Анализ современного урока.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Черноперова Марина Геннадьевна

В данном материале представлен анализ урока окружающего мира с учетом современных требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока по окружающему миру, 3 класс.

(учитель Черноперова М.Г.)

Тема: Вещества и смеси.

Цель: Учить детей сравнивать вещества и образовывать растворы с помощью эксперимента и наблюдения.

Задачи:

1.Учить сравнивать растворы, используя метод наблюдения;

2. Закреплять и расширять знания о свойствах веществ с помощью эксперимента;

3. Создать условия для формирования познавательных УУД;

4.Формировать регулятивные учебные действия, используя технологию «учебного диалога».

5. Создать условия для формирования коммуникативных умений, применяя учебное сотрудничество;

6. Формировать информационные умения на основе организации работы с разными источниками;

7. Воспитывать уважение к разному мнению, способность к коллективному решению познавательных проблем;

8. Повышать познавательную активность обучающихся через организацию проблемного обучения;

Форма урока: практическая работа.

Методы: эксперимент. Наблюдение

Технология: Учебное исследование;

  1. Блок Познавательные умения.

На первом этапе урока была создана проблемная ситуация (Дети «посетили» виртуальную научную лабораторию Эла). Учитель использовал мультимедийное пособие  «Вещества и их свойства» из серии «Занимательная наука». Наблюдая за смешиванием веществ в виртуальной лаборатории, дети столкнулись с проблемой: Все ли смешиваемые вещества образовали растворы? Для закрепления и обобщения материала, для погружения в проблему учителем был использован данный занимательный информационный ресурс. Педагог просил сформулировать высказывание: «Что вы наблюдали?» Обучающиеся на основе наблюдений и обобщения имеющихся знаний учились делать вывод. Педагог просил зачитать выводы, объяснить и доказать своё мнение. На данном этапе формировались познавательные умения: сравнение, анализ, обобщение.

На втором этапе урока учитель при постановке проблемы использовал технологию учебного диалога. Подводящий диалог способствовал тому, что дети сами ставили проблемные вопросы. Выбирали наиболее точный и главный вопрос. Третьеклассники учились не только задавать вопросы в зависимости от цели, но и выбирать или ранжировать проблемные вопросы в зависимости от цели и темы урока.

Учитель вопросом: «Спрогнозируйте, что можно получить в результате эксперимента7» сразу решает 2 задачи:

-обучает детей прогнозированию;

- формирует мотивацию к деятельности;

Как положительное, следует отметить, что ученики данного класса понимают разницу между проблемными и фактическими вопросами. Педагог просит формулировать проблемные вопросы. Учитываются все возможные варианты, учитель подводит детей к выбору более точного.

  1. Блок  Логические умения.

На данном уроке в ходе организации проблемного обучения. Обучающиеся учились анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. При формулировании выводов наблюдения, представления результатов исследования. Третьеклассники учились строить рассуждения, обобщать полученную информацию и формулировать выводы.

  1. Блок Коммуникативные навыки.

Данные умения формировались на протяжении всего урока, так как применялась групповая работа. Обучающиеся были поставлены в ситуацию постоянного коллективного сотрудничества и на этапе подготовки эксперимента, и во время его проведения, и на этапе обобщения и формулирования выводов.

Ученики учились:

-  задавать вопросы друг другу и учителю;

- обращаться за помощью;

- распределять обязанности между собой, договариваться;

- формировать собственную позицию, суждение;

Все группы выполняли одинаковое задание и представляли результаты своих исследований.

  1. Блок. Регулятивные УУД.

На данном уроке целенаправленно велась работа по формированию регулятивных УУД. Совместное планирование деятельности, мотивационная проблемная ситуация позволяли учащимся удерживать учебную задачу на протяжении всего урока. Учитель осуществляет пошаговое выполнение совместно составленного с детьми плана. Возвращает детей к анализу выполненных этапов. В ходе проведения эксперимента ученики обучались умению выбирать действия, в соответствии с поставленной задачей. (Одни из них отбирали вещества, другие  их взвешивали, смешивали). Однако в результате, необходимо было провести коллективное наблюдение и сделать выводы, записать результаты эксперимента в тетрадь. Даже в ходе проведения эксперимента дети столкнулись с новой проблемой: не все виды сахара одинаково растворялись в воде. Ученики успешно справились с проблемой, предложив, для растворения плотного комкового сахара и коричневого сахара расколоть его на мелкие кусочки и погрузить его в горячую воду. В ходе эксперимента, установили, что сахарный песок растворился быстрее всех остальных видов сахара, подтвердив одну из выдвинутых гипотез. Выявили причинно-следственные связи, предложили способ решения вновь появившейся

проблемы.

5.Блок. Информационные умения.

На данном уроке формирование информационных умений представлены следующим образом:

- поиск и выделение информации из разных источников и в разных формах, а именно: ответы обучающихся, формулирующие свои выводы по итогам практической деятельности;

- поиск и выделение информации из мультимедийного фильма;

- обобщение информации по итогам эксперимента и наблюдения;

- обработка и анализ полученной информации;

6. Блок. Личностные умения.

Учителем также решаются воспитательные задачи. Формируется стойкий познавательный интерес к окружающему миру. В ходе организации на уроке учебного диалога формируется уважение к чужому мнению, способность к  коллективному решению познавательных задач.

Из всего вышеизложенного, можно констатировать, что задачи урока выполнены, цель достигнута. Таким образом, можно сделать вывод, что урок был результативным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема системного анализа современного урока.

Схема системного анализа   современного   урока. Анализ  основных уроков в начальной  школе. Анализ урока, построенного на основе спользования в процессе обучен...

Презентация "Анализ современного урока"

Данная презентация поможет учителям грамотно, в соответствии с ФГОС, составлять и планировать свои уроки....

Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

Выступлене на тему "Проектирование и анализ современного урока в начальной школе"

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в и...

Проектирование и анализ современного урока в рамках реализации ФГОС второго поколения

Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развити...

Анализ современного урока.

Здесь даны подробные инструкции к анализу современного урока, а так же самоанализа....

Аспектный анализ современного урока

Процесс обучения в рамках ФГОС в начальной школе...