Нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи с использованием элементов мнемотехники.
консультация по развитию речи

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

В статье дается определение терминологии - мнемотехника. Рассматриваются направления использования мнемотехники в уловиях педагогического воздействия при развитии речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyasaytmart22.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Мнемотехника.

Консультация для воспитателей.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

 На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Второй вспомогательный фактор - создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти.

В мнемотехнике существует шесть направлений:

  1. Народное. Каждый человек с древних времён в течение жизни вырабатывает свою систему запоминания.
  2. Классическое. Первые работы датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается датой возникновения классической мнемотехники. Цицерон в совершенстве владел техникой запоминания с помощью образной кодировки.
  3. Педагогическое — возникло в то же время. У Квинтилиана были проблемы с визуальным мышлением, поэтому были разработаны свои системы запоминания и появились первые ростки педагогической мнемотехники. Для людей не способных к эффективному визуальному мышлению. Полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке. Основателем можно считать П. Рамуса. Педагогическая мнемотехника была более доступна и понятна большинству людей. И главное, не устанавливала таких высоких планок, как классическая мнемотехника. Логика педагогов предельно проста – учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.
  4. Цирковое направление использует принципы классической мнемотехники.
  5. Спортивное, когда проходят регулярно соревнования по искусству запоминания. В Кембридже с 1997 года.
  6. Современное (система Джордано и др)

Мнемотехника помогает развивать:

  • Ассоциативное мышление
  • Зрительную и слуховую память
  • Зрительное и слуховое внимание
  • Воображение
  • Связную речь
  • Мелкую моторику рук

С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа
  • последовательность рассказа
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для систематизации знаний детей о сезонных изменениях, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".  

Работать с мнемотаблицами можно со средней группы, хотя в младшем возрасте так же, допустимо использовать простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. 

Заучивание стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагать готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание — это анализ. Что ребенку дается очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут разновариантные мнемотаблицы.

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Этапы работы с мнемотаблицей:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
  3.  После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехника многофункциональна, помогает решить различные дидактические задачи и организовать интересную игру.

Необходимо соблюдать следующие требования:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Какие можно получить результаты при использовании  мнемотехники:

  • расширяется круг знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок
  • словарный запас выходит на более высокий уровень, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Где можно использовать мнемотаблицы?

-Обогащение словарного запаса;

-Обучение пересказу;

-Составление рассказов;

-Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

-Отгадывание загадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство

Используя данную эмоционально-практически ориентированную нетрадиционную форму работы, предполагается достичь высокого, качественно нового уровня развития связной речи детей, причиной которого будет я...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в старшей группе

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия, где используется элементы мнемотехники.Основные задачи:·               Учить составлят...

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной группе.

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной группе. Тема: «Хитрая лиса, где ты?»Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)Написала и составила: ...

Методическая разработка: «Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи. Книгоиздательство»

                           Методическая разработка:«Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию связной речи....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в старшей группе "Как дети Петушка спасали"

Цель: научить детей составлять описательный рассказ о лисе.Программные задачи:Знакомить детей с образом жизни лисицы, ее повадками.Обучать детей составлению описательного рассказа. Учить их давать пол...