Мнемотехнологии, как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся.
статья (младшая группа) на тему

Бандурко Маргарита Леонидовна

Мнемотехнологии, как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенции обучающихся.

Мнемотехника- в переводе с греческого – «Искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа. сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

На сегодняшний день-образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста-явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

·        Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение.

·        Бедность речи, недостаточный словарный запас.

·        Употребление нелитературных слов и выражений.

·        Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

·        Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

·        Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

·        Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

·        Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников- очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?  Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

ЗАДАЧИ:

·        Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.

·        Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

·        развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

·        Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического характера и др.

·        Обучать детей правильному звукопроизношению.Знакомить с буквами.

·        Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

·        Мнемоквадраты-символическое или образное изображение одного предмета или действия(строка стихотворения, первые строки сказки…)

·        Мнемодорожки-последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.

·        Мнемотаблицы- это схема, в которую заложена определённая информация.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, ягодка-красная. Позже- усложнять или заменять другой заставкой- изобразить персонаж в графическом виде. Например: лиса-состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь- большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Как применять мнемотехнику в детском саду.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами- понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки-это несколько картинок 4-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трёх этапов.

1 этап- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап-Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап-После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших-дети должны уметь самостоятельно.

Где можно использовать мнемосхемы

·        Пересказ художественной литературы

·        Заучивание стихов

·        Обогащение словарного запаса

·        Обучение составлению рассказов

·        Отгадывание и загадывание загадок.

·        Ознакомление с миром природы и т.д

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук…

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников."

Сюжетно-ролевая игра - как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников.Подробное описание,цели и задачи сюжетно-ролевых игр используемых по программе в ДОУ....

Сравнительный анализ формирования языковой и коммуникативной компетенции у дошкольников с речевыми нарушениями

В данной статье дан сравнительный анализ формирования языковой и  коммуникативной компетентности дошкольников...

Детское экспериментирование как средство развития познавательных и коммуникативных способностей. .

Консультация знакомит родителей дошкольников с детским экспериментированием как средством развития познавательных и коммуникативных способностей....

«Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание»

Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание....

Доклад "Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание"

Доклад сделан на основе проекта "С чего начинается Родина" для детей старшего дошкольного возраста...

«Формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание»

Развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста через патриотическое воспитание....

Детская журналистика, как средство формирования познавательной, речевой, коммуникативной деятельности детей подготовительной к школе группы.

В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на фо...