Методическая разработка перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
методическая разработка

Корнилова Ирина Владимировна

Аннотация

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_kornilova_i.v.1.docx73.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 24 «Пчелка»

Методическая разработка

перспективное планирование

образовательной деятельности

по теме:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Автор – составитель:

 воспитатель  

Корнилова И.В.

г. Бердск

Аннотация

Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью изобразительной деятельности.

Введение

С самого раннего возраста у ребенка необходимо развивать творческие способности, так как они являются фундаментом для личностного и умственного развития. Для полноценного развития ребенку необходимо обогащение сознания ребенка новыми интересными впечатлениями, знаниями, ощущениями. Именно в этом возрасте огромное значение имеет развитие в игре путем использования фантазии детей. Воображение детей дошкольного возраста не имеет границ, детям нравится придумывать разные истории и воплощать их в игре и изобразительном творчестве.

Художественно-эстетическое развитие является одной из задач образовательной области по ФГОС, которая реализуется в результате самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Создание собственных продуктов творчества позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. К тому же под воздействием процесса рисования формируются эстетические вкусы и предпочтения ребенка, происходит развитие чувства прекрасного и умение понимать и видеть красивое во всем. Развитие ребенка в процессе рисования происходит достаточно живо и приносит ему множество положительных эмоций. Когда ребенок рисует, он может фантазировать, воплощать свои идеи на бумаге, предвосхищая гордость и восхищение рисунком родителями и педагогами. При рисовании у младших дошкольников формируются представление о цвете, форме, ориентации на листе бумаги и прочие представления об окружающем мире.

Целенаправленная и системная работа дошкольного учреждения с воспитанниками по социально-эстетическому воспитанию через творческую деятельность позволяет формировать у детей представления о добре, красоте, духовных ценностях. Творческая деятельность помогает ребенку раскрыть в себе творческую личность, стать счастливым через самовыражение в искусстве, почувствовать красоту окружающей природы, мира.

Основная Часть

Цель: развитие творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Для реализации обозначенной цели требуется решение таких задач:

  • формировать представление о красоте окружающего мира, поддерживать интерес к его познанию;
  • развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
  • расширять представления о многообразии техник изобразительного творчества;
  • учить понимать и чувствовать рисунок;
  • обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
  • воспитывать самостоятельность детей в изобразительном творчестве.

Содержание перспективного планирования

Методика организации воспитательной работы основывается на принципах:

  • Индивидуальный подход – ключевым фактором воспитания детей является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, возможностей и условий для полноценного развития.
  • Научность – достоверность информации, соответствующей тенденциям современного изобразительного искусства, в рамках воспитания у дошкольников  художественно-эстетического развития.
  • Доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии возрастным психологическим, социальным и интеллектуальным особенностям детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей.
  • Наглядность – чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия (иллюстрации, национальные костюмы, утварь, орудия труда) способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
  • Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться диалектического закона поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, опираясь на уже знакомую ему информацию.
  • Согласованность – продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями. Прикосновение к художественным произведениям вызывает живую, трепетную эмоциональную реакцию, чувство сопереживания, пробуждает личный интерес к изобразительному искусству.
  • Комбинаторность – продуманное сочетание различных видов образовательной и воспитательной деятельности. Дети быстро утомляются, поэтому целесообразно продумывать при планировании занятия различные отвлечения и разминки с использованием экскурсий в историю или музыкальной паузы.
  • Целостность – взаимосвязь и пересечение разных областей знаний, которые помогут сформировать у ребёнка понимание единства мира.

Приемы проведения:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение;
  • создание игровой ситуации;
  • показ воспитателя;
  • использование движения руки;
  • сравнение двух техник;
  • проговаривание последовательности работы.

Направления и формы организации работы по формированию и развитию творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Художественно-эстетическое развитие по ФГОС предполагает:

  •  Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).

 В педагогической деятельности важно создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными материалами, инструментами, изобразительными техниками, развивая у детей художественные способности, не стандартность мышления, творческое воображение.

В процессе обучения необходимо знакомить детей с особенностями, свойствами, возможностями многих природных и искусственных материалов, разными инструментами, а так же с основными приемами их применения, через творческие задания.

Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации. Многообразие нетрадиционных техник рисования можно представить следующими видами:

  • ладонная и пальцевая техники,
  • гратаж,
  • кляксография,
  • ниткография,
  • монотипия,
  • рисование акварелью по мокрому листу,
  • печатание штампами, листьями,
  • батик.

Хочется выделить следующие подходы, которые чаще всего используются в работе:

  1. Личностно-ориентированный подход. Проявляется в ориентации всего педагогического процесса на решение задачи содействия развитию основ личностной культуры ребёнка. Проявляется в построении способов взаимодействия с детьми, ориентированных на принятие ребёнка таким, каков он есть, сотрудничество с ним; веру в позитивное развитие ребёнка; понимание его эмоционального состояния, сопереживание и поддержку. Мы должны принимать ребёнка таким, каков он есть, сотрудничать с ним, поддерживать, давать возможность проявлять себя в игре, творческой работе, поддерживать право выбора.
  2. Полихудожественный подход. Сущность полихудожественного подхода заключается в организации художественного образования детей. Следует проводить беседы об искусстве, рассматривать произведения искусства.
  3. Интегрированный подход. Важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусства на уровне творческого процесса, их следует отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого по их сюжету и содержанию.
  4. Системно-деятельностный подход. В основе системно-деятельностного подхода в обучении лежит задача научить пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности: ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий. Например: рассмотрев картину И. Т. Хруцкого «Натюрморт», обсудив или выразив своё отношение к ней, педагог предлагает создать своё произведение, свой натюрморт.
  5. Индивидуальный подход. Основан на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребёнка. Для осуществления такого подхода надо внимательно наблюдать за каждым ребёнком в процессе его деятельности, выделяя для себя характерное для каждого: что получается, а что нет.
  6. Гендерный подход. Мальчики и девочки. Они такие разные, и следует учитывать их особенности обучения в современном детском саду. У мальчиков эмоции выражаются через действие, а у девочек – эмоции выражаются словами. У мальчиков меньше объём внимания и глубина сопереживания, а у девочек – больше объём внимания и глубина сопереживания. У мальчиков игры связаны с физическим контактом, непрерывным действием, а у девочек в играх большую часть времени занимают поочерёдные действия и скрытая конкуренция. Мальчики ориентированы на информацию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа, а девочки отдают предпочтение восстановлению контактов.

Формы организации работы по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной деятельности

  1. Игра.
  2. Совместная творческая деятельность в организованно образовательной деятельности.
  3. Совместная творческая деятельность в ходе режимных моментов.
  4. Творческая деятельность в самостоятельной деятельности.
  5. Проектная деятельность.
  6. Праздники, досуги.
  7. Выставки детских работ.

Тематические блоки:

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания тем. Содержание каждого года основывается на четырёх тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены на усмотрение педагога.

1-й тематический блок «Мир природы» - (образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, уголь, цветные и восковые карандаши, пластилин, тушь, цветная бумага и т. п.) «одухотворённых образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов и т. п. Знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства и др.

2-й тематический блок «Мир животных» - (образы животных в жизни, искусстве и детском творчестве). Изображение различными материалами «одухотворённых образов» птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т. п. Знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре и др.

3-й тематический блок  «Мир человека» - (образ человека и мир его предметного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами «одухотворённых образов» людей (членов семьи, людей разных возрастов и т. п.), мир фантазий и увлечений человека, посуды, костюма, транспорта, архитектуры и т. п. Знакомство с произведениями книжных иллюстраторов, художников, работающих в портретном, бытовом и историческом жанрах и др.

4-й тематический блок «Мир искусства» - (образы музыки, литературы, кино и театра в изобразительном искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами сюжетов на темы литературных, музыкальных и театральных произведений. Знакомство с произведениями живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, работами народных мастеров мирового и отечественного искусства.

Каждая программная тема может быть реализована в изобразительных, декоративных и конструктивных видах деятельности, что способствует вариативному подходу к осмыслению той или иной развивающей (учебно-воспитательной) задачи.

К концу года дети должны уметь

Старшая группа

  • Воспринимать и различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
  • Выделять средства выразительности (цвет, форму, колорит, композицию).
  • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
  • Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение;
  • Создавать узоры по мотивам народного  декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

Перспективный план

(старшая группа, дети 5-6 лет)

Месяц

Неделя

Тема

НООД, свободная деятельность

Цель

Предметно развивающая среда

Сентябрь

1

Улетает наше лето

Рисование «Как мы отдыхали летом»

Развитие воображения и фантазии, учимся воплощать воспоминания на рисунках

Листы бумаги, цветные карандаши

2

Выдувание трубочкой «Кактус»

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования

Альбомный лист, коктельная трубочка, гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки, клеенка.

3

Рисование красками «Краски лета»

Закреплять умения рисовать простейшие предметы и явления действительности. 

Альбомный лист, краски, кисточка, стаканчики с водой, салфетки, клеенка.

4

Рисование «Лисичка»

Обобщать умения рисовать гуашью; передавать в рисунке особенности внешнего вида лисы.

Картинки с изображением лисы, кошки, собаки, шаблоны лисы, лист бумаги, гуашь, простой карандаш, тряпочки, вода.

Октябрь

1

Краски осени

Печать листьями «Осенний лес»

Познакомить с новым видом рисования - печать растениями; учить смешивать краски в осенних тонах; развивать видение художественного образа и замысла через природные формы.

Листья 3-4 вида, альбомный лист, дополнительные листы бумаги под лист для раскрашивания; набор гуашевых красок, кисти, вода, влажные салфетки, картины с осенним пейзажем.

2

Нетрадиционная техника, рисование «Пестрый котенок»

Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного.

Контуры котят на альбомных листах, гуашь, вода, салфетки, ватные палочки.

3

Рисование

«Осеннее дерево»

Вызвать интерес к красоте и разнообразию осенней природы, Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

Лист бумаги, акварельные краски, стаканчик с водой, влажные салфетки, кисточка.

4

Рисование восковыми мелками и акварельными красками «Овощи»

Учить передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей; равномерно располагать овощи по всему листу бумаги.

Альбомный лист, акварель, восковые мелки, баночки с водой, кисти, муляжи овощей.

Ноябрь

1

Страна «Воображариум»

Рисование по замыслу

Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали.

Восковые мелки, бумага.

2

Рисование «Хохломские ягоды»

Воспитывать любовь к народному творчеству. Учить выделять композицию узора. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью.

Альбомный лист, гуашь, кисточка, вода, салфетки.

3

Рисование «Девочка в нарядном платье»

Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно.

 

Альбомный лист, гуашь, кисточка, вода, салфетки.

4

«Снегири на ветках»

Совершенствовать технику рисования тычком щетинистой кистью, добиваться выразительного изображения птицы (снегиря).

Альбомный лист (светло-синего цвета), гуашь, кисточки (щетинистые, беличьи), простой карандаш, баночки, палитра, тряпочки.

Декабрь

1

Зимушка-зима

«Зимние узоры»

Учить детей рисовать морозные узоры. Применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, прямая линия). Развивать чувство формы и композиции

Листы бумаги разного цвета, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, картинки «Морозные узоры»

2

«Расписываем новогодние фонарики»

Приобщать детей к художественно-декоративной деятельности по украшению группы к новогоднему празднику

Фонарики, кисти, вода, гуашь или краски.

3

Рисование восковыми мелками и гуашью «Сказочный зимний лес»

Продолжать учить рисовать зимний пейзаж, используя для создания выразительного образа разные изобразительные материалы и техники рисования (восковыми мелками, краски)

Выставка репродукций, иллюстраций с изображением зимних пейзажей; белая гуашь, восковые мелки, кисти, листы бумаги формата А4; банки с водой, салфетки.

4

Рисование восковыми мелками и акварельными красками «Новогодняя елочка»

Учить рисовать елочки, новогодние игрушки, соблюдать соотношение деталей предмета по величине, развивать внимание и мышление, воспитывать интерес к празднику.

Альбомный лист, акварель, восковые мелки, баночки с водой, кисти.

Январь

3

Городецкая роспись

Рисование «Знакомство с городецкой росписью»

Познакомить детей с городецкой росписью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызвать желание создавать красивый узор.

Изделия с городецкой росписью, гуашь, соответствующая  городецкой росписи оттенков, кисти.

4

Рисование гуашью «Чайный сервиз»

Учить рисовать предметы посуды, самостоятельно придумывать узоры, закреплять умение располагать элементы узора на поверхности предмета, развивать эстетическое восприятие, фантазию, воображение.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.

Февраль

1

В гостях у февраля

Рисование по мокрой бумаге «Разноцветное небо»

Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.

Бумага  для рисования; кисти большие круглые и тоненькие для прорисовывания деталей; губка для смачивания бумаги; бумажные полотенца или салфетки для удаления лишней влаги; акварельные краски, стаканчик с водой.

2

Рисование красками и мелками «Летящие самолёты»

Учить рисовать силуэт самолёта простым карандашом,

закрашивать предмет восковыми мелками и тонировать лист акварельными красками, чтобы один цвет плавно переходил в другой.

Альбомный лист, акварель, восковые мелки, баночки с водой, кисти.

3

Рисование «Подснежни-ки»

Учить  рисовать способом тычка по контуру подснежника, закреплять умение детей закрашивать листья, расширять знания детей о первых весенних цветах. 

Изображения подснежников, альбомный лист, гуашь, простой карандаш, ватные палочки.

4

Рисование (сюжетное по сказке «Лиса и заяц») «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная»

Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения.

Альбомный лист, гуашь, салфетки, баночки с водой, кисти.

Март

1

Весеннее настроение

Рисование гуашью «Цветы для мамы»

Воспитывать любовь, гордость к своим мамам и желание быть похожими на них. Предвосхищение результата.

Листы бумаги, картинки с изображением цветов, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.

2

Рисование акварелью. Кляксография «Веселые и грустные кляксы»

Учить придавать полученным кляксам настроение.

Листы бумаги А4, гуашь, трубочки для коктейля, стаканчики для воды, бумажные салфетки, ватные палочки, кисточки, палитра.

3

Рисование гуашью «Сказочная птица»

Продолжать знакомить с цветами радуги. Учить аккуратно, закрашивать, давая краске подсохнуть, закреплять умение передавать разные цвета и оттенки,  смешивая краски.

Листы бумаги А4, гуашь, вода, бумажные салфетки, кисточки, палитра.

4

«Хохломские узоры»

Продолжать изучать хохломскую роспись Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции.

Альбомный лист, гуашь, кисточка, вода, салфетки.

Апрель

1

Космос

Рисование гуашью «Инопланетянин»

Развивать чувство цвета, фантазировать на тему космоса, закреплять умение передавать разные цвета и оттенки,  смешивая краски.

Альбомный лист,  гуашь, баночки с водой, кисти.

2

Рисование восковыми мелками «Космос»

Обучение различным способам изображения космоса. Совершенствование практических навыков владения восковыми мелками. Развитие любознательности.

Альбомный лист, восковые мелки.

3

Рисование гуашью «Весна на лесной полянке»

Продолжать формировать у детей умение художественно отражать предметы и явления окружающей действительности.

Альбомный лист,  гуашь, баночки с водой, кисти.

4

Рисование гуашью «Салют над городом»

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-

творческие способности.

Альбомный лист,  гуашь, баночки с водой, кисти.

Май

1

Скоро лето!

Нетрадиционная техника рисования «Золотой петушок»

Познакомить детей с техникой рисования оттиском (пуантилизм) Учить наносить оттиски используя контраст размера и цвета. Закреплять знания о частях тела петушка, умение пользоваться красками.

Иллюстрации и картинки петушка, стаканчик с водой, салфетки, краски, кисти. Звуки петушка. Мультфильм «Петух и краски».

2

Рисование способом тычка (набивка жёсткой полусухой кистью) «Салют победы!»

Познакомить со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности.

Листы цветной бумаги тёмных оттенков; разноцветная гуашь; принадлежности для рисования: подставка для кисточки, салфетка, маленький лист бумаги для проверки цвета, кисть щетинная №5. Иллюстрации или рисунки-образцы с изображением салюта.

3

Рисование красками или карандашами«Сова»

Познакомить детей с птицей совой, особенностями внешнего вида, и условиями жизни, выяснить её роль в природе и для человека.

Развивать умение создавать композицию, правильно подбирать краски.

Картинки с изображением совы, листы бумаги, кисти и краски.

4

Рисование «Дымковская роспись»

Учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию.

Дымковские игрушки (для демонстрации, бумажные силуэты лошадки, таблицы с изображением элементов дымковской росписи), краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.

Июнь

1

Радуга-дуга

Освоение техники рисования с солью по сырой краске. «Соленое море»

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей

Плотный альбомный лист,  простой карандаш, ластик, кисти разных размеров, емкость с водой,  акварельные краски,  палитра для смешивания цветов, салфетки для удаления лишней влаги, крупная пищевая соль.

2

Рисование по замыслу карандашами «Ковер»

Учить придумывать сюжет, использовать полученные умения, воспитывать аккуратность и усидчивость.

Альбомный лист, карандаши.

3

«Аквариум»

Закреплять приемы рисования разными материалами: восковыми мелками и

акварелью «по мокрому».

Альбомные листы в виде аквариумов разной формы, акварель, кисти, баночки с водой, тряпочки, восковые мелки.

4

Рисование по замыслу «Летнее настроение»

Изучить интересы и возможности детей в рисовании, выявить, какие новые умения и навыки приобрели за год. Чему научились, что нового узнали в изобразительной деятельности, каких результатов достигли.

Альбомный лист, гуашь, восковые мелки, баночки с водой, кисти.

Перспективный план

(подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет)

Месяц

Неделя

Тема

НООД, свободная деятельность

Цель

Предметно развивающая среда

Сентябрь

1

Вот и прошло лето

Рисование на тему: «Как я провел лето»

Учить детей отображать впечатления о лете. Развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы.

Листы бумаги, карандаши.

2

Рисование гуашью «Подводный мир»

Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет с помощью красок. 

Иллюстрации поэтапного рисования, иллюстрации обитателей подводного мира, лист бумаги, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, ватные палочки, вода.

3

Рисование карандашами и мелками «На моей улице»

Учить изображать контуры многоэтажных и одноэтажных домов. Закрепить знания об основных частях здания. Учить создавать городской пейзаж.

Бумага, карандаши, восковые мелки.

4

Монотипия  «Бабочка»

Познакомить детей с техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность.

Бумага (акварельная, альбомы для рисования), гуашь, кисти.

Октябрь

1

Осенняя пора

Оттиски из осенних листьев 
«Осень» по замыслу

Способствовать пониманию красоты окружающего мира, воспитывать чувство эстетического отношения к окружающему миру.

Краски (гуашь); листочки деревьев (мягкие, еще не высохшие); кисти; альбомные листы.

2

«Вкусные дары щедрой осени» (ягоды, фрукты).

На выбор красками или карандашами

Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Закреплять навык детей передавать в рисунках характерные особенности фруктов и ягод.

Лист бумаги, простой карандаши, гуашь, кисти, вода.

3

«Хоровод осенних листьев»  (нетрадиционная техника рисования по сырой бумаге ).

Продолжать осваивать технику рисования по сырой бумаге. Учить смешивать краски, получать новые цвета и

оттенки.

Бумага  для рисования; кисти большие круглые и тоненькие для прорисовывания деталей; губка для смачивания бумаги; бумажные полотенца или салфетки для удаления лишней влаги; акварельные краски, стаканчик с водой.

4

«Грибы на полянке в лесу»

Закреплять умение детей изображать грибы на поляне в осеннюю погоду.

Кисточки, листы бумаги, иллюстрации грибов, акварельные краски, муляжи грибов, игрушка Ёж.

Ноябрь

1

В гостях у сказки

Рисование «Мой любимый сказочный герой»

Карандашами, мелками или гуашью на выбор.

Расширять представления детей о мире сказок при помощи и средств изобразительной деятельности. Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей). Развивать воображение, творчество.

Картинки сказочных героев, простые карандаши, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки.

2

«Жар-птица»

Создание яркого художественного образа сказочной птицы

Иллюстрации с изображением Жар-птицы, краски, кисточки, баночки с водой, салфетки.

3

«Птичий двор»

Учить рисовать птиц разных пород по одной схеме. Развивать фантазию.

Иллюстрации с изображением птиц, краски, кисточки, баночки с водой, салфетки.

4

«Сказочный дворец»

Формировать навыки изображения архитектурных сооружений от простых форм к сложным.

Изображения сказочных замков и дворцов, бумага, восковые мелки, простые карандаши.

Декабрь

1

Зимняя пора

«Береза в снегу»

(метод тычка)

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус

Тонированная бумага, гуашь, кисть мягкая.

2

Рисование «Снежинка»

Учить симметрично изображать снежинку. Учить рисовать кончиком тонкой кисти, используя различные способы изображения (примакивания).

Снежинки 5 штук, разные по размеру и рисунку, картины с зимнем пейзажем, шестиугольник, тонированный синий гуашью, кисти, белая гуашь, непроливайка.

3

Рисование витражными красками.

Развивать свободу для самовыражения, умение ориентироваться на микроплоскости.

Прозрачная цветная пленка, плотный лист формата А5, простой карандаш, черный маркер, скрепки, набор витражных красок.

4

«Дед Мороз спешит на елку»

Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.

Иллюстрации с изображением Нового года и Деда мороза со Снегурочкой, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки.

Январь

3

Узоры вокруг нас

«Узоры на окнах»

(рисование свечкой)

Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

Бумага, восковые свечи, акварель, банка с водой, салфетки.

4

«Узор на миске» (хохломская роспись)

Учить основным приёмам кистевой росписи шаблона посуды. Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

Хохломские изделия, тонированные заготовки-шаблоны мисок, кисти, гуашь, непроливайки с водой, цветовая схема хохломы, пошаговая схема хохломского узора.

Февраль

1

В стране «Фантазия»

«На что похоже?»

(Техника монотипии)

Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.

Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки

2

Рисование гуашью «Портрет папы»

Закреплять умение передавать в рисунке характерные черты человека, создавая выразительный образ. Воспитывать любовь, гордость к своим папам, как к защитникам Отечества и желание быть похожими на них.

Листы бумаги, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки.

3

Рисование по замыслу «Любимая сказка»

Учить детей отображать  свои замыслы и впечатления в рисунке. Развивать  воображение.

Карандаши, бумага.

4

«Загадки» ниткография

Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

Нитки №10, цветная тушь или гуашь, белая бумага.

Март

1

Весенняя капель

Рисование шерстяными нитками «Цветы для мамочки»

Развивается полная свобода для самовыражения.

Альбомные листы, шерстяные нитки, гуашь, кисти, кусочки поролона, вода, салфетки.

2

«Северное сияние»

Совершенствовать навык получения рисунка с помощью восковых мелков

Закреплять умение составлять композицию.

Восковые мелки, акварель, кисть, иллюстрации изображающие быт поморов и избы.

3

«Весна идет»

Учить детей рисовать весенний пейзаж, выделять передний и дальний план пейзажа, познакомить с нетрадиционной техникой изображения -рисованием текстилем.

Альбомный лист, гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки, кусочки ткани, палитра, репродукции картин И. С. Остроухова"Ранняя весна",И. И. Левитана "Весна. Большая вода. "

4

Городецкая роспись

Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи на «доске»

Картонные заготовки разделочных досок, гуашь, кисточки, палитра иллюстрации работ городецких мастеров.

Апрель

1

Полет в космос

Рисование восковыми мелками и гуашью «Космос»

Показать способы получения несуществующих, выдуманных образов. Развивать воображение. Любознательность. Уверенность в реализации самых смелых замыслов.

Альбомный лист, картинки космоса и планет, гуашь, восковые мелки, баночки с водой, кисти.

2

Рисование по замыслу «Инопланетянин»

Учить детей отображать  свои замыслы и фантазии в рисунке. Развивать  воображение.

Простые карандаши, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, баночка с водой, палитра, кисточки.

3

Техника набрызг «Космическое путешествие»

Совершенствовать технику набрызга и умение изготовлять шаблоны и трафареты. Развивать воображение. Воспитывать терпеливость и трудолюбие

Зубная щетка, расческа, акварель, карандаш, ножницы, фото из космоса, эскизы 

4

Рисование «Ласточка»

Продолжать закреплять умение передавать в рисунке форму и окраску птиц.

Лист бумаги, краски, кисти, баночки-непроливайки, восковые мелки.

Май

1

Рисование восковыми мелками и акварелью «Праздничный салют»

Рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров. Развивать творческое воображение, фантазию.

Цветные фото с изображением салюта, восковые мелки, акварельные краски, кисти, бумага, простой карандаш, баночка под воду, салфетка.

2

«Весеннее дерево» (клаксография и пуантилизм).

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении.

Гуашь, ватная палочка, лист бумаги, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.

3

Рисование «Городецкая роспись»

Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.

Изделия с городецкой росписью, гуашь, соответствующая  городецкой росписи оттенков, кисти.

4

Рисование по замыслу «Дикие животные»

Научить передавать в рисунке характерные особенности диких животных: форму, окраску, строение тела, соблюдая пропорции тела животного. 

Иллюстрации животных, силуэты животных, маркеры, гуашь, бумага, баночка с водой, салфетки, палитра.

Июнь

1

Рисование «Дымковская роспись»

Продолжаем изучать  элементы дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию.

Дымковские игрушки (для демонстрации, бумажные силуэты, таблицы с изображением элементов дымковской росписи), краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.

2

Рисование «Моя семья»

Продолжать учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.

Бумага белая формата А4, шаблон рамки, цветные карандаши.

3

Рисование «Солнечная система»

Развивать эмоциональное восприятие при рассматривании готовых рисунков на космическую тему.

Альбомный лист, восковые мелки или масляная пастель, акварель, кисть, палитра.

4

«Что мы умеем и любим рисовать»

Изучить интересы и возможности детей в рисовании, выявить, какие новые умения и навыки приобрели за год. Чему научились, что нового узнали в изобразительной деятельности, каких результатов достигли.

Альбомный лист, акварельные краски или гуашь, восковые мелки, баночки с водой, кисти, палитры.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА

  1. Комарова Т.С.  Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий / М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 180 С.
  2. Казакова Т.Г.  Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова – М. Просвещение, 1985.
  3. Казакова Р.Г.  Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Р.Г.Казакова (и др.) – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Лыкова, И.А.  Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – С.208
  5. Петрова И.М.  Объѐмная аппликация: учеб.-метод, пособие / И.М. Петрова – СПб.: Детство-Пресс, 2004
  6. Швайко Г.С.  Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа / Г.С. Швайко. Владос, 2000.
  7. Волчкова В.Н.  Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова – Воронеж.: ТЦ  «Учитель» Воронеж, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы по теме:" Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности"

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мир...

Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....

План по самообразованию воспитателя на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»

laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»...

Методическая разработка Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста" Творческие способности необходимы и важны для каждого рода профессионального занятия, поэто...

Методическая разработка на тему: «Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера»

Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З....

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"

laquo;Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осущ...

Выступление на РМО. Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Выступление на РМО от 24.03.2022 по теме: "Кружковая деятельность как форма реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации".В данном материале можно познаком...