономика?»Планируемые результаты:Предметные:-знать определения по разделу «Чему у...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика»

Конспект урока по окружающему мируТема: «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика» Цель деятельности учителя: обобщение и уточнение знан...

Конспект урока окружающего мира. 2 класс. Тема: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Конспект урока окружающего мира. 2 класс. Тема: Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»...