Конструкт занятия по окружающему миру "Путешествие в мир книги"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 Ржавина Наталья Ивановна

Цель: развитие у детей познавательных интересов через ознакомление их с историей появления книги, ее назначением и необходимостью в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_reka_vremeni_putesh_v_mir_knigi.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

ДОО:  Детский сад № 5

Группа: подготовительная к школе группа

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: История книги

Вид НОД: Исследование объектов предметного мира. 

Форма НОД: «Путешествие по реке времени»

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская

Учебно-методический комплект: ФГОС ДО, примерная основная образовательная программа «Тропинки», Дыбина «Что было до…»

Формы организации: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства воспитания и обучения: 

Наглядные: полотно обоев, с 6 кругами,  спортивные дуги «тоннель времени»,  большие и маленькие картинки с изображением книг в разные эпохи, заготовки из бересты, бамбуковые палочки по количеству детей, выставка книг в зале.

Мультимедийные: презентация об истории возникновения книги    

Цель: развитие у детей познавательных интересов через ознакомление их с историей появления книги, ее назначением и необходимостью в жизни человека.

Задачи

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,
  2. Воспитывать интерес к историческому прошлому.
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру посредством формирования осознанного отношения к окружающему предметному  миру

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение осуществлять компоненты деятельности: цель, планирование, выбор средств достижения цели, анализ результатов.
  2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация
  3. Развивать инициативность посредством создания ситуаций выбора вида транспорта для путешествия, места и участников совместной деятельности.
  4. Развивать умение анализировать, оценивать свои поступки, чувства, мысли в процессе рефлексии совместной деятельности

Обучающие задачи:

  1. Формировать  представления о временных отношениях на примере появления книг  

Последовательность деятельности  

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1этап

Обсуждение события

Слайд №1

-Дети, мы  с вами  недавно были в библиотеке.

Что такое библиотека? Для чего она нужна?

Обращает внимание детей на экран. Актуализирует знания. Мотивирует  детей  к высказыванию.

Вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями

Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности

2этап

Постановка цели исследования

-Для чего нужны  книги?

- Интересно, а было ли такое время, когда не было книг? Ведь и раньше были   сказки, пословицы, поговорки. Куда  люди записывали их? Что вы об этом знаете?

-Вы хотите  отправиться в прошлое, чтобы узнать, какими были первые книги и из чего их делали? Кто хочет отправиться вместе со мной?

- Как нам попасть  в прошлое?

А на машине времени путешествуют по тоннелю времени.

Как настоящим путешественникам нам понадобится карта, а у нас не простая карта. Она похожа на реку- реку времени.

Педагог создает проблемную ситуацию

Инициирует общее обсуждение

Вовлекает детей в совместное планирование  

Озвучивают знание и жизненный  опыт

Выражают свою заинтересованность

Выбирают вид транспорта

Проявляют интерес и готовность к предстоящей  деятельности.

 

Совместно  с педагогом планируют свою деятельность

Проявляют инициативу при выборе транспорта

3этап

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

-Вот она наша река времени. Она течёт из давних времён  через  наше время  в  будущее. На ней мы будем отмечать свои  остановки, они  обозначены   кругами.    

Это  тоннель  времени,  с  его помощью мы сможем очутиться в прошлом.

-Чтобы тоннель времени открылся, и мы очутились в далёкой старине, надо произнести  какое-нибудь  волшебное заклинание. Вы знаете  такое  заклинание? Можете  придумать  заклинание  сами?

-Заклинание нужно произнести только 3раза

-Ребята, напомните, зачем мы отправляемся  в прошлое? Верно.

Слайд №2. Космическое видео

Итак, нам   нужно произнести  заклинание и  тоннель  времени  откроется.

Слайд №3

-А вот и первая остановка.  Где это мы оказались? По-моему, в древней Мессопотамии. Вам интересно, что мы узнаем здесь? Присаживайтесь.

Слайд №4

По мнению учёных, письменность появилась в древней Мессопотамии.

 -Посмотрите, что же изображено на картинке? 

-В далёкие-далёкие времена, когда ещё не изобрели бумагу, и письменности не было никакой, люди придумывали разные способы передачи информации. Одним из таких способов было письмо в картинках. Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай. Такое письмо-рисунок, называется пиктографией. Давайте мы сейчас попробуем догадаться, о чём рассказывает нам этот древний рисунок. Но так как бумаги в те времена ещё не было, то люди изображали все эти события на каменных плитах. Такие плиты могли храниться очень долго.

-Как вы думаете, легко было людям носить с собой каменные книги?

Итак, все начиналось с каменных книг.  Предлагаю отметить нашу первую остановку на реке времени вот такой картинкой.

-Ну что, хотите узнать, что же было потом?

Слайд №5 Космическое видео

Тогда нужно поторопиться. Тоннель времени открывается снова. Нам пора отправляться  в путь.

Слайд №6

- А вот и вторая остановка. Мы с вами в древней Вавилонии.

Слайд №7

 В древней Вавилонии   книги  стали делать из глины. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные, которые назывались туппум. Они писали на них специальными клинышками. Эта техника называлась – клинопись.

-Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках?  

Предлагаю  отметить  нашу  вторую остановку на реке времени этим обозначением

-Какая по счету будет следующая остановка?

Слайд № 8 Космическое видео

Вот мы и добрались до третьей остановки!

Слайд №9

Где это мы? Это Древний Египет.

- Какие молодцы!

Слайд №10

-Что изображено на картинке?

Древнем Египте писали  книги  на папирусе – похожем на бумагу очень тонком и длинном листе, сделанном из тростника. Папирусы хранили  свёрнутыми  в свиток.

- Ребята, как вы думаете, такие книги были удобнее глиняных и каменных?

-Саша, прикрепи, пожалуйста, картинку на нашей  реке  времени. Вам  интересно, что было дальше? Не устали  путешествовать  во времени? Я предлагаю вам передохнуть  немного.

          Отдых наш – физкультминутка,

          Занимай свои места.

          Раз – присели, два – привстали,

          Руки кверху все подняли.

          Сели, встали, сели, встали,

          Ванькой – «встанькой»  словно стали,

          А потом пустились вскачь

          Будто наш   упругий мяч.

С  новыми силами  мы отправляемся  в путь. Нас ждут новые открытия.

Слайд №11 Космическое видео.

Слайд №12 Мы с вами  в древнем Китае!

Слайд№13

-Что вы видите?

Сначала в  древнем  Китае книги делали из  тонких бамбуковых пластин или круглых палочек  и нанизывали их на бечевку. Потом китайцы  придумали  бумагу, раньше, чем в других странах, и хранили секрет ее изготовления почти пять столетий. Китайцы начали писать свои книги  чернилами   на очень тонкой бумаге с  помощью перьев и кисточек, используя иероглифы.

Сначала  книги  были рукописные, а затем и печатные.

-Кто хочет прикрепить картинку на нашей карте?  

Какая по счету следующая остановка?

Слайд №14 Космическое видео

Надо поспешить, наше время на исходе! Тоннель времени открывается.

Слайд №15

Мы с вами попали в древнюю Русь.

Слайд №16,

- Как вы думаете, на чем писали в древней Руси, когда еще не было бумаги?

-В Древней Руси писали на бересте. А кто из вас знает, что такое береста? Правильно, береста это кора деревьев. Чаще – березы.  Как называлась книга из бересты? (берестяная)

- Для изготовления книг бересту кипятили, cоскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали, придавая нужную форму. Береста становилась мягкой и эластичной. На бересте процарапывались буквы острым железным или костяным стержнем – писалом. 

-Как вы думаете, от какого слова произошло название такого стержня? Правильно, от слова "писать".

-Я предлагаю вам сесть за столы и попробовать палочкой процарапать на бересте слово «книга» Сложно ли писать на бересте? Почему? У вас хорошо получилось? 

Слайд №17

- Позднее, книги начали писать на бумаге, но они были рукописными, а не печатными как сейчас. Как вы думаете, что означает слово «рукописная книга»?  Правильно, потому, что они писались вручную. Их многие месяцы переписывали особые переписчики – писцы. 

Слайд №18

Обложки  у рукописных книг были деревянные, обтянутые кожей или тканью.

-Кто переписывал книги, как назывались такие книги? 

-Требовалось  очень  много  времени, чтобы написать одну книгу вручную.

-Рукописных  книг было мало, и стоили они дорого.

Слайд №19,20

И вот, в 1553 году, в Москве, была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Федоров.

-Что было построено в Москве? Кто стал первым печатать книги?

Отметим нашу остановку на реке времени  вот этими  обозначениями: береста, рукописная книга, книга,  напечатанная на станке.

Нас ждут новые открытия!

Слайд№21 Космическое  видео.

Тоннель времени  открылся. Нам пора  возвращаться в наше время!

Слайд№22

- А вот и последняя остановка! Наше время!

Слайд №23

-Наконец придумали  современные печатные станки, и книги   стали печатать в типографиях.

Слайд№24

Книги стали очень красивыми, в красочных обложках, с  яркими  иллюстрациями. Вы скоро пойдете в школу. И у всех у вас появятся яркие, красочные учебники, напечатанные в типографиях.

-Давайте закрепим картинку на нашей реке  времени.

Вот и закончилось наше путешествие  в прошлое  книги.

Разворачивает бумажную ленту.

Предлагает

способ действия

Вводит ограничения Актуализирует цель

Демонстрирует иллюстрации на слайде:

Предоставляет возможность высказать версии детям:

Проходят

по тоннелю времени 

Предоставляет возможность высказать версии детям 

Демонстрирует иллюстрации на слайде

Предоставляет возможность высказать версии детям

Демонстрирует  иллюстрации на слайде

Продолжает  рассказ с показом иллюстраций.

Показывает  кусок бересты, предлагаю потрогать и рассмотреть.

Рассуждают о том, что видят на  картинках, аргументируют свои высказывания.  

Проявляют инициативу при выборе заклинания,

 Делятся впечатлениями,

 задают вопросы друг другу и воспитателю, договариваются друг с другом, принимают совместное решение.

Произносят заклинание и проходят через тоннель времени

Дети прикрепляют  первую картинку с изображением камня

Проходят через тоннель

Прикрепляют изображение  глиняной дощечки

Прикрепляют изображение  папируса

Прикрепляют изображение  старинной книги

Садятся за столы, выполняют задание.

Прикрепляют  изображение  книги

Прикрепляют  изображение современной книги

Проявляют  интерес к историческому прошлому

 Имеют представление о временных отношениях на примере появления книг  

4этап

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций  на панно «река времени»

На столе лежат  маленькие  картинки с изображением  книг, с которыми дети познакомились, различные по размеру и цвету:

- Ребята, смотрите, а  что это за маленькие картинки на столе? Что на них нарисовано? Это все то, что мы с вами видели, путешествуя во времени.

-  Предлагаю,  все эти картинки  разместить  на нашей  реке времени.  Чтобы нам не запутаться, объединимся в шесть  групп.  Выбирайте: одна из групп  будет размещать  книги  из глиняных дощечек? А ваша что? А третья что? И т.д.

Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли.

- Если вы готовы, можно наклеить свои картинки на «реку времени».

Проверка, трудности

Дети раскладывают предметы на реку времени 

После обсуждения дети приклеивают свои картинки на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».

Проявляют доброжелательное отношение к сверстникам.

Проявляют инициативу в выборе места и участников совместной деятельности.

Классифицируют, сравнивают предметы на картинках.

5этап

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

-Какая река  времени у нас получилась!

Как мне понравилось с вами путешествовать! Наконец-то мы узнали, как появились книги, и из чего их делали.

-Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

- А что было самым интересным?

- Какие трудности вы испытали? Трудно ли вам было выбирать картинки?

- Вы довольны своей работой?

Выражает искреннее восхищение:

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу)

 

Привлекает детей к рассматриванию  реки  времени по истории книги

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства.

Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали

Анализируют, оценивают свои поступки, чувства, мысли в процессе рефлексии, совместной деятельности

6этап

Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

- Теперь мы можем поместить нашу реку времени  в группе. Где мы можем ее поместить?

Предлагает выбрать место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение «реку времени».

Выставляют на всеобщее обозрение свои работу

Проявляют инициативу в выборе места, где будет висеть «река времени»

7 этап

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Мы с вами совершили путешествие прошлое книги, узнали, как выглядели книги раньше. Как вы думаете, какой книга  будет  в  будущем? Можно  ли продолжить  нашу реку времени?

- Я предлагаю  пофантазировать,  и придумать  какие книги появятся в будущем. И сегодня вечером их нарисовать, продолжить нашу реку времени.

-В прошлое, какого предмета вы хотели  бы совершить путешествие в следующий раз?

Актуализирует знания детей

Высказывают свое мнение

Дополняют реку времени своими работами

Проявляют бережное отношение к окружающему предметному миру.  Выполняют задания в соответствие с приобретенным опытом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе "Тигр-редкое животное, занесенное в красную книгу"

муниципальное автономное дошкольное образовательное                 учреждение  «Детский сад №6 «Светля...

Конструкт НОД по окружающему миру во 2 младшей группе

Конструкт Организации образовательной деятельности (Окружающий мир)Чумаченко Лилии Олеговны  Дата: 04.10.2021годГруппа: вторая группа раннего возрастаТема: «Петушок и его семья»О...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "По страницам Красной книги" старшая группа

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста  через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие», &l...

Конструкт занятия «Книжкины именины», посвящённый общероссийской акции «НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ-2024»

В настоящее время современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это...