Доклад: Формирование функциональной (читательской) грамотности у школьников в процессе изучения русского языка и литературы
статья

РОГУДЕЕВА ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Новобурейская СОШ № 3

               

Формирование  функциональной (читательской)

грамотности у школьников

в процессе изучения русского языка и литературы

                                           Автор:

Рогудеева Лилия Анатольевна

                                                           учитель ру.языка, литературы

 МОБУ Новобурейской СОШ № 3

Высшая кв. категория

п. Новобурейский,  2023 г.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Составляющие функциональной грамотности

Функциональная грамотность простыми словами- это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Читательская грамотность

Функциональная

грамотность

Естественно- научная грамотность

Математическая грамотность

Компьютерная грамотность

Финансовая грамотность

Правовая (юридическая) грамотность

Грамотность в вопросах здоровья

Грамотность в семейно- бытовых вопросах

Творческое мышление

Рассмотрим одно из составляющих функциональной грамотности.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается именно читательская грамотность.  

Читательская грамотность

- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

  1. Составляющие читательской грамотности

1)        Речевые умения:

– конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные);

– использовать в речи изученные синтаксические конструкции;

 – различать однозначные и многозначные слова;

– видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости;

– совместно с учителем узнавать незнакомые слова.

2)        Интеллектуально-речевые умения. 

а) Рецептивные (умения слушать, читать):

– использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);

– делить текст на структурно-смысловые части;

– самостоятельно ставить вопросы к тексту;

– вести диалог с автором текста;

– отвечать на вопросы учителя по тексту;

– выделять в тексте главное;

– составлять простой план текста;

 – составлять таблицу, схему по содержанию текста;

– находить ключевые слова;

– соотносить заглавие с содержанием текста;

б) продуктивные (умения говорить, писать):

– подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);

– создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);

– создавать текст-повествование в учебно-научном стиле;

– озаглавливать текст;

– подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);

 – исправлять тексты по условным обозначениям учителя.

3)        Коммуникативные умения: 

– вступать в диалог с учителем и сверстниками;

– высказывать и аргументировать свою точку зрения и воспринимать аргументы собеседника;

– обсуждать проблему в группе (в паре);

– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре).

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Этапы работы с текстом в начальной школе

1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Формирование читательской грамотности

Возникла необходимость в переосмыслении своего опыта работы по формированию читательской грамотности. Изучив учебники дополнительную литературу, я пришла к выводу, что в основу организации работы с читательской грамотностью должны быть положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста. Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, необходимо было научиться не только классифицировать учебные задания по основным группам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока.

Приемы формирования читательской грамотности

     

     Мною были изучены различные приёмы формирования читательской грамотности. Я представлю вашему вниманию только некоторые из них. Возможно, многие знакомы вам. Однако, считаю, что их применение позволяет достигать планируемых результатов.

  1. Приёмы работы с текстом при изучении нового материала

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

При знакомстве с порядком морфологического разбора.

Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

… или ….

… или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … ,

2.Приём «Верите ли вы …»  

При знакомстве с причастием (7 класс):

Причастие - это самостоятельная часть речи.

Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.

Причастия бывают 1 и 2 спряжения.

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

Причастия могут быть действительными и страдающими

II. Приемы активизации ранее полученных знаний

  1. Прием «Ассоциация»

 К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик

слова-ассоциации. Выход будет следующим:

· если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

· оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

  1. Приём “Шаг за шагом”

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

III. Приемы графической переработки учебного материала

1.Прием «Составление кластера»

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

2.Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»  

Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

IV. Приемы, используемые при групповой работе

1.Приём «Корзина» идей, понятий….

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

2.Прием «Письмо по кругу»    

Класс делится на группы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

3.Приём «Лови ошибку»  

  Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

V.ПРИЕМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ    

1."Чтение в кружок"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

2."Чтение с остановками"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".

3."Чтение с пометками"

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v Знакомая информация

+ Новая информация

-- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Упражнения для развития навыка быстрого чтения

1. «Шторка»
2. «Чтение наоборот»
3. «Текст-вертушка»
4. «Текст с наложением»
5. «Текст с картинками» и др.

Приём работы с пословицами. 
Логическо–поисковое  задание

Игра «По двум словам отгадай пословицу»

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки литературы и русского языка для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг, не видят пример родителей с книгой и т.д.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения у обучающихся является целенаправленное управление обучением чтению, работы с текстом. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки.

Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Разнообразные и увлекательные задания помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное.

Желаю вам интересной и плодотворной работы, вашим ученикам - успехов!

  1. Перед вами задания для учащихся. К какой из составляющих функциональной грамотности они относятся?
  2. Назовите приемы формирования данной грамотности.
  3. Назовите составляющие данной грамотности.

  1. К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик

слова-ассоциации. Выход будет следующим:

· если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

· оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

2. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

3.

Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

II. Приемы активизации ранее полученных знаний

  1. Прием «Ассоциация»

 К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик

слова-ассоциации. Выход будет следующим:

· если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

· оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

III. Приемы графической переработки учебного материала

1.Прием «Составление кластера»

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

2.Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»  

Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Базовым навыком функциональной грамотности школьников считается именно читательская грамотность.  

Читательская грамотность

- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

  1. Составляющие читательской грамотности

1)        Речевые умения

2)        Интеллектуально-речевые умения. 

а) Рецептивные (умения слушать, читать):

б) продуктивные (умения говорить, писать):

3)        Коммуникативные умения: 

– вступать в диалог с учителем и сверстниками;

– высказывать и аргументировать свою точку зрения и воспринимать аргументы собеседника;

– обсуждать проблему в группе (в паре);

– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Доклад на ШМО по теме: «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы в начальной школе»

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы  в начальной школеИгровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра ос...

Формирование культуры речи младших школьников в процессе изучения русского языка (на материале имен существительных)

В настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной становится проблема языка в его реализации – проблема культуры речи. Основы речевой культуры закладываю...

Доклад для ШМО "Работа со словарными словами на уроках русского языка и литературы"

Работа со словарными словами на уроках русского языка и литературного чтения....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)

Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы

  Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – падение интереса учащихся к русскому языку, к чтению классической литературы и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, н...

Доклад "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Øдети имеют низкую скорость чтения;Ø не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;Øне могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;Øзатрудняются кратко пересказать содержани...