Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников
статья по развитию речи

Рожкова Ольга Викторовна

Доклад для родительского собрания о профилактике речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx420.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 2 городского округа                города Райчихинска

ДОКЛАД   на семинаре-практикуме  для родителей ДОУ

на  тему: "Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников или когда следует обратиться за помощью к логопеду?»

 

Подготовила:

Рожкова О.В.

г. Райчихинск, 2019г.

        

Еще совсем недавно неправильное звукопроизношение у детей 4-6 лет считали как «возрастная патология» и объясняли ее только физиологической незрелостью речевого аппарата ребенка. Такое своеобразие речи называли «косноязычие». Оно проходило само по себе по мере созревания артикуляционного аппарата и не требовало какой-либо помощи специалистов. А так как все маленькие дети без исключения говорят неправильно, то до 5-летного возраста особого беспокойства родители и педагоги не проявляли.

Как показали многочисленные исследования, особо важным для формирования речи является обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и своей деятельности ребенка. Совместное рассматривание с ребенком предметов, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих, сопровождаемое речью является одним из важных моментов в речевом развитии пока еще малыша.

Именно это поможет «спровоцировать» ребенка на речевой контакт. Другими словами, создаст «речевую необходимость».

Как  проходит становление звукопроизношения у детей:

В  норме этот период длится с 1 года до 5, иногда до 6 лет. Следует отметить, что звуки усваивает ребенок не изолированно, а в составе целого слова. Но поскольку многие звуки еще отсутствуют в его лексиконе он заменяет их другими, более легкими по артикуляции. Поэтому звуко-слоговая структура слова искажается и лишь постепенно она приближается к норме.

Звуки речи ребенок усваивает по принципу - «от легкого к более сложному». Так в первую очередь он овладевает произношением тех звуков, которые не требуют особо точных и дифференцированных артикуляционных движений.

На 1-м году жизни малыш произносит только гласные звуки (А, О, Э) и губные согласные (П, Б, М). В  артикуляции этих звуков язык участия не принимает. Именно из этих звуков состоят первые слова: мама, папа, баба.

В возрасте от 2 до 3-х лет ребенок усваивает следующие гласные звуки: И, Ы, У и группу более простых по артикуляции согласных: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, и Й. В образовании  некоторых лишь слегка кончик языка поднимается к верхним зубам.

В период с 3 до 5 лет происходит постепенное усвоение сначала свистящих звуков (С, З, Ц), потом шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ). Для этих групп звуков артикуляция более сложная, так как для их воспроизведения необходимы более дифференцированные движения языка и определенное положение губ. Именно поэтому у большинства детей на этих звуках возникают нарушения звукопроизношения, а более простые звуки они произносят правильно.

К 5-6 годам ребенок способен артикулировать самые сложные звуки, к которым относятся Р и твердое Л. Именно у этих звуков артикуляция предполагает определенную точность и тонкую работу мышц.

Рассмотрим причины патологических нарушений звукопроизношения.

Первой  может быть неправильное строение артикуляционного аппарата. Например, картавое Р не иногда может быть из-за короткой подъязычной связки.  По этой причине ребенок просто не способен  поднять кончик языка к верхним альвеолам и поэтому вынужден артикулировать звук в задней части ротовой полости. Звукопроизношение свистящих и шипящих часто страдает из-за неправильного строения челюстей и зубов, не позволяющих обеспечить необходимое для правильного звучания небольшое расстояние между верхними и нижними зубами. Для предупреждения таких нарушений следует своевременно принимать меры по устранению имеющихся у ребенка анатомических дефектов, так как сами по себе они не пройдут.

Вторая причина заключается в наличии  у детей парезов (т.е. слабости) отдельных мышц языка. В этом случае ребенок как бы не вполне владеет своим языком  и поэтому не может выполнять точные артикуляторные движения в полном объеме.  Например, при слабости мышц кончика языка он просовывается между зубами, вследствие чего свистящие (а иногда и шипящие) звуки произносятся межзубно, с призвуком  шепелявости  и т.д.

Именно поэтому, важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Какие наши действия?

Выполнять гимнастику для рук, ног - дело всем привычное и знакомое. Понятно для чего тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо подвижен, чтобы выполнять точные и целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика – комплекс подобранных упражнений, направленных на укрепление мышц органов артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Для выработки полноценных движений губ, языка и челюсти артикуляционную гимнастику следует выполнять в системе, ежедневно, по 1-2 раза в день перед зеркалом, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.  Темп и количество упражнений постепенно увеличивается.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов артикуляционной гимнастики с руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Вот некоторые из них:

«Окошко»

Ротик открывается,

Окошко получается.

Язычок прилег в кровать,

Мы не будем ему мешать.

 На 1-2-3 в вертикальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к указательному пальцу. На 4 – прижимаем пальцы к ладони.

                 «Лопаточка»

Язычок широкий, гладкий,

Получается лопатка.

Полежит она на губке

Неподвижно, очень тихо.

 Рука с сомкнутыми пальцами сжата в кулак. На 1-2-3 – рука распрямляется ладонью вверх, на 4 – возвращается в исходной положение.

 http://i.ytimg.com/vi/Vs7A2_F4amo/maxresdefault.jpg

«Часики»

Мой веселый язычок

Словно маятник часов:

Вправо-влево, вправо-влево

Он всегда ходить готов.

    Рука  сжата в кулак, указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки наклоняется на 1 -2 – влево, на 3-4 - вправо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства».

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций.Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития реб...

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Профилактика речевых нарушений - важное направление логопедической работы. консультация для родителей....

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников.Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно ...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Консультация для родителей.

Профилактика речевых нарушений - важное направление логопедической работы....

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников.Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно ...