Роль художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников
статья

Сумзина Татьяна Сергевна

Художественно- эстетическое воспитание дошкольников это – организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает. Проблема художественно‐эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы рассматривают эстетическое воспитание дошкольника, как одно из необходимых условий развития личности ребенка. Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Искусство, художественное постижение действительности, во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческого способа существования в мире. Только в искусстве дети, начиная уже с дошкольного возраста, бывают способны к полноценному творчеству. Занятия искусством, художественным творчеством снимают перегрузки дошкольников, полезны для здоровья, улучшают общее развитие. Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.В дошкольном учреждении встреча детей с произведениями искусства происходит в основном в процессе образовательной деятельности художественного цикла (развитие речи, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы художественного цикла, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. В ДОО преподают не искусство: не литературу музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания дошкольников, объединяющие в себе элементы собственного искусства, науки о нем и навыки практической деятельности. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе – литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самых художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Художественно творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей начиная уже с дошкольного возраста. Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игривой ситуацией, наглядностью). Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной, художественной культуре, заложить ее основы. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться в нем и стараться сохранить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_hudozhestvenno.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников.

Художественно- эстетическое воспитание дошкольников это – организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает. Проблема художественноэстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы рассматривают эстетическое воспитание дошкольника, как одно из необходимых условий развития личности ребенка. Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Искусство, художественное постижение действительности, во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческого способа существования в мире. Только в искусстве дети, начиная уже с дошкольного возраста, бывают способны к полноценному творчеству. Занятия искусством, художественным творчеством снимают перегрузки дошкольников, полезны для здоровья, улучшают общее развитие. Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.

В дошкольном учреждении встреча детей с произведениями искусства происходит в основном в процессе образовательной деятельности художественного цикла (развитие речи, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы художественного цикла, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. В ДОО преподают не искусство: не литературу музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания дошкольников, объединяющие в себе элементы собственного искусства, науки о нем и навыки практической деятельности. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе – литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самых художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Художественно творческая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей начиная уже с дошкольного возраста. Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игривой ситуацией, наглядностью). Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной, художественной культуре, заложить ее основы. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться в нем и стараться сохранить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В РАМКАХ ФГОС

В статье говорится,  какую роль играет художественно-эстетическое воспитание на развитие гармоничной личности ребенка.  Благодаря искусству ребенок становится физически, нравственно и психич...

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие дошкольников Тема: «Путешествие колобков».

Тема: «Путешествие колобков». Возрастная группа:1 младшая группа, дети 2-3 лет. Форма НОД: занятие Форма организации: групповая. Учебно-методический  комплект: Про...

Эссе «Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников».

Дошкольный возраст -  особенный возраст для эстетического воспитания....

Эссе "Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников"

Материал для выступления на педсовете, методическом объединении педагогов...

Эссе воспитателя «Роль художественно-эстетического воспитания для дошкольников»

Известно, что чем раньше формируется интерес ребенка к искусству, тем он более устойчив. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Чт...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль художественно-эстетического развития в нравственном воспитании дошкольников"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"Роль художественно- эстетического развития в нравственном воспитании дошкольников"...

конс дошкольников"ультация для родителей"Роль художественно-эстетического развития в нравственном воспитании

консультация для родителей"Роль художественно-эстетического развития в нравственном воспитании дошкольников"...