РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья по рисованию (средняя группа)

Корнилова Ирина Владимировна

Аннотация

В данной статье рассматривается изобразительная деятельность как метод развития социализации у детей-мигрантов. Такая деятельность позволяет детям-мигрантам более мягко пройти адаптацию к новым условиям жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya3_2023.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация

В данной статье рассматривается изобразительная деятельность как метод развития социализации у детей-мигрантов. Такая деятельность позволяет детям-мигрантам более мягко пройти адаптацию к новым условиям жизни.

Ключевые слова

Изобразительная деятельность, нетрадиционные методики, дети-мигранты, развитие детей, навыки социализации, развитие личности.

В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. В связи с этим дети, которые составляют  весомую долю в миграционном потоке, нуждаются в развитии у них навыков социализации. Таким образом, актуальной проблемой в современных условиях является необходимость педагогической поддержки в образовательном пространстве, развития навыков социализации у детей-мигрантов и беженцев. Соответственно, в процессе воспитания важно использовать современные приемы и методики, применение которых позволит детям-мигрантам более мягко и в тоже время качественно развить навык социализации для адаптации к новым условиям в незнакомой им стране.

Проблемы адаптации детей мигрантов к новой культуре и процессам обучения в основном связаны с языковым барьером, что существенно затрудняет образовательный процесс. Процесс образования детей мигрантов – многогранная и непростая тема. Одна из главных опасностей – высокий риск дискриминации, со стороны детей. Наряду с этим дети доминирующей группы могут выражать негативные оценки и даже агрессию по отношению к детям из других этнических групп. Таким образом, у детей могут появиться негативные установки по отношению к собственной личности, чувство униженности, ощущение неполноценности.

Выходом из данной проблемной ситуации можно считать создание адаптивной социокультурной и игровой среды в процессе занятия изобразительной деятельностью. В процессе занятия по изобразительной деятельности у детей легче и быстрее формируется чувство благополучия, покоя, уверенности в себе, что поможет, в свою очередь, развивать важные жизненные навыки. Детский рисунок отражает существенную часть внутренних переживаний и его создание связано с их гармонизацией. В процессе создания работ по теме происходит межличностная коммуникация (дети рассказывают о содержании своих рисунков, отвечают на уточняющие вопросы). Процесс рисования позволяет детям свободно выражать свои эмоции и чувства, а если занятие построено как игровая деятельность, то в процессе игры у детей могут формироваться прочные отношения со сверстниками, которые в дальнейшем могут помочь детям мигрантов ассимилироваться в новой среде. В процессе социализации важно обретение здорового чувства акклиматизации и принадлежности к членам нового сообщества.

Через процесс рисования ребенок может свободно реализовывать свои замыслы и фантазии, в процессе создания продукта творчества у ребенка активизируется внутреннее восприятие информации, проще и легче запоминается информация и формируются умения. К методам, с помощью которых может реализовываться достижение поставленной цели, относятся также игровая терапия, музыкотерапия, глинотерапия и другие педагогические приемы и методы.

Важно формировать занятия с учетом возрастных, психофизических особенностей обучающихся, личностных качеств, индивидуальных способностей каждого ребенка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но все же нужно дать каждому ребенку возможность активно самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Для этого необходимо давать посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы дети не разочаровались в своих возможностях.

Традиционные приемы рисования довольно скучны для современных детей, а главное преимущество использования нетрадиционных техник рисования, тот факт, что результат такого рисования не может быть плохим. Такой уникальный и интересный процесс помогает преодолеть страх не справиться с процессом рисования. При рисовании ладошкой, пальчиком, листиком и прочими предметами работа каждого ребенка получается индивидуальной и неповторимой, что вызывает у детей положительные эмоции и уверенность в своих силах, а соответственно и дальнейшее желание творить. Нетрадиционные способы ИЗО достаточно просты по технологии и напоминают игру. 

Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Нетрадиционные техники рисования позволяют использовать различные сочетания материалов и инструментов (акварельные краски, гуашь, фломастеры, карандаши, пальчики, ладошки, ватные палочки, готовые шаблоны, поролоновая губка, смятая бумага, трубочки для кляксографии). Такой процесс рисования дает полную свободу для самовыражения детям-мигрантам, что, в свою очередь, способствует их успешной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: "«Развитие творческих способностей детей с ОНР через изобразительную деятельность»"

«Развитие творческих способностей детей с ОНР через изобразительную деятельность»...

Статья для заочного участия в конференции. Дошкольное образование России и Китая. ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУПЕ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Для речевого развития детей 6-7 лет характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи. Ребенок в этом возрасте уже готов к общению с собеседником,...

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через изобразительную деятельность"

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать ...

«Развитие творчества у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»

Почему я выбрала эту тему? Потому что эта тема неисчерпаема и всегда актуальна. Актуальность её в том, что отступив от традиционных, регламентированных требований программы, я решила применить иные ме...

Статья: "Развитие речи у детей раннего возраста через изобразительную деятельность".

Развитие речи у детей раннего возраста через изобразительную деятельность...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АннотацияВ данной статье рассматривается изобразительная деятельность как метод развития социализации у детей-мигрантов. Такая деятельность позволяет детям-мигрантам более мягко пройти адаптацию к нов...