Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Рожкова Ольга Викторовна

У большинства детей дошкольного возраста отмечают низкий уровень не сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Не сформированность тонкой моторики рук у детей приводит к неумению овладения ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, не дает развитию игровой деятельности.

Дети часто чувствуют себя неспособными в простых действиях, которые доступны их сверстникам. Это влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, на его самооценку. Всё это приводит к необходимости создания специальной и целенаправленной работы по исправлению и развитию мелкой моторики рук.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.raz_._pesochnaya_terapiya.docx44.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 2

городского округа г. Райчихинска

Утверждаю

Заведующая МДОАУ д/с № 2

Серёжникова С.А.  ________

«_31_» __08_2022 г.

Утвержден педагогическим советом

№ 1 от _31_._08__ 2022г.

Методическая  разработка:

«Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

в группе для детей с ФФНР на 2022-23 уч. год.

Составитель:

Учитель-логопед

Рожкова О.В.

г. Райчихинск 2022 г.

Пояснительная записка:

У большого количества дошкольников отмечают низкий уровень не сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Не сформированность тонкой моторики рук у детей приводит к неумению овладения ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, не дает развитию игровой деятельности. Таким образом, возможности освоения окружающего мира этими детьми оказываются не доступны. Дети часто чувствуют себя неспособными в простых действиях, которые доступны их сверстникам. Это влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, на его самооценку. Всё это приводит к необходимости создания специальной и целенаправленной работы по исправлению и развитию мелкой моторики рук.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В работах В.М. Бехтерева доказано, что простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. В исследованиях М.М. Кольцовой было выявлено, что развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Исходя, из выше сказанного зарубежными и отечественными педагогами и исследователями разрабатывались упражнения для развития кистей рук и пальцев. Одним из таких направлений является песочная терапия. Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития познавательных процессов. Ребенок сам решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать маленькими группами.

Игры на песке с фигурками особенно плодотворны в работе с логопатами, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Воспитанники же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны, такие игры дают им богатые кинестетические ощущения.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Цель разработки - обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья через применение игр с песком.

В методической разработке представлены следующие педагогические технологии:

  1. Игровые технологии, направленные на развитие умения общаться в коллективе, развитие быстроты реакции, смекалки и т.д:

- Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры;

- Сакович Н.А. Технология игры в песок;

- Зинкевич – Евстигнеева Т. «Игры с песком»;

- Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.

Эти технологии решают следующие задачи:

  • развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • театрально-игровые (обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка).

2.Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения:

-Епанчинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».

3.Здоровьесберегающие технологии, к которым относятся:

  • физкультурно-оздоровительные, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, массаж, дыхательной гимнастики;
  • социально-психологические, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье:

- Акименко В.М.  Новые логопедические технологии: учебно-метод. Пособие.

  • образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения):

- Карвасарский Б. Д. Психотерапия;

-Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке;

-Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми;

-Сапожникова О.Б. «Песочная терапия в развитии дошкольников».

Форма организации –индивидуальная и подгрупповая, в соответствии с тематикой недели, как элемент психо гимнастики.

Форма проведения – игровая.

Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому работа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности ребенка. Игра обеспечивает положительную мотивацию и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

Материал подбирался на развитие мелкой моторики и развитие речи, познавательных процессов, воображения и творческого мышления.

Форма проведения работы с песком: использование игр и упражнений, творческих заданий, придумывание рассказов, творческие путешествия.

Таким образом, к концу учебного года дети обретут уверенность при работе с песком, преодолеют неловкость мелкой моторики рук и неточность движений, станут психологически свободными, научатся самовыражаться, станут более общительными и доброжелательными при работе в коллективе.

Сентябрь

1 неделя

Упражнение «Знакомство с песком».

Педагог предлагает потрогать песок, определить какой он (сухой или мокрый). Ребенок и педагог поочередно делают отпечатки ладоней на песке. Ладонь вдавливается и слегка погружается в песок. Первым свои ощущения рассказывает взрослый. Он говорит о том, какой песок мягкий или шершавый, какие мелкие песчинки он ощущает кожей. Затем о песке рассказывает ребёнок.

Упражнение «Волшебный песок».

Педагог предлагает:

  • «Поскользить» ладонями по ровной поверхности песка, выполнить зигзагообразные и круговые движения (как едет машина, ползет змея, катятся санки и т.д.);
  • «Пройтись» отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после одновременно (начиная с указательного и заканчивая мизинцем);
  • «Поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре  пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз».

2 неделя

Упражнение «Дождик из песка» (снятие мышечного напряжения и агрессии).

Педагог говорит, что сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка в ладошку, в песочницу, на ладонь взрослого. Затем сам педагог делает дождь ребенку на ладошку и наоборот.Для усиления эффекта детям можно предложить закрыть глаза.

Упражнение «Следы на песке».

Педагог предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке. Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка. А теперь ползут змейки: пальцы ребенка делают волнистый рисунок на поверхности песка. Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, ребенок имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.

3 неделя

Упражнение «Графический диктант».

Педагог  знакомит(закрепляет знания)ребенка о пространственных представлениях: «верх-низ», «право-лево», «над -под», «из-за – из-под», «центр, угол». Дети по словесной инструкции пальчиками рисует фигуры на песке.

Упражнение «Археолог».

Педагог прячет  в песке несколько предметов разной величины, формы, фактуры и цвета. Ребенку предлагают сыграть в археологов,  устроить раскопки и найти все спрятанные в песке сокровища, только делать это нужно аккуратно, не просыпая песок из лотка. 

4 неделя

Упражнение «По камешкам».

Педагог использует плоские камешки на некотором расстоянии друг от друга. Ребенку предлагают перебраться  пальчиками правой руки, а затем левой по камешкам от СТАРТА к ФИНИШУ, через речку ил по кочкам через болото (через мостик из кубиков). Ребенок должен дотягиваться пальчиками от одного камешка до другого, как бы шагая. При этом он не должен оступиться, чтобы не упасть в «воду».

Октябрь

1 неделя

 Упражнение «Выкладываем на песке».

Ребенку предлагается нарисовать на песке узор, геометрические фигуры, контур разных предметов, например машины (самолета, солнышка, цветка). Предложите создать композицию с домиком и деревьями, солнышком и облаками, дорогой и машиной. Педагог может уточнять контур предмета, дорисовывая его.

Упражнение «Мина».

Инструкция: - "Сейчас мы  с вами превратимся в сапёров. Сапёры это те люди, которые умеют разминировать (делать безопасными)  мины. Положите ваши ладони на песок, и  мы представим, что одна из них сейчас превратиться в "мину"  её нужно как можно скорее закопать в песок. А теперь второй ладонью мы будем аккуратно её "разминировать". Делать это нужно очень осторожно и медленно".

2 неделя

Упражнение «Рисунок на песке».

Ребенок на песке рисует круги любых размеров  и украшает его различными предметами: камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т.д. После чего он может дать название своему  «песочному кругу». Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Упражнение «Что это?».

Педагог точками на песке изображает не сложный предмет, например гриб,  листик, рыбку. Ребенку предлагают узнать какой здесь спрятался предмет соединяя точки одной линией и называя получившийся рисунок.

3 неделя

Упражнение «Дорожки».

Ребенку для начала предлагается провести прямую линию на песке около проведенной педагогом, потом еще одну примерно в 10-15 см от первой. Это будет дорожка для машинки, а рядом с ней «бежит» ручеек для кораблика. Следим за тем, чтобы ребенок не отрывал руки от песка.

В следующий раз можно рисовать не прямую, а извилистую или ломанную линию.

Упражнение «Какой предмет получится?».

Педагог рисует на песке геометрическую фигуру. Ребенок может сам дорисовывать характерные детали загаданного предмета или подсказывать педагогу, который будет их рисовать.

4 неделя

Упражнение «Отгадки - загадки».

Ребенку предлагается прослушав загадку нарисовать на песке отгадку. Из нарисованных нескольких отгадок предложить ребенку придумать и нарисовать обобщающую  загадку. Поэтому загадки должны подбираться по одной теме.

Упражнение «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…».

Педагог на песке рисует две параллельные линии. Ребенку объясняют, что это рельсы, просят помочь и дорисовать на них шпалы. В другой раз ребенку говорят, что это лестница и просят отремонтировать ее и дорисовать ступеньки.

Ноябрь

1 неделя

Упражнение «Художник».

Ребенку предлагается нарисовать на песке пальчиками или палочкой простые предметы (солнышко, дерево, домик, флажок и т.д.). Это удобно тем, что попытки сделать «красивый» рисунок могут быть многократными.

Упражнение «Точка, точка, запятая».

Педагог по ходу чтения стихотворения рисует смешного человечка. Вместе с ним или после него при повторном его прочтении рисует сам ребенок.

Точка, точка, запятая -          Вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик -       Получился человечек!

2 неделя

Упражнение «Волшебное превращение».

Педагог на песке рисует круг и спрашивает ребенка, на что это похоже, а затем просит дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, колесо, яблоко, воздушный шар, лицо и т.д.

Упражнение «Узнавалки».        

Педагог рисует какой-либо контур. А затем предлагает посмотреть на него с разных сторон и попытаться подумать, на что это похоже.  Для более полного сходства ребенок дорисовывает недостающие (или характерные) детали.

3 неделя

Упражнение «Одновременно-1».

Педагог предлагает рисовать одновременно двумя руками. Для этого ребенку говорят, что его движения руками должны быть синхронными и двигаться в противоположном направлении. Ребенок может нарисовать таким образом, геометрические фигуры, елку, домик, овощи и фрукты.

Упражнение «Чьи следы?».

Педагог обращает внимание на то, что разные предметы оставляют разные отпечатки на песке. Детям предлагается игра «Узнай чей след». Сначала следы оставляет педагог, а потом  может стать ведущим и сам ребенок.

4 неделя

Упражнение «Выдумщики».

Педагог начинает рисунок, а ребенок говорит, что это может быть. При этом добавить можно только одну линию. Педагог дорисовывает далее опять одну линию в соответствии со своим замыслом. Так до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не сможет изменить рисунок.

Упражнение «Подсказка» (для обучения порядковому счету).

Педагог из песка делает 5-ть кучек. В одной из них прячет какую-либо мелкую игрушку, а потом просим ее найти по подсказке: «Игрушка находится во второй кучке слева» или «в четвертой справа» и т.д.  в следующий раз ребенок сам прячет игрушку и предлагает ее найти педагогу.

Декабрь

1 неделя

Упражнение «Песочные узоры».

Рисуется простой узор, а ребенка просят его продолжить завитками, зигзагами и т.д.

Упражнение «Необыкновенные следы».

Педагог предлагает имитировать следы разных животных.

«Идут медвежата» -ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

«Жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомого, можно полностью погружать руки в песок, встречаться под ним с руками других «жучков». Они здороваются.

2 неделя

Упражнение «Бусы для мамы».

Педагог проводит линию на песке, а потом предлагает «нанизать» разного размера и формы бусинки. Это получится подарок для мамы.

Упражнение «Песочный круг».

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, бусинами, мелкими игрушками и т.д. После чего должен придумать название своему «Песочному кругу». В качестве усложнения можно предложить придумать короткую историю.

3 неделя

Упражнение «Прятки».

Ребенку предлагается не спеша обследовать песок и найти закопанные в нем предметы. По мере их доставания рассказывать о них. Потом ребенок и педагог могут поменяться местами.

Упражнение «Натюрморт на песке».

Педагог предлагает на песке нарисовать любимые фрукты. Рисовать надо так, чтобы другие дети могли легко узнать все фрукты.

Январь

3 неделя

Упражнения для развития обоих полушарий мозга.

1.Песок набирается из кучки в обе руки, таким образом, чтобы свободно сыпать из кулачков, и рисуется одновременно два одинаковых круга. Педагог следит за тем, чтобы обе руки двигались синхронно.

2. Двумя руками собирается песок в кучку. Снова берется песок в кулачки и рисуются два одинаковых глаза.

3. Рисуются два одинаковых цветка. Педагог следит, чтобы узоры были чёткие. Если песок закончился в кулачках, можно набирать ещё и дорисовывать. Затем двумя безымянными пальцами одновременно прорисовывается контур цветка.

4. Рисуются два разных цветка двумя руками одновременно и прорисовываются их контуры двумя средними пальцами.

5. Двумя руками одновременно рисуются картины на тему "Дом, в котором мне хорошо", затем большими пальцами прорисовывается контур дома.

4 неделя

Упражнение «Одновременно-2».

Педагог напоминает, что рисовать надо одновременно двумя руками, движения должны быть синхронными. Двигаться руки могут в разных направлениях потому-что ребенок будет рисовать одной рукой круг, а другой – квадрат.

Упражнение «Выдумщики».

Педагог начинает рисунок, а ребенок отгадывает, что это может быть. При этом добавить педагог и ребенок добавляют по две линии. Так до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не сможет изменить рисунок до неузнаваемости.

Февраль

1 неделя

Упражнение «Какое спряталось животное».

Педагог в песке закапывает мелкие фигурки животных, они могут быть только домашними или дикими. Дети по одному отыскивают фигурку и описывают ее повадки, могут построить или нарисовать жилище этого животного.

Упражнение «Вылечим цифру».

Педагог на песке пишет любую цифру, а потом стирает какую-либо ее часть, но так, чтобы цифра осталось узнаваемая. Просим ребенка «вылечить» цифру, дорисовать недостающий элемент.

2 неделя

Упражнение «Песчаные барханы».

Ребенку предлагается изобразить песчаные горы, по которым идет караван верблюдов. Как они добираются до оазиса, купаются в озере и садят огород.

Упражнение «Народные узоры на песке».

Рисуется народный элемент узора, а ребенок продолжает его завитками, зигзагами характерными этой росписи.

3 неделя

Упражнение «Узнавалки».

Педагог рисует какой-либо контур. А затем предлагает посмотреть на него с разных сторон и попытаться подумать, на что это похоже.  Для более полного сходства ребенок дорисовывает недостающие (или характерные) детали.

Упражнение «Вылечим букву».

Педагог на песке пишет любую хорошо знакомую детям букву, а потом стирает какую-либо ее часть, но так, чтобы буква осталось узнаваемая. Просим ребенка «вылечить» букву, дорисовать недостающий элемент.

4 неделя

Упражнение «Портрет на песке».

Педагог предлагает на песке нарисовать портрет ребенка стоящего напротив него. Рисовать надо так, чтобы ребенок мог узнать себя. В другой раз можно предложить нарисовать шуточные шаржи, где дети по доброму будут передавать отличительные черты своего соседа.

Упражнение «Чудо-художник».

Ребенку предлагается нарисовать на песке пальчиками простые предметы (солнышко, дерево, домик, флажок и т.д.). Это будет удобно тем, что рисунки детей можно объединить единой темой.

Март

1 неделя

Упражнение «Бусы для мамы».

Педагог проводит линию на песке, а потом предлагает «нанизать» разного размера и формы бусинки. Это получится подарок для мамы.

Упражнение «Прятки».

Ребенку предлагается не спеша обследовать песок и найти закопанные в нем предметы. По мере их доставания рассказывать о них. Потом ребенок и педагог могут поменяться местами.

2 неделя

Упражнение «Волшебное превращение».

Педагог на песке рисует квадрат и спрашивает ребенка, на что это похоже, а затем просит дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это. Квадрат может превратиться в домик, часы, стол, песочницу и т.д.

Упражнение «Подсказка» (для закрепления порядкового счета).

Педагог из песка делает от 5ти до 7ми кучек. В одной из них прячет какую-либо мелкую игрушку, а потом просим ее найти по подсказке: «Игрушка находится во второй кучке слева» или «в четвертой справа» и т.д.  в следующий раз ребенок сам прячет игрушку и предлагает ее найти педагогу.

3 неделя

Упражнение «Мы волшебники».

Педагог показывает способы построения в песочнице различных живых и неживых сообществ – город, деревня, лес, река, остров и т.д., а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции педагога разнообразные природные и рукотворные сообщества.

4 неделя

Упражнение «Тематический мир».

Детям предлагается общими усилиями, договорившись построить мир на заданную тему: «Моя семья», «Мои друзья», «Мой детский сад» и т.д. К завершению постройки детям предлагается обсудить их рассказ. Каждый из детей может описать тот момент, который ему особенно близок.

Апрель

1 неделя

Составление рассказа «Расти, расти репка, на песке!».

Детям предлагается самостоятельно составить рассказ по аналогии со знакомым произведением, но на новый лад. Для этого им предлагаются мелкие игрушки и дополнительными персонажами. Начинает такой рассказ педагог и на всем его протяжении помогает наводящими вопросами.

2 неделя

Составление рассказа «Колобок – песчаный бок!».

Детям предлагается самостоятельно составить рассказ по аналогии со знакомым произведением, но на новый лад. Для этого им предлагаются мелкие игрушки и дополнительными персонажами. Начинает такой рассказ педагог и на всем его протяжении помогает наводящими вопросами.

3 неделя

Составление рассказа «Терем, теремок, он в песочке рос».

Детям предлагается самостоятельно составить рассказ по аналогии со знакомым произведением, но на новый лад. Для этого им предлагаются мелкие игрушки и дополнительными персонажами. Начинает такой рассказ педагог и на всем его протяжении помогает наводящими вопросами.

4 неделя

Составление рассказа «Избушка для зайки».

Детям предлагается самостоятельно составить рассказ по аналогии со знакомым произведением, но на новый лад. Для этого им предлагаются мелкие игрушки и дополнительными персонажами. Начинает такой рассказ педагог и на всем его протяжении помогает наводящими вопросами.

Май

1 неделя

Составление рассказа «Волк, который не ест козлят».

Детям предлагается самостоятельно составлять рассказы по аналогии со знакомыми произведениями, но на новый лад. Для этого им предлагаются мелкие игрушки и дополнительными персонажами. Начинает такой рассказ педагог и на всем его протяжении помогает наводящими вопросами.

2 неделя

Составление рассказа «Три медведя на отдыхе».

Детям предлагается самостоятельно составлять рассказы по аналогии со знакомыми произведениями, но на новый лад. Для этого им предлагаются мелкие игрушки и дополнительными персонажами. Начинает такой рассказ педагог и на всем его протяжении помогает наводящими вопросами.

3 неделя

Составление рассказа «Мои песочные сны».

Детям предлагается самостоятельно составить рассказ и использованием предложенных мелких игрушек. Рассказ может начать педагог, а дети его продолжают и дополняют своими впечатлениями и рисунками на песке.

4 неделя

Составление рассказа «Мое будущее на песке».

Детям предлагается самостоятельно составить рассказ и использованием предложенных мелких игрушек. Рассказ может начать педагог, а дети его продолжают и дополняют своими впечатлениями и рисунками на песке.


Список, использованной литературы:

1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики: игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005.

5. Мельникова С.С. Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук // 1994, №8.

6. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для воспитателей и родителей/ Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.

Использованные сайты:

  1. https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2016/06/11/metodicheskie-rekomendatsii-po-razvitiyu-melkoy Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук через использование нестандартного оборудования.
  2. https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/tema-razvitie-melkoy-motoriki-kak-odno-iz-usloviy-polnocennogo-razvitiya Развитие мелкой моторики рук как одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста"

   У большинства детей дошкольного возраста отмечают недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии ...

Песочная терапия как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста

Данная статья опубликована в сборнике материалов межрегиональных семинаров-практикумов "Методическая копилка педагога"...

«Имитационные игры – эффективное средство развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста».

Но что же такое эмоции? И почему так важно развивать их уже на раннем этапе развития малыша? Эмоции – это одна из составляющих личности человека. Их можно сдерживать или демонстрировать слишком ...

Использование подвижной игры как средства развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки п...

«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.»«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»К.Д. Ушински...

Образовательная практика « Бусотерапия как средство развития эмоциональной сферы у старшего дошкольного возраста с ТНР»

laquo; Бусотерапия как средство развития эмоциональной сферы у старшего дошкольного возраста с ТНР»...