Логопедические игры для развития речи детей
статья по логопедии по теме

Мамайчук Юлия Валерьевна

 

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Современная школа предъявляет высокие требования к развитию детей. Прежде всего у него  должна быть сформирована внутренняя позиция первоклассника, он должен обладать самостоятельностью. Ребенок должен уметь слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_igry_dlya_razvitiya_rechi_detey.docx60.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Логопедические игры для развития речи детей.

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Современная школа предъявляет высокие требования к развитию детей. Прежде всего у него  должна быть сформирована внутренняя позиция первоклассника, он должен обладать самостоятельностью. Ребенок должен уметь слушать взрослого, четко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным.

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения, но не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаем он может быть замедленным. У детей отмечаются различные отклонения в речевом развитии, например, нарушение произношения звуков [Р] и [Л],  недоразвитие фонематического слуха, несформированность операций фонематического восприятия, звуко-слогового анализа слов.

А это всё создает большие трудности при обучении чтению и письму, и препятствует дальнейшему усвоению программы.

Несмотря на то, что диагностикой и коррекцией речевых нарушений, безусловно, должен заниматься специалист, в силах родителей оказать своему ребенку посильную помощь при подготовке к школе.

Если Ваш ребенок посещал в детском саду логопедические занятия, то Вы можете проконсультироваться у логопеда, насколько он готов к овладению грамотой и получить соответствующие рекомендации. Часто бывает, что по той или иной причине дошкольник не проходит полный коррекционный курс, вследствие этого к выпуску из детского сада не все стороны речи оказываются сформированными. В этом случае заботливым родителям необходимо летом позаниматься со своим ребенком, чтобы восполнить существующие пробелы в речевом развитии.

Ниже приводятся виды упражнений и игр, направленных на развитие психических функций, необходимых для успешного овладения письменной речью. Вы можете использовать эти упражнения для занятий с детьми 6-7 лет.

Занятия рекомендуется проводить систематически в игровой форме. Они должны быть кратковременными (10-15 минут). Затем их длительность можно увеличить до 25-40 минут. Родителям необходимо чутко реагировать на состояние ребенка (наличие у него интереса, утомления, изменения настроения) и в соответствии с этим регулировать продолжительность и содержание занятий.

Взрослый должен подробно объяснить ребенку задание и убедиться в том, что он правильно его понял. Можно предложить малышу самостоятельно выбрать то или иное задание и выполнить его. Это поможет определить степень познаний ребенка.

Задания, игры и упражнения могут быть придуманы вместе с ребенком в дополнение к тем, которые представлены ниже.

Очень важно, чтобы каждое начатое задание было выполнено ребенком до конца, а содержание «этапов» и их последовательность были понятны. Поэтому, создание дружеской, доверительной атмосферы во время занятий будет играть важную роль в усвоении обучающего материала.

Не забывайте хвалить ребенка - это также хороший стимул в работе. У ребенка появится настроение и желание заниматься.

Во время занятий будьте терпеливыми и старайтесь подчеркивать неповторимость, индивидуальность и творческое начало ребенка.

Позвольте пожелать Вам, уважаемые родители, успехов, и напомнить, что благополучие наших детей в наших руках.

  1. Игра «Волшебный дартс»

Ребенку   предлагается   метать дротики в круг. Если дротик попадет в синий сектор, то ребенок придумывает слово, начинающееся на твердый согласный звук. Если в зеленый сектор

- на мягкий согласный звук. Если в красный сектор - слово, должно начинаться с гласного звука.

2.   Художник

Ребенку предлагается нарисовать карандашами или красками картину в соответствии с инструкцией: «Нарисуй елочку в центре листа, справа от елочки - грибок, над елочкой птичку, между елочкой и грибом - цветок, на цветке - бабочку, в верхнем левом углу - солнышко, в нижнем правом углу- дерево, в нижнем правом углу - зайчика, в верхнем правом углу - облако и т.п.»

Затем нарисованная картинка убирается и ребенку задаются вопросы: «Что нарисовано в верхнем левом углу? Где на картине расположено дерево? Где сидит зайчик? Что находится между зайчиком и цветком? и т.п.»

Можно предложить ребенку составить рассказ по нарисованной картинке.

        

3.  Забавные считалочки

Ребенку предлагается повторить вслед за логопедом считалочку по слогам.

Взрослый - Пусть повторит за мной язык

Такое слово боровик. А теперь наш язычок Скажет: «Чики, чики, чок».

Ребенок: Пусть пов - то - рит за мной я - зык

Та -ко -е сло - во бо-ро- вик. А те -перь наш я - зы -чок

Ска - жет: «Чи - ки, чи - ки, чок!»

Взрослый - Сел на дудочку сверчок.

Начал дырочки считать. Раз, два, три, четыре, пять.

Ребенок - Сел на ду - до - чку све - рчок.

На - чал ды - ро - чки счи - тать. Раз, два, три, че - ты - ре, пять.

4.     Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»

«Взрослый бросает мяч ребенку, произносит при этом предложения (словосочетания), состоящие из слов в начальной форме. Например: «Девочка играть». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение верно: «Девочка играет», затем бросает мяч взрослому.

5.     Веселый язычок

Сначала взрослый читает стихотворение и выполняет определенные движения органами артикуляционного аппарата (губами, языком, нижней челюстью). Ребенок повторяет их вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми. Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6 раз. Общая продолжительность выполнения должна составлять 7-10 минут.

Гимнастику можно выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют движения синхронно.

Язычок знаком вам дети, Мы его улыбкой встретим.

     (Широко улыбнуться, растянуть губы.)

Это язычок пришел.

(Приоткрыть рот. Высунуть узкий язык.)

Вправо он сейчас пошел.

(Тянуться кончиком языком к правому уху.)

Все, что нужно, увидал И налево зашагал.

(Тянуться кончиком языка к левому уху.)

Погулял совсем немножко, широко открыл окошко.

(Широко открыть рот  и удерживать его в таком положении 10 сек.)

Он окно не закрывает, Кверху кончик поднимает.

(Рот широко открыт. Кончик языка тянется к носу.)

Он окно не закрывает, Книзу кончик опускает.

(Рот широко открыт. Кончик языка тянется к подбородку.)

Язычок не устает - Тянется теперь вперед.

(Рот открыт. Кончик языка высовывается изо рта и вытягивается вперед.)

В прятки поиграть он рад: Отступает шаг назад.

   (Рот приоткрыт. Тело языка оттягивается вглубь рта.)

Поиграл с тобою в прятки И помчался на лошадке.

(Пощелкать языком. Рот широко открыт, губы растягиваются в улыбке.)

Говорит он: «До свиданья!» Тебе машет на прощанье.

(Рот широко открыт, губы растягиваются в улыбку.

Попеременно широкий кончик языка закрывает верхнюю губу, затем - нижнюю.)

6.          Раскрась - не ошибись

Ребенку предлагается раскрасить предметы на картине фломастерами желтого и фиолетового цветов. Если в словах есть [ж] - желтым, если [з] - фиолетовым: ваза, роза, жираф, желудь, жилет, звезда, пижама, флажок,
кружок, мимоза, гвоздика.

7.          Развиваем пальчики - развиваем речь

Ребенку предлагается придумать слова, содержащие определенный звук. За каждое слово он

кладет в бутылочку пуговицу. Когда все пуговицы собраны, бутылочка закрывается завинчивающейся пробкой.

Ребенок получает задание придумать предложение с определенным количеством слов, каждое слово (или большинство слов) должно начинаться на этот звук (например: Стакан сока стоит на столе.)

Помимо складывания пуговиц в бутылочку можно собирать пирамидку, нанизывать бусинки на нитку, выкладывать мозаику.

8.       В зоопарке

Ребенку дается задание: «Посмотри на игрушки: жираф, кит, верблюд, медведь, лев, конь, кот, волк. Раздели их на две группы: есть в названии мягкий звук - положи игрушку слева, нет - справа от всех остальных. Сколько игрушек в каждой группе?» (5 и 3)

Составь схемы слов с помощью пуговиц: синей пуговицей обозначай твердый согласный звук, зеленой - мягкий согласный звук, красной - гласный звук».

9.      Собери букет

На листе бумаги нарисованы две вазы. В каждой вазе надо дорисовать букет, но в первую вазу можно поставить лишь те цветы, в названии которых слышен [р] (ромашка, георгин, роза ...), а во вторую вазу - лишь цветы, в названии которых есть [л] (ландыш, флоксы, гладиолус, фиалка ...).

Можно провести это задание, с использованием пластилина, аппликации.

10. Веселые картинки

I вариант.

По первым (последним) звукам, названий предметов, изображенных на картинках (или выставленных в ряд игрушек). Ребенку предлагается составить слово. Например:


II вариант. Ребенку дается задание: «Нарисуй такие картинки, чтобы по первым (последним) звукам их названий можно было составить новое слово».

11.  Цепочка

Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя, так чтобы последний звук в названии одного предмета стал первым звуком в названии другого предмета. Например: автобус - стул - лампа - ...

Этот же вид задания можно выполнить, разложив соответствующим образом на столе картинки (игрушки). Затем ребенку предлагается нарисовать ряд предметов, чтобы получилась «цепочка».

12. Игры с чистоговорками

Зарифмованные фразы (чистоговорки), в которых часто повторяется определенный звук, используются для закрепления правильного звукопроизношения, развития силы голоса (умения произносить громко, тихо, шепотом), формирования умения произносить в различном темпе речи (быстро, умеренно, медленно), чувства рифмы, навыков дикции, а также с целью восполнения пробелов и коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

I        вариант: Скажи где?

Взрослый перемещает предмет в пространстве, задавая вопросы о его местоположении в форме чистоговорок. Ребенок отвечает на них чистоговорками.

Например:

Взрослый - Ла, ла - где юла?

Ребенок - Ла, ла - у стола юла; ла, ла - на столе юла.

Аналогичная работа проводится с картинками на плоскости.

II        вариант. Нарасталочка
Ребенок составляет простую чистоговорку. Затем взрослый задает к ней вопрос, а ребенок отвечает на него чистоговоркой, одновременно распространяя ее словом, содержащим автоматизируемый звук. Например: Ребенок - Са, са - лиса.

Взрослый - Сделаем чистоговорку длиннее. Са, са - какая лиса?

Ребенок - Са, са - пестрая лиса.

Взрослый - Са, са - что делает пестрая лиса?

Ребенок - Са,са - ест пестрая лиса.

Взрослый - Са, са - где ест пестрая лиса?

Ребенок - Са, са - в лесу ест пестрая лиса.

Если ребенку трудно подобрать слово самостоятельно, взрослый предлагает ему несколько вариантов на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

«Пальчиковые игры для развития речи детей 4-7 лет»

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (РЕБЕНКУ ТРУДНО ЗАШНУРОВАТЬ БОТИНКИ, ЗАСТЕГНУТЬ ПУГОВИЦ...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Развитие речи у детей  имеет огромное значение. Правильно сформированная и развитая речь – основа дальнейших успехов в обучении ребенка в школе. Если ребенок меняет в своей речи местами сло...

Роль логопедической распевки в развитии речи детей с ОВЗ

Роль логопедической распевки в развитии речи детей с ОВЗ...

Игры на развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями

Методический материал для проведения интересных уроков!...

В.С. Сандрикова "Логопедические игры и упражнения для развития речи детей с РАС"

В.С. Сандрикова "Логопедические игры и упражнения для развития речи детей с РАС"...

Деловая игра для воспитателей: "Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста"

Цель:Систематизировать знания педагогов по вопросам развития речи у детейпосредством дидактической игры.Задачи:1.Формирование навыков позитивного общения педагогов, умение работать вколлективе.2.Совер...