Консультация для родителей "Воспитание культуры здорового образа жизни дошкольников как психолого-педагогическая проблема ."
статья

Пахомова Татьяна Михайловна


зож

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОО и семьи дошкольника  по вопросам здоровьесбережения .

Важным в формировании здорового образа жизни является взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

Детский сад и семья - важнейшие институты первичной социализации дошкольника. В философской, психолого-педагогической литературе (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Аверьянов, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, Н.Ф. Радионова. В.П. Слободчиков и др.) взаимодействие рассматривается как особый вид субъектов совместной деятельности и общения.

Взаимодействие, построенное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном принятии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества .

Исходя        из исследований по работе        детского сада        с родителями

(II.I I. Арнаутова,        Г.Л. Данилина,        В.И. Дуброва, O.JI. Зверева,

О.В. Огороднова, З.И. Теплова и др.), видно, что основой взаимодействия взрослых является педагогическая компетентность         педагогов и педагогическая культура родителей через поиск наиболее эффективных способов         сотрудничества взрослых, разработку и реализацию соответствующей педагогической технологии взаимодействия .

Проблему взаимодействия детского сада и семьи следует рассматривать как процесс двусторонний: с одной стороны - это «Детский сад - семье» - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и т.д. (Д.В. Загик, Т.А. Маркова, O.JI. Зверева); с другой стороны - это «Семья - детскому саду» - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники, развлечения (Г.Н. Гришина,        В.П. Дуброва,        Е.II. Арнаутова,

E.I1. Милашевич) .

Основная цель всех форм и видов взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать .

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширение сферы  участия родителей в организации жизни образовательного учреждения

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят их с воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

-  объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка:        

эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения .

Детский сад и семья - вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги).

Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:

  1. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, которое

достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не        только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания,

  1. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду .

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей,

4.Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:

  1. ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  2. участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
  3. целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима
  4. ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК. дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
  5. ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями,

проводимыми в ДОО, обучение отдельным нетрадиционным методам

оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).

Работа с семьей осуществляется комплексно и включает:

-  работу воспитателей с родителями. Это индивидуальные беседы,

консультации, памятки, приглашение на экскурсии, праздники и т.д.,

 - работа с семьей педагогов-психологов:        информационные листы,

тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т.д.,

- работа с семьей воспитателя по физической культуре: показ открытых физкультурных занятий, спортивные праздники «Мама, папа, я - спортивная семья» и т.д.,

- работа с семьей учителя-логопеда: формирование правильного речевого дыхания, aртикуляционная гимнастика,

-  работа медперсонала . Это семинары- практикумы по укреплению детского здоровья, обучение приемам массажа.

Наиболее интересной и эффективной формой работы с родителями в ДОУ являются занятия в семейных клубах. Примерные темы :

  1. «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей одна из основных задач детского сада и семьи».
  2. «Движение - это жизнь!» Пути активизации двигательной активности детей с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.
  3. «Играем вместе». Игра - фактор развития двигательной активности детей

и повышения эмоционального настроя.

  1. «К здоровью без лекарств!»
  2. «Правильное питание - залог здоровья!»
  3. «Спорт и дошкольник».
  4. Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической

культуре (с показом открытого занятия).

  1. «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата».
  2. «Чрезмерный вес ребенка - угроза здоровью».

Задачи по формированию компетентности в здоровьссбережении и здоровьеформировании детей (для родителей)

  • повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья;
  • активизировать воспитательный потенциал родителей по формированию интереса к физкультуре и здоровью, корректировать их педагогическую деятельность;
  • способствовать педагогической компетентности и рефлексии молодых

родителей        (питание,        закаливание,        здоровьесберегающим,

здоровьеформирующим технологиям, активному отдыху и т.д.)

  • обучение современным здоровьесбергающим технологиям не всех этапах развития детей.

Для решения задач оздоровительной направленности может быть использован перспективный план работы с учетом тематического принципа построения всей педагогической работы в группе . В основе работы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с родителями. Эта работа проводится  в несколько этапов.

  1. этап-знакомство с родителями (структурой семьи , характером взаимности и отношений с окружающими, уровнем их педагогических знаний, установление доверительных от ношений);
  2. этап - сотрудничество с родителями с помощью:
  • анкетирования родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка, беседа;
  • ознакомление родителей с результатами обследований
  • индивидуальных и групповых консультаций;
  • рекомендаций: открытых занятий.

3 этап-организация открытых мероприятий, позволяет родителям получить не только теоретические знания, но и практическую подготовку:

  • совместная спортивная деятельность родителей и детей;
  • занятия, развлечения, праздники и т.д.;
  • консультации, встречи с специалистами;
  • составление индивидуальных планов оздоровления детей;
  • нетрадиционные формы - телефон доверия ,посещение семьи , круглый стол с родителями , тренинг «Как я могу помочь своему ребенку»,тематические листовки, викторины и т.д.

Как показывает практика работы, традиционных форм взаимодействия с родителями недостаточно для установления доверительных отношений Бесспорно, эти отношения должны стать тендемом в вопросе воспитания и развития дошкольника. Более эффективной формой доверительных отношений - это использование нетрадиционных форм организации общения с родителями

Только такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты. Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника.

Статья представляет собой консультацию для воспитателей по формированию культуры здорового образа жизни дошкольника...

Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника

Статья, в которой описана работа по формированию ЗОЖ дошкольника в условиях ДОУ...

Доклад "Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника»

Докладдлявоспитателей на тему:Формирование  культуры здорового образа жизни дошкольника.Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены...

Доклад "Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника»

Докладдлявоспитателей на тему:Формирование  культуры здорового образа жизни дошкольника.Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены...

Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника.

Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится...

"Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников через подвижные и спортивные игры"

"Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников через подвижные и спортивные игры"...