Конспект НОД познавательно-речевого развития в средней группе "Федорино горе"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Туманцева Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе по теме "Посуда".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_konspekt_fedorino_gore.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДОРИНО ГОРЕ

Елена Владимировна Туманцева,

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 186»

Место НОД в изучении темы: непрерывная образовательная деятельность проводится в соответствии с календарно-тематическим планом воспитательно-образовательной работы по ООП МБДОУ «Детский сад № 186».

Цель: Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, о материалах, из которых она сделана.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»:

  • дать представление о классификации посуды (кухонная, столовая, чайная);
  • уточнить и закрепить знания детей о посуде;
  • развивать интерес детей к элементарной исследовательской деятельности, умение выделять признаки и качества предметов;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление.

«Речевое развитие»:

Активизировать и расширять словарный запас по теме «Посуда»;

Продолжать формировать умение образовывать прилагательные от существительных.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности со взрослыми с сверстниками;
  • Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению задания.
  • Формировать навыки бережного отношения к посуде.
  • «Речевое развитие»:
  • Расширять и активизировать словарный запас по теме «Посуда»;
  • Продолжать формировать умения образовывать прилагательные от существительных;
  • Способствовать развитию связной речи;
  • учить отвечать на вопросы и сравнивать предметы
  • развивать мелкую моторику и зрительную память в работе с разрезными картинками;
  • совершенствовать грамматический строй речи.

«Физическое развитие»:

  • Развивать двигательную активность детей;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении пальчиковой гимнастики;
  • Способствовать снятию психо-эмоционального напряжения.

Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, различает условную и реальную ситуацию, проявляет любознательность, обладает элементарными представлениями об окружающем, владеет устной речью, может использовать речь для построения высказываний в ситуации общения, ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности, у него развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, владеет основными видами движений, может контролировать свои действия и управлять ими.

Предпосылки УД: коммуникативные- умение слушать и отвечать на вопросы, обращаться за помощью, выражать благодарность, участвовать в совместной деятельности; познавательные- умение работать по заданному алгоритму, понимание пространственных отношений; регулятивные: умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Материалы и оборудование: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая посуда, картинки с изображением посуды, иллюстрация к сказке «Федорино горе», стаканчики и трубочки по количеству детей, скатерть, салфетница, салфетки, три обруча, картинки с изображением стола, плиты, самовара, конфеты.


Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть – мотивационный этап.  Продолжительность 2 мин.

Цель: Введение в тему совместной деятельности, создание положительного настроя, пробуждение интереса к совместной деятельности, постановка проблемной ситуации.

Цель: переключение на другой вид деятельности; вовлечение в совместную деятельность

     Дети играют на ковре. За детским столиком сидят игрушки: Зайка, Мишка, Белка. На отдельном столе стоит разная посуда.

     Воспитатель обращает внимание ребят, на то, что  пришли гости.

     Воспитатель спрашивает детей, кто пришел в гости?

     Воспитатель предлагает детям поздороваться  с гостями.

     Воспитатель сообщает детям о том, что хотела бы напоить чаем гостей, хотела бы быть гостеприимной.      Воспитатель говорит о том, что ей нужна помощь ребят, чтобы  накрыть на стол, приготовить угощение.

     Воспитатель спрашивает, готовы ли ребята помочь ей.

     Воспитатель уточняет у детей, что нужно, для того, чтобы накрыть стол для чаепития.

     Воспитатель соглашается и спрашивает у детей,  как все эти предметы можно назвать одним словом?

Дети подходят к воспитателю, внимательно слушают

Ответы детей

Дети здороваются с гостями.

Дети с удовольствием соглашаются.

Ответы детей

Ответы детей

Этап 2. Основная часть – содержательно-деятельностный этап.  Продолжительность 12 мин.

Цель:  Вовлечение детей в познавательный процесс, поиск решения проблемной ситуации; обобщение и тренировка теоретических и практических знаний, умений и навыков детей

Цель: включение детей в процесс поиска решения проблемной ситуации; закрепление знаний, использование имеющихся умений и навыков

     Дети с воспитателем подходят к столу, где стоит разная посуда.

     Воспитатель рассказывает детям о том, что посуда бывает разная: чайная, столовая и кухонная.

     Кухонная посуда используется человеком на кухне, отсюда и ее название – кухонная. В ней и с помощью ее люди готовят еду.  Слайд 1.

     Кто мне скажет, какая посуда относится к кухонной (сковородка, кастрюля, половник).  Что готовят в кастрюле, в сковородке?

     Из столовой посуды люди едят за столом, поэтому она так и называется – столовая. Слайд 2.

      А кто знает, какая посуда относится к столовой посуде: тарелка, супница, хлебница, салатница.  К столовой посуде еще относятся нож и вилка – это столовые приборы.

     Есть  посуда, которая нам нужна для того, чтобы из нее пить чай с сахаром, с конфетами  или с баранками. Такая посуда называется чайная. Слайд 3.

     Кто мне сможет назвать чайную посуду: чашка, блюдце, сахарница, конфетница, чайник.

     Воспитатель, спрашивает о том, какую посуду нам нужно приготовить,  чтобы напоить гостей чаем.

     Воспитатель и предлагает посчитать гостей, чтобы подобрать нужное количество посуды. При этом воспитатель напоминает, что показывать пальцем на гостей не культурно, нужно смотреть глазками и считать.

     Воспитатель предлагает поставить посуду на поднос, а детям отдохнуть и поиграть в подвижную игру «Посуда».

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей: Чайную.

Дети считают гостей, подбирают нужное количество чашек, ложек, блюдец.

Дети играют в подвижную игру «Посуда».

Интегрированная двигательно-познавательная пауза

  Правила игры:

На полу лежат три обруча: в первом обруче лежит картинка с изображением стола, в другом обруче лежит картинка с изображением плиты, в третьем обруче лежит картинка с изображением самовара (или чайника). Детям раздаются картинки с изображением кухонной, столовой и чайной посуды. Пока играет музыка, дети бегают по ковру, когда музыка заканчивается дети, встают в нужные обручи.

     По окончании игры воспитатель и дети проверяют, правильно ли они выполнили игровое задание.

     Воспитатель говорит о том, что прежде чем накрывать на стол, нужно вспомнить правила обращения с посудой.

     Воспитатель интересуется, почему с посудой надо обращаться бережно и аккуратно?

     Воспитатель предлагает детям проверить, какая посуда бьется, а какая нет.

     Воспитатель сообщает детям, что посуда делается из разных материалов.

     Если посуда сделана из пластмассы, она какая – пластмассовая.

     Воспитатель предлагает детям найти посуду, сделанную из пластмассы и уронить ее на пол.

     Воспитатель говорит о том, что пластмассовая посуда не бьется, что она самая безопасная для детей.

      Если посуда сделана из дерева, она какая – деревянная.  

      Воспитатель предлагает детям показать деревянную посуду и уронить ее.

     Деревянная посуда тоже не бьется. Но в деревянной посуде нельзя готовить, потому что дерево горит и, если деревянную посуду поставить на огонь, то посуда сгорит.

     Если посуда сделана из металла, она какая – металлическая.

     Воспитатель предлагает детям показать металлическую посуду и уронить ее.

     От посуды много шума, но она не бьется. Кухонная посуда чаще всего делается из металла, потому что металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь.

      Если посуда сделана из стекла, она какая – стеклянная.  

     Воспитатель предлагает детям найти стеклянную посуду и бросить ее на пол.

     Воспитатель соглашается с детьми и говорит о том, что, действительно, стеклянная посуда легко бьется, поэтому с ней надо обращаться очень аккуратно. А вообще с любой посудой надо обращаться очень аккуратно.

     Ребята, а есть еще посуда, которая делается из глины (глиняная), из фарфора (фарфоровая), из хрусталя (хрустальная). Воспитатель сообщает детям о том, что по мере их взросления они познакомятся и еще много узнают интересного о посуде. Слайды 4,5,6.

     Воспитатель предлагает Вам превратиться в посуду и повторять движения за мной

Физкультминутка «Вышла чашка погулять»:

1, 2, 3, 4, 5                                                 

Вышла чашка погулять.                        

           Маршируем на месте, одна рука на поясе.

Мимо чайник пролетает,                

           Изображаем чайник, кружимся.

Чашку чаем наполняет:                        

           Наклоны туловищем вперед.

Буль-буль!

           Хлопаем в ладоши.

Ой-ей-ей!                                        

           Приставляем ладошки к щекам.

Нужен сахар кусковой.                        

           Хлопаем по коленям.

1, 2, 3, 4, 5

Вышел сахар погулять.                        

           Маршируем на месте.

Мимо ложка пролетает,                        

           Соединяем руки над головой, кружимся.

Сахар в чашке растворяет.

           Наклоны туловища вправо – влево.

Дзинь-дзинь,

           Хлопаем в ладоши.

Ой-ей-ей.                                        

           Приставляем ладошки к щекам.

Нужен пряник расписной.                

           Хлопаем по коленям.

1, 2, 3, 4, 5

Вышел пряник погулять.                

            Маршируем на месте.                        

Рядом зубки поджидают

В прятки с пряником играют.

             Изображаем руками «крокодила».

Хруст-хруст,

             Хлопаем в ладоши.

Ай-ай-ай,                                         

             Приставляем ладошки к щекам.

По столу растекся чай!                        

             Гладим коленки руками.

1, 2, 3, 4, 5

Вышла тряпка погулять.                        

             Маршируем на месте.        

Тряпка в чае извозилась,                

Тряпка фыркала и злилась.                

             Повороты туловища влево - вправо.

1, 2, 3, 4, 5                                        

             Топают ногами.

Не хочу с тобой играть.                        

             Грозят пальчиком.

     Входит плачущая бабушка Федора, здоровается и говорит  о том, что от нее убежала вся посуда, потому что она ее не любила, била, запылила.

     Воспитатель спрашивает детей, узнали ли они, кто к ним в гости пришел, показывает картинку, на которой изображена посуда Федоры и просит рассказать бабушке Федоре, как ухаживать за посудой.

   Воспитатель спрашивает у Федоры, что у нее в руках.

     Федора рассказывает о том, что она разбила всю посуду и ей не из чего попить чай. Федора показывает разрезные картинки с изображением посуды.

     Воспитатель интересуется у детей, посуда из какого материала была  у Федоры.

     Воспитатель предлагает детям помочь бабушке Федоре и собрать разбитые блюдца.

     Федора пообещала ребятам, что она больше не будет обижать посуду и в благодарность за то, что они помогли ей собрать разбитую посуду, принесла им угощения – конфеты. Федора прощается и уходит искать убежавшую посуду.

     Воспитатель благодарит Федору за угощение, прощается с ней, напоминая о том, чтобы она была впредь аккуратнее.

     Воспитатель напоминает детям, что прежде чем накрывать на стол, надо вымыть руки.

     Воспитатель предлагает размять ручки и сделать пальчиковую гимнастику «Помощники»:

Раз, два, три, четыре,

                           Загибают пальчики, начиная с      большого, на обеих руках.

Мы посуду перемыли:

                           Потирают ладони.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.          

                            Загибают пальчики, начиная с  мизинца, на обеих руках.

Мы посуду перемыли,

                            Потирают ладони.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

                            Загибают пальчики, начиная с  большого, на обеих руках.

Так мы маме помогали.

                             Хлопают в ладоши.

     Воспитатель хвалит детей и предлагает начать накрывать на стол.

     Воспитатель предлагает детям подойти к столу и положить угощения Федоры. Воспитатель спрашивает, во что они будут класть конфеты – в конфетницу, а насыпать сахар – в сахарницу.

     Воспитатель говорит о том, что вода в чайнике должна быть горячей и предлагает детям стать чайниками и вскипятить воду.

     Воспитатель рассказывает детям, что вода закипает постепенно, сначала появляются маленькие пузырьки, затем побольше, а затем самые большие. Но надо быть внимательными, чтобы вода не выкипела и не убежала. Если вода убежит, то можно обжечься.

     Воспитатель благодарит детей, за то, что они так аккуратно вскипятили воду.

     Воспитатель спрашивает у детей, все ли предметы на столе относятся к посуде.

     

Дети проверяют друг друга.

Ответы детей

Ответы детей

Дети с удовольствием соглашаются.

Дети находят и роняют пластмассовую посуду на пол. Рассуждения детей.

Дети находят и роняют деревянную посуду.  Рассуждения детей.

Дети находят и роняют металлическую посуду.

Рассуждения детей.

Дети отказываются ронять стеклянную посуду, говорят о том, что стеклянная посуда разобьется.

Дети соглашаются и повторяют движения за воспитателем.

Ответы детей: бабушка Федора.

Ответы детей: Посуду нужно мыть, чистить, вытирать, беречь, не бить.

Ответы детей:  Стеклянная посуда.

Дети с удовольствием соглашаются. Дети собирают разрезные картинки.

Дети благодарят Федору за угощение и прощаются с ней.

Дети идут мыть руки.

Дети с воспитателем делают пальчиковую гимнастику.

Дети вместе с воспитателем накрывают на стол.

Ответы детей: Конфеты положим в конфетницу, а сахар – в сахарницу.

Дети берут прозрачные стаканы, наполовину заполненные водой. В стакане – трубочка.  Дети дуют в трубочку сначала тихо, затем сильнее и сильнее.

Ответы детей: К посуде не относится салфетница.

Цель: подведение итогов, анализ познавательного и эмоционального настроя детей.

Цель: обобщение полученных знаний.

     Ребята, какие вы молодцы. Посмотрите, какой вы стол накрыли. Как вы думаете, нашим гостям понравится? Какое у вас настроение? Покажите мне ваше настроение. А вам что больше всего понравилось?

     Вы научились не только накрывать на стол, но и знаете, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом – посуда.

     Знаем о том, что посуда бывает разная, какая?

     Знаем, что посуда сделана из разных материалов. Из каких?

     Знаем, как нужно обращаться с посудой и  что делать с посудой после еды, чтобы не случилось Федориного горя с вами.

     Я уверена, что, когда к вам придут гости, вы сможете сами красиво и правильно накрыть на стол, что вы будете самыми гостеприимными ребятами.

     Воспитатель предлагаем детям показать дома родителям, как они научились накрывать на стол, и рассказать, что нового они узнали о посуде.

     Воспитатель благодарит детей за помощь, и предлагает детям слепить баранки, бублики, кренделя из заранее приготовленного теста.

Ответы детей.

Ответы детей: Посуда.

Ответы детей: Чайная, кухонная, столовая.

Ответы детей: Посуда может быть сделана из дерева, из стекла, из пластмассы, из металла.

Ответы детей.

Дети идут к столу лепить баранки.


картинки  к сказке «Федорино горе» https://yandex.ru/images?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1.  Приобщать  детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса .2.  Обогащать музыкал...

Конспект НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Путешествие» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОД (познавательно - речевое  развитие дошкольников)для детей средней группы «Путешествие»Воспитатель  Быченко  Наталья ВикторовнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Конспект ООД по речевому развитию в средней группе «Ой, горе Федоре, горе»

      Занятие состот из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. На занятии обучение строила как увлекательную проблемн...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение сказки Федорино горе"

Конспект НОД по развитию речи в средней группеТема: «Викторина по сказкам К.И.Чуковского. Чтение сказки             «Федорино горе&ra...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ «По тропинкам любимых сказок» Средняя группа

Конспект по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ«По тропинкам любимых сказок»Средняя группа...

Конспект по познавательно – речевому развитию для детей среднего возраста «Осень»

Развитие детьми умения последовательно запоминать и рассказывать стихотворение....