Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Шостак Инна Эдуардовна

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальном конкурсе педагогического мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shostak_inna_eduardovna.docx28.22 КБ
Файл ekolog._tropa.pptx387.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Шостак Инна Эдуардовна

                                          Конкурс «Педагог года – 2014»

                                                   МАСТЕР – КЛАСС

Тема:  «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или

            «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, уважаемые члены жюри!

                 О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

                 Я рада видеть вас на нашей встрече.

                 А сейчас мне нужны помощники (4-5 человек). Замечательно!

                 Для начала я предлагаю Вам стать ближе друг к другу.

                         

                                         Игра «Близкие люди»

Под веселую музыку играющие врассыпную двигаются по залу, танцуют.

Ведущий хлопает в ладоши – играющие здороваются за руку друг с другом (все со всеми).

Музыка.

Ведущий звенит в колокольчик (бубен) – играющие гладят друг друга по плечу.

Музыка.

Ведущий свистит в свисток – играющие трутся спинами друг с другом.

Педагог: Ну как? Вам стало теплее, веселее, комфортнее. А сейчас, пожалуйста, присядьте на свои рабочие места - за стол.

На столе ватман, фломастеры, листы бумаги, ножницы, тарелочки, клей-карандаш. ручки.

1.Знакомство с темой работы:

     Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования 21 века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Дети постоянно соприкасаются с природой. Такие встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.

     Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.

   Знакомство дошкольников с экологическими знаниями, с природой я осуществляю в рамках проектного метода.

Значение проектного метода:

     Проектный метод входит в современную жизнь как требование времени, ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.

Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и

     Значение проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников

Проектное обучение способствует:

  • повышению личной уверенности ребенка;
  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
  • развивает у детей исследовательские умения;
  • вовлекает в воспитательно-образовательный процесс всех его участников: детей, педагогов и родителей.

2.  Проблема: как можно в наших условиях (на территориях наших детских садов) грамотно с пользой для детей оформить участки детских садов и разнообразить деятельность детей на прогулке?

Одним из видов экологической работы является деятельность детей на экологической тропе. Разработки экологической тропы в литературе встречаются часто. Это является хорошим методом организации деятельности детей на прогулке и помогает продуманно, с пользой оформить территорию  ДОУ.

Тема встречи: Я хочу предложить вашему вниманию знакомство с экологической тропой, ее организацией, созданием паспорта экологической тропы.

3. Презентация «Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения».

- Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.

- Основные задачи  экологической тропы:

1. формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;

2. развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;

3. формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить систему экологического мышления, познания, основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

- Функции экологической тропы.

В ДОУ экологические тропинки, как назвала их Наталья Александровна Рыжова, выполняют:

  • познавательную,
  • развивающую,
  • эстетическую,
  • оздоровительную функции.

- Можно выделить 3 основных типа экологических тропинок:

  1. на территории ДОУ,
  2. в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер),
  3. в здании ДОУ.

- Занятия на экологической тропе.

Система занятий на экологической тропе составляется в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках программы, которую реализует ДОУ («Детство», «От рождения до школы» и т.д.) и дополнительной программы конкретно по экологическому воспитанию («Мы» (Азбука экологии) Н.Н. Кондратьевой, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой и т.д.).

Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы, как части целостной программы или проекта работы на экологической тропе.

Занятия на экологической тропе проводятся в течение года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей может составлять от 15 до 30 минут.

- Основные критерии выбора маршрута  и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.д.

Взаимодействие человека с природой (положительное и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории ДОУ, скворечников.

- Формы работы на экологической тропинке (тропе):

  1. ролевые и имитационные экологические игры,
  2. систематические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы,
  3. проведение экологических опытов,
  4. экологические практикумы,
  5. ситуации эстетического восприятия природы,
  6. продуктивная и художественная деятельность (по сезону и по погоде).

Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (Дядюшка АУ, Незнайка, Старичок Лесовичок, Пес Барбос, Почтальон Печкин). Дядюшка АУ и Старичок Лесовичок – лучшие друзья и помощники ребят в решении экологических проблем.

- Этапы создания и оформления экологической тропы:

  1. детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  2. составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (нарисовать в кружочке бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от объекта к объекту);
  3. выбор с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, приглашать их в гости;
  4. фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта экологической тропы);
  5. изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
  6. составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.

Кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?

4.Работа с педагогами (за столом): листы бумаги А-3, фломастеры, картинки, клей-карандаш, ножницы.

Я предлагаю вам, моим помощникам, разработать мини-маршрут экологической тропы на участке одного из детских. Выберите, пожалуйста, один из детских садов.

Ваша задача: разработать маршрут экологической тропы и паспорт объкетов на тропе для детей старшего дошкольного возраста на территории детского сада, который вы выбрали, опираясь на информацию, которую вы узнали. Возьмите 3-4 объекта для начала.

Материал для описания: научные данные, стихотворения, загадки о растениях, животных, насекомых, пословицы, поговорки.

Не забудьте выбрать хозяина вашей тропы.

Как у вас замечательно получилось! Вам пригодились все ваши знания окружающего мира, знание художественных произведений…

5.Вопросы к педагогам: 

  1. Уважаемы педагоги, как вы думаете, кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?
  2. Как вы считаете, надо ли посещать сразу все точки тропинки?

6.Заключительная часть.

Вывод: Я надеюсь, что наша встреча вам понравилась и оказалась полезной для вашей работы.

Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов:

  1. это позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления детей на свежем воздухе;
  2. один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени в зависимости от поставленных задач, т.е. при этом присутствует элемент незаконченности, который является одним из стимулов детской познавательной деятельности. Детям всегда хочется узнать, а что же было дальше (как в сказках);
  3. это дает возможность получать знания об объекте в разные сезоны года;
  4. на тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии;
  5. здесь присутствует интегрированный подход: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Так мир не дано, никому сохранить!...

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

                             Спасибо за ваше участие и за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей» с. Горки, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ «Знакомьтесь, экологическая тропа!» Выполнила: Шостак Инна Эдуардовна воспитатель детского сада «Северяночка»

Слайд 2

Определение экологической тропы Экологическая тропа – специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. д.) информацию об этих объектах.

Слайд 3

Определение экологической тропы в дошкольном воспитании Экологическая тропа - это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории), на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа – ведущее средство формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира.

Слайд 5

Основные задачи экологической тропы Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам. 2. Развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.

Слайд 6

3. Заложить систему экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе (умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические рассуждения). 4. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных.

Слайд 7

Функции экологической тропы Познавательная Развивающая Оздоровительная Эстетическая Основные типы экологической тропы На территории ДОУ В природных или приближенных к ним условиях В здании ДОУ

Слайд 8

Этапы создания и оформления экологической тропы 1. Детальное обследование территории и более интересных объектов. 2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута тропинки и всех ее объектов (кружочки с цифрами или рисунки-символы). 3. Выбор «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. 4. Создание паспорта экологической тропы - фотографирование объектов и описание всех точек по схеме. 5. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек., природоохранных знаков. 6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.

Слайд 9

Ценность работы на экологической тропе Позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления на свежем воздухе. Один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени (зависит от поставленных задач). В занятии присутствует элемент незаконченности. Дает возможность получать знания об объекте в разные сезоны года.

Слайд 10

4 . Можно осуществлять разные виды деятельности (наблюдения. Игры, театрализованные занятия, решение проблемных ситуаций, экскурсии). 5. Выражен интегрированный подход ( связь экологического воспитания с Музыкой, художественной деятельностью, конструированием, театрализованной деятельностью, подвижными, дидактическими, сюжетно-ролевыми играми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг по экологическому воспитанию. «Экологическая тропа».

Расширять знание детей о растениях, формировать бережное отношение к ним, дать представление о пасадке деревьев....

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме "Экологическое воспитание – экологическая тропинка в детском саду"....

Экологический долгосрочный проект «Тропинка в природу»

В данном долгосрочном проекте рассказывается о работе по воспитанию экологической культуры у детей младшего  дошкольного возраста через осознание значимости природы в жизни человека, приобщение и...

Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»

Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность....