Мастер-класс «Новогодние игры – один из методов приобщения детей к истокам русской культуры»
методическая разработка (подготовительная группа)

Кобраницкая Светлана Петровна

Мастер-класс

«Новогодние игры – один из методов приобщения детей к истокам русской культуры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klass_novogodnie_igry_.docx264.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 общеразвивающего вида

Мастер-класс

«Новогодние игры – один из методов приобщения детей к истокам русской культуры»

Воспитатель: Кобраницкая С.П.

Мастер-класс

«Новогодние игры – один из методов приобщения детей к истокам русской культуры»

Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с русскими народными играми для детей дошкольного возраста и методикой их проведения.

Задачи:

1. Рассказать коллегам об истории, значении, функциях русских народных игр;

2. Познакомить с игровым репертуаром и методикой педагогического руководства;

3 . Формирование практических навыков организации и проведения народных игр.

Оборудование: маска Козла, колпаки красный и синий, варежка, помело, клюшка, снежок, повязка на глаза, конус, флеш-носитель с музыкой.

Ход мастер-класса:

С 1700 года запрещено было отмечать Новый год 1 сентября. Царь Петр издал указ отмечать Новый год с Рождества Христова. Россиянам было велено ставить у своих ворот украшения из ветвей елей и можжевельника. 1 января нужно поздравлять всех с праздником. Вечером, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, каждый должен был на своем дворе выстрелить по 3 раза из пушек или ружей и выпустить несколько ракет. Новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник — Коляда или Святки.

Проводится русская народная игра "Шёл козел по лесу…"

Пошел козел по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

Да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками помашем, помашем, помашем,

И весело попляшем, попляшем, попляшем.

В древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, Трескун. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, задабривая сурового духа, дарили подарки ему, выставляли на окно: блины, кутью и кисель. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад.

«Мороз - Красный нос»

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.

Водящий, т. е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз - Красный нос,

Всех морожу без разбора.

Разберусь со всеми скоро,

Кто сейчас решится

В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.

По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, которого не догнал Мороз.

«Мороз»

Это игра-хоровод с элементами салок. Водящего - «Мороза» – выбирают считалкой. После чего дети образуют круг, в центр которого и встает Мороз». Ребята водят хоровод и читают стихотворение:

Идет Зимушка-Зима,

У ней белая коса.

С ней идут три тетки -

Белые поддевки: Метель, Вьюга да Пурга.

У тех теток есть слуга:

Злющий дядька Мороз,

Кого схватит - тот замерз!

Потом дети разбегаются в разные стороны, а водящий пытается их догнать и «заморозить» (осалить). Осаленные должны замереть на месте, а другие игроки могут их освободить, попав в них снежками, пытаясь в то же время не попасться злому «Морозу». Игра заканчивается, когда остается один самый ловкий игрок, который и становится следующим «Морозом».

На Руси издревле любили играть в карусель, вот и малыши будут изображать снежинки, которые подгоняет ветер

«Снежная карусель»

На участке воспитатель вместе с детьми сооружает небольшого снеговика. Ребятами образуют вокруг него круг и представляют себя снежинками.

Можно использовать ещё один вариант - поставить в снег высокий шест, от которого отходит множество разноцветных ленточек (малыши должны за них взяться).

По сигналу педагога малыши вначале медленно идут, затем побыстрее и, наконец, бегут. Затем воспитатель побуждает сменить направление, приговаривая «Ветер поменялся, и снежинки полетели в противоположную сторону». Точно так же меняется темп движений. Затем взрослый объявляет «Ветер теперь стих - и снежинки тихо падают»: «карусель» останавливается, и ребята опускают руки.

«Заморожу»

Дети образуют круг и вытягивают вперед ручки в варежках. Воспитатель идет по кругу и пытается дотянуться до детских ручек со словами «Ух, заморожу-заморожу». Дети же должны успеть спрятать руки за спину, что обычно приводит их в восторг. Если же взрослый дотронулся до кого-то - значит, его «заморозили».

Игра часто проводится на утренниках, хотя изначально являлась уличной забавой.

«Метелица»

Воспитанники становятся парами, повернувшись друг к дружке, и держатся за ручки «лодочкой». Затем дети начинают кружиться под слова воспитателя:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится -

Тот заметелится!

Задача дошкольников - подольше покружиться, не упасть. Конечно, делать это слишком долго не нужно, чтобы у детей не закружилась голова. Однако такая забава хорошо тренирует вестибулярный аппарат, вырабатывает чувство равновесия, скоординированность действий в паре.

«Северный и Южный ветер»

Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту – это северный ветер, другому красную - это южный ветер. Остальные игроки свободно бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше игроков, дотронувшись до них рукой. Замороженные, останавливаются и поднимают руки вверх, соединив пальцы. Южный ветер стремиться разморозить детей, также дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!»

«Льдинки, ветер и мороз» (игра пришла с Сибири и Дальнего Востока)

Вначале ребята, повернувшись друг к дружке, стоят парами и хлопают в ладошки под слова воспитателя (один хлопок - в свои ладони, другой - в ладони напарника):

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят,

Дзинь, дзинь.

По команде «Ветер!» «льдинки» разбегаются, подпрыгивают, кружатся, делают подскоки и пр. После же команды «Мороз!» дети быстро выстраиваются в круг, образуя большую льдину - берутся за ручки.

Взявшись за руки в кругу, дети изображают большую льдину

«Варежка»

Все воспитанники становятся в круг, держась за руки. Выбираются двое водящих: первый становится в круг, второй - за его границей. У первого водящего в ручках находится варежка (не нужно снимать ее с себя, воспитатель дает отдельную, в принципе, заменить рукавичку можно любой другой вещью, например, небольшой мягкой игрушкой). Он должен бросать ее второму водящему, чтобы тот ее поймал. Остальные игроки мешают это сделать - поднимают руки, отбивают ими рукавичку обратно в круг.

Водящие перекидывают друг другу варежку до тех пор, пока кто-то из детей ее не поймает или ею не выбьют первого водящего. Тогда ведущие меняются.

«Каблучок» (народная игра Архангельской губернии)

На снегу взрослый обозначает круг диаметром примерно три метра. Внутри становится ребёнок-водящий с небольшой льдинкой. Остальные участники находятся за пределами круга и скачут на одной ноге, при этом не переступая за черту. Дошкольники хором выкрикивают:

Против нашего двора

Приукатана гора

Водой полита,

Башмачком прибита.

Я по льду скок-поскок,

Отвалился каблучок,

Отвалился каблучок

И оставил свой следок!

После данных слов водящий кидает льдинку-каблучок за границы круга, а игрокам нужно загнать ледышку обратно. Однако это непросто: ведь передвигаться разрешается только на одной ноге.

Водящий может отбивать льдинку ногами или же клюшкой, которую предлагает воспитатель.

Арина.

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза.

Все поют:

Долгая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Арина.

Бабка Ежка

В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка

Костяная ножка с печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

- У меня нога болит.

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

Баба Яга

Водящий – Баба Яга – находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходя по кругу, не заходя в него один играющий произносит:

В темном лесу избушка

Стоит задом – наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живет.

У нее глаза большие,

Дыбом волосы стоят.

Ух и страшная какая,

Наша Бабушка Яга.

На последнем слове играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого – либо поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

Башмачник

Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садиться на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:

- Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки.

В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося следующие слова:

- Примеривай, примеривай!

После этих слов водящий должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейку, протянув руку, поймать кого-нибудь из участников игры. Пойманный становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»     Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской культуры посредством народной игры.

Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про...

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»...

Проект "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

quot;Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"...

Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".

ДОКЛАД на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры». Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской кул...