Познавательно-творческий проект "Таинственный мир сказок А.С. Пушкина" для старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Бунина Людмила Васильевна

Сегодня творчество А.С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения. Знакомство с произведениями великого поэта начинается в самом раннем возрасте. Пушкин не помышлял о титуле детского писателя. Но одной из первых книжек, с которой встречается ребенок вскоре после «Курочки Рябы» - это «Сказка о рыбаке и рыбке». Произведения поэта сопровождают юного читателя в течение многих лет. Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети» пишет: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык который они может быть никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность».  Поэтому, читайте детям Пушкина. Пушкина нельзя перешагнуть. Там есть все – самый красивый русский язык, история, природа, человеческие привычки и отношения. Необходимо помочь детям «открывать для себя писателей, поэтов; научиться понимать и чувствовать слово и развивать свой вкус». В решении этой проблемы может помочь этот проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-tvorcheskiy_proekt_pushkin.docx598.47 КБ

Предварительный просмотр:

           

                 муниципальное дошкольное образовательное учреждение

           « Детский сад  № 301 Красноармейского района  Волгограда»

Познавательно-творческий проект

 «Таинственный мир сказок А.С. Пушкина»

для детей старшего дошкольного возраста

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Авторы проекта:

Бунина Людмила Васильевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Актуальность проекта.

Сегодня творчество А.С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения. Знакомство с произведениями великого поэта начинается в самом раннем возрасте. Пушкин не помышлял о титуле детского писателя. Но одной из первых книжек, с которой встречается ребенок вскоре после «Курочки Рябы» - это «Сказка о рыбаке и рыбке». Произведения поэта сопровождают юного читателя в течение многих лет. Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети» пишет: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык который они может быть никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность».  Поэтому, читайте детям Пушкина. Пушкина нельзя перешагнуть. Там есть все – самый красивый русский язык, история, природа, человеческие привычки и отношения. Необходимо помочь детям «открывать для себя писателей, поэтов; научиться понимать и чувствовать слово и развивать свой вкус». В решении этой проблемы может помочь этот проект.

Тип проекта: познавательно-творческий; ребенок – общество и его культурные ценности; ребенок – заказчик проекта; открытый - в  старшей  группы № 7 МОУ детского сада № 301 и за его пределами; количество участников – 20 человек (воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги группы, музыкальный руководитель, старший воспитатель, сотрудники детской библиотеки № 6, родители); средней продолжительности – 2 месяца.

Цель-результат проекта:  сформировать у детей  представления о  творчестве А.С. Пушкина.

Проблема: что мы знаем о творчестве  Александра Сергеевича Пушкина?

Цель проекта: познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, прививать любовь и интерес к его сказкам в стихах, как литературному  жанру.
  • Обращать внимание детей на выразительные средства языка, используемые поэтом (ритмичность, музыкальность, поэтичность, выразительность, точность, характер).
  • Воспитывать у детей доброту, благородство, умение держать данное слово.
  • Развивать творческие способности, образное мышление, фантазию, коммуникабельность и умение общаться со взрослыми.
  • Расширять представление родителей о детской литературе, приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.

Формы реализации:

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Совместная деятельность взрослого и ребёнка
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Художественно-творческая деятельность
  • Ознакомление с художественной литературой
  • Игра

Методический инструментарий:

  • Сборники сказок А.С.Пушкина
  • Подборка иллюстративного материала
  • Создание презентаций о жизни и творчестве А.С.Пушкина
  • Подборка методической литературы
  • Аудиозаписи сказок и классической музыки композитора  Н.А.Римского-Корсакова,  К.Сен-Санса, П.И.Чайковского
  • Подборка материала для игр

Ресурсное обеспечение:

  • Книжный уголок в группе
  • Наглядный материал
  • Сотрудничество с детской библиотекой № 6
  • Сотрудничество с родителями
  • Мультимедийное оборудование, аудиотехника

Ожидаемые результаты:

  • Приобщение  детей к словесному искусству. Развитие нравственно-эстетических чувств через разнообразие сказок А.С.Пушкина.
  • Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  • Воспитание отношения детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.

                                       Проектные мероприятия

        Содержание проектной деятельности

Ответственные

Сроки

  1. Анкетирование родителей «Творчество А.С.Пушкина»
  2. Акция «Подари книгу детскому саду» (пополнить библиотеку группы книгами А.С.Пушкина)
  3. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного и музыкального материала.
  4. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.

Старший воспитатель

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родители

1 неделя

  1. Непосредственно образовательная деятельность

- «Здравствуй, Пушкин!»

(с показом слайдов)

  1. Чтение сказок А.С.Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

«Сказка о попе и его работнике Балде»

  1. Рассматривание   иллюстраций  В. Конашевича в детских изданиях сказок А.С.Пушкина.
  2. Создание альбома «Мир сказок А.С.Пушкина»

Воспитатели

2 неделя

                                               

  1. Экскурсия в детскую библиотеку № 6

«Встречи у камина»  (сказки А.С.Пушкина в живописи, скульптуре, музыке)

  1. Непосредственно образовательная деятельность

- «Чудеса в сказках Пушкина»

- «Ель растёт перед дворцом…» (рисование)

- «Сказочный дворец» (аппликация)

- Слушание : «Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь; «Полёт шмеля»

 Н.А. Римского-Корсакова

  1. Пушкинская игротека:

«Какой сказочный герой лишний?»

«Скажи наоборот»

  1. Заучивание отрывков  из сказок.
  2. Изготовление костюмов для драматизаций

по сказкам А.С.Пушкина

  1. Просмотр мультфильмов:

« Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырей», «Сказка о золотом петушке»

Сотрудники детской библиотеки № 6

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Родители  и дети

Родители

Воспитатели

Родители

3 неделя

  1. Непосредственно образовательная деятельность

- Игра-путешествие «Там, на неведомых дорожках…»

- «Лукоморье» (лепка)

- «И днём и ночью кот учёный…» (конструирование)

- Игра на музыкальных инструментах

«Во саду ли в огороде…»

  1. Изготовление макета «Лукоморье»
  2. Пушкинская игротека:

«Найди предметы из сказок Пушкина»,

«Превращения князя Гвидона»

  1. Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!»  (с участием родителей)
  2. Изготовление поделок из бросового и природного материала по сказкам А.С.Пушкина.
  3. Выставка иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Родители и дети

Воспитатели

  1. неделя

1. Непосредственно образовательная деятельность

- «Люблю я Пушкина творенья…»

- «Петушок с высокой спицы…» (рисование)

- «Месяц, месяц мой дружок» (аппликация)

- Слушание:

«Бой с коршуном» П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» финальная сцена.

 2.Пушкинская игротека:

«Семейка слов»

«Что сначала, что потом»

  3.Игра-драматизация «Три девицы под окном»

  4.«Встречи у камина» (сказки Пушкина в    живописи, скульптуре, музыке)

        5.Выставка детских рисунков «Добрый мир

           сказок Пушкина»

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Родители

5 неделя

  1. Непосредственно образовательная деятельность

- Игра-викторина «Герои сказок Пушкина в цифрах»

- «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт» (лепка)

- «Золотая рыбка» (конструирование)

- Слушание «Ноктюрн «Грёзы любви» Ф.Лист (третье чудо «Превращение Царевны – Лебеди»)

  1. Игра- фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»
  2. Пушкинская игротека:

«Волшебный телевизор»

«Кто на чём едет?»

  1. Конкурс чтецов « У лукоморья дуб зелёный…»
  2. Вечерние посиделки «Мои любимые сказки А.С.Пушкина»

____________________________________________

  1. Непосредственно образовательная деятельность

- «Море в поэзии А.С.Пушкина»

- «Кот учёный» (оригами)

- « Царство золотой рыбки» (рисование)

- Слушание песни «Ветер по морю гуляет»

музыка Г.Струве, слова А.С.Пушкина

  1. Рассматривание иллюстраций изображений А.С.Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники)
  2. Речевая подвижная игра «Шмель»
  3. Пушкинская игротека:

«Скажи наоборот»

«Кого не стало?»

  1. Досуг с участием родителей «Читайте Пушкина, друзья!»

____________________________________________

  1. Непосредственно образовательная деятельность

- «Сказки А.С.Пушкина в рисунках И.Я.Билибина»

- «Кораблик» (работа с тканью)

- «Коллаж «Герои сказок Пушкина» (аппликация)

- Слушание «Сказка о золотом петушке» (аудиозапись)

  1. Игра-драматизация «Свет мой, зеркальце, скажи»
  2. Практическая мастерская «Мода пушкинских времён» (книжка-самоделка)
  3. «Пушкинский день  России»

«Воспитание сказками Пушкина»

(информационно-поэтическая папка)

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

                     

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

_______________

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Родители

Воспитатели

6 неделя

_________

7 неделя

8 неделя

                                   Продукт  проектной деятельности:

  1. Выставка детского творчества «С волшебной кисточкой по сказкам А.С. Пушкина».
  2. Фотовыставка «А.С.Пушкин – великий русский поэт»
  3. Развлечение  «Сказочная Пушкинская страна»

Итог проектной деятельности:

Воспитанники старшей  группы  познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с его сказками «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке». Все дети  участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. Родители большинства детей принимали активное участие в реализации проекта: приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта, шили костюмы для выступления.

Перспектива дальнейшей реализации проекта:

•Организация детско-родительского собрания по теме «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина;

•Создание виртуального музея А.С. Пушкина.      

                                     

Список   литературы:

  1. П.И. Бартенев    О Пушкине Издательство: Советская Россия, 1992г
  2. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской  народной культуры». СПб, 1997
  3. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой». М., Сфера,1998
  4. А.С. Пушкин   Сказки Серия: Золотая коллекция детства

Издательство: Махаон, 2007г

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» №1-1999г
  2. Интернет-ресурсы:

http://www.detsad.ru

http://www.rusedu.ru

http://www.vlivkor.ru

Подборка загадок по сказкам Пушкинаhttp://www.n71.ru/files/11487/rybak.jpg

Кто сказки Пушкина читает,

Загадки быстро отгадает.

1. У царицы злой-презлой

Собеседник непростой.

Неживой, но говорящий,

Скажет правду настоящую.

2. Чуть опасность затаится - 

Верный страж на тонкой спице

Шевельнѐтся, встрепенѐтся,

К той сторонке обернѐтся.http://bookz.ru/authors/pu6kin-aleksandr/vse-lu46_757/i_026.jpg

3. Рыбка непростая 

Чешуей сверкает.

Плавает, ныряет.

Желанья исполняет.

4. Живет батрак в поповом доме,http://s002.radikal.ru/i198/1103/48/16eb18a7778c.jpg

Спит обычно на соломе.

Полбу ест за четверых,

Работает за семерых.

5. Звездочѐт царю Дадону 

Петушка поднѐс с поклоном...

-Отвечай-ка, милый друг,

Что потом стерѐг петух?

6. Князь Гвидон по океану http://bk-detstvo.narod.ru/images/Tsarevna_Lebed.gif

Трижды плыл к царю Салтану.

Незамеченным добрался.

А в кого он превращался?

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

« Немного о А.С. Пушкине»

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Детство его прошло в

Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра

Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышлѐного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было три года.

Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня

Арина Родионовна. Которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки.

Он часто просил няню ещѐ и ещѐ повторить их. Садился у еѐ ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка….

Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать. Был очень скор и резок в

движениях.

Когда Саше исполнилось 11 лет. Его привезли учиться в Царское село – это

недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими сверстниками: Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи.

Посмотрите на рисунок: Пушкин читает свои стихи друзьям.

После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень. Послушайте стихотворение «Осень».(Чтение стихотворения) Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками

пером.(Показ иллюстраций)

Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его

именем названы города, улицы, площади, станции метро.

Викторина по сказкам Пушкина.

1. Какие сказки Пушкина вы знаете?

2. Вспомните сказку с самым длинным названием?( Сказка о царе

Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне

Салтановиче и о прекрасной царевнеЛебеди)

3. Отгадайте, из каких сказок эти строки?

1.Ветер, ветер! Ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

2.Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно — золотисто

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь.(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

3.Вот пошел он к синему морю:

Видит,- море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила

«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке)

4. «Ты, бесенок, еще молоденек,

Со мною тягаться слабенек;

Это было б лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата.

Раз-два-три! Догоняй-ка»

Пустились бесенок и зайка:

Бесенок по берегу морскому.

А зайка в лесок до дому. ( Сказка о попе и работнике  Балде)

5. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

« Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки- царя

Родила богатыря» ( Сказка о царе Салтане)

6. Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнѐтся, встрепенѐтся,

К той сторонке обернѐтся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лѐжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)

4.Ответьте на вопросы и назовите сказку.

1.Какого роста родился князь Гвидон? (Аршин, что по старым русским

меркам означало- длина руки от конца пальцев до плеча «Сына бог им дал в

аршин»,«Сказка о царе Салтане»)

2.Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица.

(Говорящее зеркальце, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

3.Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха?

(Тридцать три года «Сказка о рыбаке и рыбке»)

4.Кто подарил царю Дадону золотого петушка.? (Звездочет «Сказка о

золотом петушке)

5. С кем наперегонки бегал бесенок вокруг моря? (С зайкой, « Сказка о попе

и ра ботнике его Балде»)

6.В этой сказке одна сестра стала царицей, другая-ткачихой, а третья-кем? (

Поварихой . Да, царь так и сказал сестрам: Будь одна из вас ткачиха, а

другая-повариха)

7. Как звали собаку семи богатырей? (Соколко )

8.Сколько раз закидывал невод в море старик? (три раза)

9.С чем пришел невод в первый, второй и третий раз? (в первый раз- с тиной,

во второй- с травой морской, в третий- с золотой рыбкой.)

10.Как в сказке море отзывается на жадность старухи? (помутилось,

неспокойно,

почернело, на море черная буря).

11.Как золотая рыбка проучила старуху? (старуха осталась у разбитого

корыта).

12. Какую службу должен был исполнять петушок? (Стеречь границы царя и

подавать сигнал, если вдруг на него нападут враги)

13. Куда хотел закинуть Балда палку, данную бесенком? (за тучу)

14.Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)

15.Князь Гвидон в сказке три раза превращался в насекомых, назовите

каких? (В муху, комара, шмеля).

16. Царевна Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона 3 чуда. Назовите

Эти чудеса?(1-е: Белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки непростые все скорлупки золотые.2-е: В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря.3-е: Лебедь обернулась царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»)

17.К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты. (К

солнцу, месяцу и ветру)

18.Кем хотела стать старуха? (столбовою дворянкой, вольною царицей,

владычицейморскою)

5.Кто и из какой сказки говорит такие слова:

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее? (Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи

богатырях.»)

Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках. (Старуха.Сказка о рыбаке и рыбке).

Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь, там сивая кобыла?

Кобылу подними-ка ты,

Да снеси ее полверсты;

Снесешь кобылу, оброк уж твой;

Не снесешь кобылу, ан будет он мой.(Балда. Сказка о попе и работнике его

Балде

6.Расскажите начало сказок.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Сказка о рыбаке и рыбке.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Сказка о попе и работнике его балде.

Жил-был поп, толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда.

Идет сам не зная куда.

Сказка о царе Салтане.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Сказка о золотом петушке.

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

7.Назовите из какой сказки предметы?

В коробке лежат предметы (Орех, шапка звездочета, яблоко, рыбка, месяц,

зеркало)

В какую сказку мы попали?

Посмотрите: ель стоит,

А под ней орех лежит.

А орешек не простой,

С золотою скорлупой,

В какую сказку мы попали.( Сказка о царе Салтане)

Зачем князь Гвидон обернулся комаром? Куда он полетел? Кого хотел

повидать?

Как случилось, что царица и ее сын оказались на волшебном острове? Кто

Обманывал царя Салтана? Кто рассказал царю Салтану о чудесном острове Гвидона? О каких чудесах рассказали царю купцы?

Зеркало волшебное на столе лежит,

С ним его хозяйка сердито говорит.

В какую сказку мы попали? (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)

Как случилось, что царевна оказалась одна в лесу? Кто приютил царевну в

своем тереме? Как жилось царевне у богатырей? Как царица хотела погубить царевну? Кто отправился на поиски царевны? У кого царевич Елисей просил помощи? Кто сказал царевичу , где находится царевна? Как царевич разбудил царевну?

Вышли мы на берег моря,

Ходят волны на просторе,

Рыбка в море уплывает,

Только хвостиком виляет.

В какую сказку мы попали? ( Сказка о рыбаке и рыбке)

Что произошло, когда старик рассказал старухе о своем улове? Что сказала

старуха? Чем закончилась сказка?

Загадки по сказкам А.С.Пушкина в алфавитном порядке

А

Если сказку мы эту знаем,

То почешем в раздумьях лоб:

На что же, Балду нанимая,

Надеялся хитрый поп?

авось

Б

Что за зверь в хустальном доме

Князю прибыль создает,

―Во саду ли, в огороде...‖-

Звонко песенку поет?

белка

Пушки с пристани палят,

Всем сейчас сказать велят,

Как зовется этот остров,

Где живется сказкам просто?

Буян

В

Людмила - дочь его меньшая.

И зять - Руслан теперь в почете.

А вы же, имя князя зная,

Его сейчас же назовете...

Владимир

Он невидим и могуч,

Он гоняет стаи туч,

Он гуляет на просторе,

Кораблям - подспорье в море.

ветер

Г

Волшебство случилось тайное:

О

стров был необитаемым,

А теперь... Ответьте просто вы,

Что построено на острове?

город

В день, когда в своей столице

Сын Салтана княжить стал,

С разрешения Царицы

Сам себе он имя дал.

Гвидон

Д

Стало мало ей корыта.

И избы уже ей мало.

Ну-ка, быстро подскажите,

Кем затем старуха стала?

дворянка

А кому, скажи, дружок,

Громко-громко петушок

Все кричал: ―Ки-ки-ри-ку!

Царствуй, лежа на боку!‖?

Дадону

Е

Дочка царская живет

У семи богатырей.

А кого царевна ждет?

Вспоминайте поскорей!

Елисея

Перед княжеским дворцом

Есть у белки дивный дом,

А над ним не первый год

Что за дерево растет?

ель

Ж

Что с царем накладно вздорить,

Вряд ли кто теперь поспорит.

Чем, скажите, царь Дадон

Мудреца дух вышеб вон?

жезл

Королевич Елисей

Долго шел к любви своей.

Кем являлся сей герой

Для царевны молодой?

жених

З

У царя жена вторая,

Дни беспутно коротая,

Говорила по-секрету

С этим маленьким предметом.

зеркальце

Тридцать три года - такие дела -

Старуха у моря все пряжу пряла.

А дед неудачной рыблакою жил.

Что за жилье у них было, скажи?

землянка

И

Час любви пришел к Гвидону.

Лебедь тоже полюбила.

Вспоминайте, чем влюбленных

Тут же мать благословила?

икона

Вряд ли может зуб простой

Грызть орешек золотой.

Ай да сказочный орех!

Что ж внутри орехов тех?

изумруды

К

Сказка - ложь! Да в ней намек,

Лютой жадности упрек.

В то старуха слезы льет,

В чем стирать нельзя белье.

Корыто

Черномор хоть бородат,

Все же ростом не богат.

Всех людей такого роста

Называют очень просто.

карлик

Л

Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

Лукоморье

Венки влюбленным он свивает,

Лампады ночью зажигает.

Он - бог языческой любви.

Его ты вспомни, назови.

Лель

М

Круглолицый, светлоокий,

Светит он во тьме глубокой.

Назови скорей, дружок,

Позолоченный рожок!

месяц

Лебедь всей волшебной силой

В раз второй оборотила

Князь-Гвидона в нам знакомое

Столь простое насекомое.

комар

Н

Эта ведьма - старуха злая.

Колдовством себя изменяет:

То змеею влетит в окошко,

То вдруг явится черной кошкой.

Наина

Много лет старик рыбачил.

Часто был он без удачи.

Вы ли вспомнить не могли бы,

С чем ходил ловить он рыбу?

невод

О

В сказке попу обязались черти

Что-то платить до поповой смерти.

За тем и пошел к ним Балда, не споря,

Чтоб с полным мешком возвратиться вскоре.

оброк

П

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

петушок

Р

Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?

рыбка

С

Возле терема лесного,

Не пуская к дому злого,

Он усердно службу нес.

Как же звался этот пес?

Соколко

Т

Сбылась трех сестер мечта.

Кем, скажите, стала та,

Что мечтала лишь одна

Выткать море полотна?

ткачиха

У

Увенчалась сказка пиром.

Угощали медом, пивом.

В рот ни капли не попало,

Все по ним лишь и стекало.

усы

Ф

На свадьбе у Руслана и Людмилы

Средь витязей названных тоже был он.

Криклив на пире да в застолье,

Но подл и слаб как воин в поле.

Фарл

                                Речевая подвижная игра

                                              «ШМЕЛЬ»

Дети образуют на ковре круг. Воспитатель включает запись темы «Полёт шмеля».

                   Тут князь очень уменьшился,               (Дети приседают)

                   Шмелём он оборотился.                         (Дети выполняют мелкие взмахи руками, жужжат)

                    Полетел и зажужжал.                             (Бегут на носочках, взмахивая руками)

                   Судно на море догнал.

                    Потихоньку опустился.                          (Дети приседают.)

                    На корму -  и в щель забился.            

                                   Развивающие игры

«СКАЖИ  НАОБОРОТ»

          Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.

Игра с мячом.

- Старик добрый, а старуха … (злая)

- Старуха строптивая, а старик… (покорный)

- Сначала море спокойное, а потом… (бурное)

- Землянка была старая, а терем… (новый)

- Одежда у старика была бедной, а боярыни… (богатой)

- Землянка была низкой, а терем… (высоким)

«СЕМЕЙКА  СЛОВ»

          Цель: обогащение экспрессивной речи однокоренными словами, совершенствование навыков словообразования.

Игра с мячом.

Воспитатель: Мы попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка.

- Как назвать очень большую рыбу? (рыбища)

- Как называют пирог с рыбой7 (рыбник)

- Как называется процесс ловли рыбы? (рыбалка)

- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов)

- А по-другому? (рыбак)

- Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? (рыбачка)

- Что делал старик на море? (рыбачил)

- Как называют суп из рыбы? (рыбный)

«КОГО  НЕ  СТАЛ?»

Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, памяти.

На наборном полотне изображения сказочных персонажей.

Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою.

- Кого не стало?

«КТО  СКОРЕЕ?»

    Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.

Дети достают картинки из мешочка и называют, к какому произведению Пушкина они подходят.

- Рассмотрите картинки и назовите, к какому произведению Пушкина они подходят.

фон.jpg

                               

3640.jpg

                                       

                                      Развлечение

                  «Сказочная  Пушкинская страна»

            (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: закрепить знания детей о творчестве и содержании сказок  А.С.Пушкина. Воспитывать  любовь и интерес к  сказкам А.С.Пушкина.

Оборудование: Дуб из картона; три прялки из дерева; лавка; сеть с водорослями; трон; корыто; меч; лук из ветки; палатка,  оформленная под шатёр; книги А.С.Пушкина «Сказки» на каждого ребенка.

Реквизиты для игры: ларец с предметами: орешки, яблоко, зеркальце, невод, верёвка, шест для петушка, бочка. Верёвка для игры «Рыбаки и рыбки».

                                               Ход развлечения:

Звучит вальс Свиридова «Метель».

В празднично оформленный зал дети входят парами.

Ведущий:   Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдёт,

                     О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.

                     Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.

                     И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас.

(Из-за кулис раздаётся мяуканье.)

Ведущий: Ой, кто это? Кто-то принёс кошку? Где это?

Кот: Ну, это же я, кот учёный. (Выходит из-за кулис)

Ведущий: Как же вы сюда попали, уважаемый Кот?

Кот: Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Ведь я пушкинский кот, по золотой цепи гуляю. У меня есть учёная степень. А вы что-нибудь знаете про меня?

Ведущий: Конечно,  знаем. И сейчас мы тебе это докажем. Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте.

Игра «Доскажи словечко»

У лукоморья дуб …(зелёный),

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот …(учёный),

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо - песнь заводит,

Налево -  ….(сказку говорит).

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях …(сидит).

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных …(зверей),

Избушка – там  на курьих ножках

Стоит без окон….(без дверей).

Кот: Молодцы, как я люблю умных детей. А что такое ЛУКОМОРЬЕ? Что у моря лук растёт?

Ведущий: При чём тут лук? Ребята, объясните, уважаемому Коту, что такое ЛУКОМОРЬЕ?

Ребенок (держит лук из ветки): Вот это лук, из которого стреляют. Он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли ЛУКА. Поэтому ЛУКОМОРЬЕ – это изогнутый как лук морской берег.

Кот: Правильно! Молодец! В наших учёных кругах считают: Лукоморье не что иное, как сказочный остров Буян.

Ведущий: Остров Буян лежит посреди моря-океана. Он волшебный, поэтому там всегда происходят чудеса.

Ребёнок:  За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(звучит музыка из пьесы «Лебедь» К.Сен-Санса)

Царевна-Лебедь выходит, танцуя.

Царевна Лебедь: Здравствуйте, красные девицы и добрые молодцы.

Ведущий: Дети, а вы знаете, из какой сказки к нам пришла эта гостья?

Дети: Это Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе  Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

Царевна Лебедь: Молодцы,  ребята, правильно назвали мою сказку.

У меня есть сказочный ларец (показывает)

В нём вещей не перечесть

Поспешите угадать,

Что в нём и откуда.

(В ларце лежат: орешки, яблоко, зеркало, верёвка, невод, бочка, шест для петушка)

Игра «Угадай, из какой сказки предмет?»

Дети угадывают, из какой сказки этот предмет.

Ведущий: Просим всех глаза закрыть. Посидите тихо, тихо. Раз, два, три сказка в гости  к нам приди.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком…

(На сцену выходят три девочки, садятся за прялки, звучит русская народная песня «Прялица» в исполнении ансамбля «Берёзка». Девочки имитируют процесс прядения.)

Первая девочка:  Кабы я была царица, -

                                 Говорит одна девица,

                                То на весь крещёный мир

                                 Приготовила б я пир.

Вторая девочка:    Кабы я была царица,-

                                Говорит её сестрица,

                                То на весь бы мир одна

                                 Наткала я полотна.

Третья девочка:    Кабы я была царица,-

                               Третья молвила сестрица,

                               Я б для батюшки-царя

                               Родила богатыря.

Ведущий: Только вымолвить успела,

                    Дверь тихонько заскрипела,

                    И в светлицу входит царь,

          Стороны той государь,

                    Во все время разговора

                    Он стоял позадь забора,

                    Речь последней по всему

                    Полюбилася ему.

Царь:  Здравствуй, красная девица…

Ведущий:  Говорит он:

Царь:   Будь царица

              И роди богатыря

              Мне к исходу сентября.

              Вы ж, голубушки-сестрицы,

              Выбирайтесь из светлицы.

              Поезжайте вслед за мной,

             Вслед за мной и за сестрой:

             Будь одна из вас ткачиха,

             А другая повариха.

Ведущий:  Царь не долго собирался:

                     В тот же вечер обвенчался.

(Царь с будущей царевной идут гордо первой парой, а две девицы за ними, плача и причитая. Дети садятся на места.)

Ведущий:  А какое ещё чудо есть в этой сказке?

Ребенок:   Белка там живёт ручная,

                   Да кудесница какая!

                   Белка песенки поёт

                   Да орешки всё грызёт,

                   А орешки не простые,

                   Все скорлупки золотые,

                   Ядра – чистый изумруд…

(На сцену выходят дети.)

Хоровод русской народной песни «Во саду ли в огороде…»

Царевна Лебедь: Ребята, а давайте позовём другую сказку.

Дети: (руками изображают море)  Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три….Новая сказка, к нам в гости приди!

(На лавку садятся  старик и старуха. Старуха начинает прясть пряжу, а старик по ходу рассказывания идёт к импровизированному морю и забрасывает сеть.)

Ведущий:  Жили-были старик со старухой, у самого синего моря,

                    Жили-были в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года.

                    Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.

                    Раз он в море закинул невод, - пришёл невод с одной тиной,

                    Он в другой раз закинул невод, - пришёл невод, - с травою морскою,

                    В третий раз закинул невод, - пришёл невод с одною рыбкой,

                   С непростою – золотою.

                   Как взмолится золотая рыбка:

Золотая рыбка:  Отпусти ты, старче, меня в море.

                                Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Старик:   Бог с тобою, золотая рыбка!

                  Твоего мне откупа не надо;

                   Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе.

Ведущий:  Воротился старик ко старухе,

                    Рассказал ей великое чудо.

                    Старика старуха забранила.

Старуха:   Дурачина ты, простофиля!

                    Не умел ты взять выкупа с рыбки!

                    Хоть бы взял ты с неё корыто,

                    Наше-то совсем раскололось.

Ведущий:  Вот пошёл он к синему морю.

                    Видит – море слегка разгулялось.

                    Стал он кликать золотую рыбку.

                    Приплыла к нему рыбка и спросила:

Золотая рыбка:   Чего тебе надобно, старче?

Ведущий:  Ей с поклоном старик  отвечает:

Старик:  Смилуйся, государыня рыбка,

                  Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою,

Надобно ей новое корыто,

Наше-то совсем раскололось.

Ведущий:  Отвечает золотая рыбка:

Золотая рыбка:  Не печалься, ступай себе с богом,

                               Будет  вам новое корыто.

Ведущий:   Несколько раз он обращался с просьбами, и рыбка всё выполняла. Но вот однажды старик к старухе воротился. Что же? Перед ним царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом сидит она царицей… Как увидел старик, - испугался! В ноги он старухе поклонился.

Старик:  Здравствуй, грозная царица!

                  Ну, теперь твоя душенька довольна?

Старуха  (капризно):  Воротись, поклонись рыбке.

                                        Не хочу быть вольною царицей,

                                        Хочу быть владычицей морскою…

Танец «Золотая рыбка»

(Танцевальный этюд «Танец золотой рыбки» музыка К.Сен-Санс)

Золотая рыбка:  Вы узнали мою сказку?

Дети:  «Сказка о рыбаке и рыбке»

Золотая рыбка: Правильно, ребята. А у вас есть желания? Я могу исполнить любое ваше желание.

Ведущий:  У наших ребят одно только желание – поиграть.

Золотая рыбка:  Ваше желанье исполню я, дети.

Игра «Рыбаки и рыбки»

(Выбираются двое детей – рыбаки. Они ловят рыболовной сетью детей-рыбок.)

Ведущий:  А наши чудеса продолжаются

                     Негде, в тридевятом царстве,

                     В тридесятом государстве,

          Жил-был славный царь Дадон.

                     Смолоду был грозен он.

Дадон:  И соседям то и дело

               Наносил обиды смело.

Ведущий:  Но под старость захотел

                    Отдохнуть от ратных дел.

                    И покой себе устроить.

                    Тут соседи беспокоить

                    Стали старого царя,

                    Страшный вред ему творя…

Дадон:  Что за жизнь в такой тревоге!

Ведущий:  Вот он с просьбой о помоге обратился к мудрецу, Звездочёту и скопцу.

(Выходит мудрец.)

Дадон:  Помоги, мудрец!

Ведущий:  Вот мудрец перед Дадоном

                    Стал и вынул из мешка

                    Золотого петушка.

(Появляется мальчик – петушок.)

Мудрец:  Посади ты эту птицу,-

                  Вон на ту большую спицу;

                  Петушок мой золотой

                  Будет верный сторож твой.

(Мальчик-петушок бодрым шагом, высоко поднимая ноги, идёт к стулу, встаёт на него.

Ведущий: Петушок с высокой спицы

                   Стал стеречь его границы.

Петушок:  Кири ку-ку, ку-ку-ку!

                     Царствуй, лёжа на боку.

Ведущий:  Год, другой проходит мирно,

                    Петушок сидит все смирно.

          Но однажды на них напали.

                   Царь к востоку войско шлёт,

                   Старший сын его ведёт. Нет ответа.

                   Царь к востоку войско шлёт,

                   Младший сын его ведёт. Нет ответа.

                   И, наконец, надевает шлем, берёт меч и идёт воевать сам.

                   И промеж высоких гор

                   Видит шелковый шатёр

                   Появилася девица, шамаханская  царица.

(Выходят восточные красавицы, танцуют «Восточный танец»)

Ведущий:  Целую неделю праздновал Дадон, а потом по дороге домой встретил мудреца.

Дадон:  А, здорово, мой отец!

Мудрец: Царь, разочтёмся, наконец.

                Подари ты мне девицу,

                Шамаханскую царицу.

Дадон:    Нет. Попроси ты у меня хоть казну, хоть чин боярский,

                 Хоть коня с конюшни царской, хоть полцарства моего.

Мудрец:  Не хочу я ничего!

                  Подари ты мне девицу, шамаханскую царицу.

Дадон:    Нет. Ничего ты не получишь,

                 Сам себя ты, грешник, мучишь;

                 Убирайся, цел пока;

                 Оттащите старика.

Ведущий:  Петушок спорхнул со спицы,

                    К колеснице полетел

                    И царю на темя сел,

                    Встрепенулся , клюнул в темя

                    С колесницы пал Дадон –

                    Охнул раз, - и умер он.  (Дадон падает на пол.)

Мудрец, Петушок, Дадон (хором):

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок!

Царевна Лебедь:  Узнали, какая это была сказка?

Дети:  «Сказка о золотом петушке».

Царевна Лебедь: Вижу, вы знаете и любите сказки А.С.Пушкина.

Кот: А я ребята, вам хочу подарить на память о нашей встрече книги А.С.Пушкина.

(Кот и Царевна Лебедь прощаются с детьми и уходят)

Ведущий:  Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.

                    В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.

                    Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,

                     Но все Пушкинское это – наше вечное начало.

                     Спасибо всем за участие!

           

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сказок в развитии детей старшего дошкольного возраста

Интерактивная игра "Волшебный мир сказок"Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека сказок для инсценировки детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность....

картотека сказок по экологии для старшего дошкольного возраста.

Картотека сказок по экологии; мнемотаблицы по ознакомлению с окружающим миром; календарь природы....

Познавательно-творческий проект на тему: «Зимушка-зима» для детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: познавательно – творческий.Вид проекта: групповой.Продолжительность проекта: среднесрочный - месяц (декабрь 2019г).Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.Акту...

Познавательно-творческий проект на тему: «Светлая Пасха» для детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: краткосрочный.Вид проекта: групповой.Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели и родители.Цель проекта: познакомить...

Роль чтения сказок в развитии детей старшего дошкольного возраста.

С самого раннего возраста в жизнь человека приходит сказка. Невозможно переоценить ее роль в развитии ребенка. Сказка зачастую является одним из первых шагов в социально-коммуникативном, эстетическом,...

Познавательно творческий проект на тему: « Масленица!» ( для младшего и среднего дошкольного возраста)

Актуальность: Тема проекта «Масленица – объедуха.» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный...