Консультация для родителей неговорящих детей
консультация по развитию речи (младшая группа)

Малиновская Екатерина Владимировна

Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация232.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей неговорящих детей


Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?

1. Дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов. Еще лучше, если мама сама будет рассказывать потешки и сказки, находясь на уровне глаз ребенка, что поможет установить эмоциональный, речевой и тактильный контакт с ребенком.

Причем нужны именно аудио стимулы, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за мамой!

 
2. Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!!C:\Users\Юрец\Desktop\images.jpg

Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребенка, меняете интонацию, где-то делаете паузу. Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Не важно, что Вы забудете или пропустите какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».


 
3. Рассматривайте с ребенком картинки.

Картинки должны быть четкие, реалистичные, с крупным изображением, без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? (Маааааленькие). А какой хвостик? (Большоооой, длиииинный). Какого цвета киска? (Серенькая)» и т.д. Даже если ребенок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.

 
4. Разговаривая с малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант.

Например: «Вот едет машина - биби. Что едет? Машина едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка - ав-ав - бежит. Как говорит собачка? - Ав-ав. Ав-ав - вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собака» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.

 
5. Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений.

6. Играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок.

Я хочу предложить несколько народных речевых игр с малышом, стимулирующих его к повторению слогов и слов. Они не потребуют от Вас никаких материальных вложений и очень просты, но они потребуют времени и любви к своему малышу, желания прислушаться к его интересам и особенностям. Они принесут Вам и Вашему малышу радость, игру со словом, творческий толчок для придумывания своих игр, и, конечно же, первые слоги и слова ребенка.

Умывалочка!

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нос немножко.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Ладушки

 - Ладушки, ладушки! Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька, бражка слатенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели!

На головку сели!

Прочь улетели!

✒ МАМЕ НА ЗАМЕТКУ:

✔ Играть в эти игры лучше всего начинать в конце первого года жизни ребенка. Но начать никогда не поздно! Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет.

 Выбирайте из перечня те игры, которые нравятся именно Вашему ребенку и Вам. Так, одному малышу больше понравится прятать игрушки и их искать: «где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух».

✔ Запишите в блокнот все слоги, которые уже говорит малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.). Используйте в играх те звукосочетания, которые уже есть в речи у Вашего малыша. Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач, ав, дай и т.д. Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже появившимся в его «репертуаре» звуками и словами.

 Одна игра или одна попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, т.е. не 20 раз подряд! А, например, регулярно за завтраком 2-3 раза, а если нравится малышу — то и 4-5 раз. Или во время игр с малышом 1-3 раза. Каждый день без перерыва.

✔ Игру надо прекращать тогда, когда ребенку она еще не надоела, очень нравится, и он хочет продолжать. Иначе наступит пресыщение игрой.

✔ Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!

Консультацию подготовила

учитель-дефектолог Малиновская Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей неговорящих детей

Причины и возможные пути коррекции задержки речевого развития детей...

Консультация для родителей неговорящих детей

Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду....

Консультация для родителей неговорящих детей

Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?...

Консультация для родителей неговорящих детей.

Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда? 1. Дома должны звучать аудиодиски с записями детских ...

Консультация для родителей неговорящих детей

Создание родителями речевой развивающей среды для неговорящих  детей...

16.05.2022 Консультация для родителей неговорящих детей

Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?...