Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Весна пришла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Асигритова Дарья Анатольевна

Цель: актуализация знаний по образовательной области «Экология».

Задачи:

Образовательные: закреплять умение выполнять звукобуквенный анализ слова,  умение детей делить слова на слоги и определять ударный и безударный гласный звук в слове; формировать умение соотносить  5-ти звуковые слова с заданными звуковыми схемами; закреплять умение устанавливать классификационные отношения между понятиями; формировать интеллектуальные действия, умение сравнивать по существенным признакам, обобщать.

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мышление,

восприятие, речь, фонематический слух, мелкую моторику руки,

умение разгадывать загадки и ребусы эмоциональную отзывчивость детей;

обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать культуру общения у детей, интерес к

весеннему времени года и природе.

Материал. Демонстрационный: иллюстрации весенних признаков. музыкальное сопровождение,4  5-ти звуковые схемы, иллюстрации (трава, капель, ручей, птицы), набор букв для подгрупповой работы, необходимых для составления слов: осень, зима, весна, лето, 3 логические модели. Раздаточный: ребусы, фломастеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_vesna_v_gostyah.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект образовательной деятельности

«Весна пришла»

(для детей старшей группы)

Выполнила:Асигритова Дарья Анатольевна

Цель: актуализация знаний по образовательной области «Экология».

Задачи:

Образовательные: закреплять умение выполнять звукобуквенный анализ слова,  умение детей делить слова на слоги и определять ударный и безударный гласный звук в слове; формировать умение соотносить  5-ти звуковые слова с заданными звуковыми схемами; закреплять умение устанавливать классификационные отношения между понятиями; формировать интеллектуальные действия, умение сравнивать по существенным признакам, обобщать.

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мышление,

восприятие, речь, фонематический слух, мелкую моторику руки,

умение разгадывать загадки и ребусы эмоциональную отзывчивость детей;

обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать культуру общения у детей, интерес к

весеннему времени года и природе.

Материал. Демонстрационный: иллюстрации весенних признаков. музыкальное сопровождение,4  5-ти звуковые схемы, иллюстрации (трава, капель, ручей, птицы), набор букв для подгрупповой работы, необходимых для составления слов: осень, зима, весна, лето, 3 логические модели. Раздаточный: ребусы, фломастеры.

Ход занятия

Этапы,

Виды

работ

Содержание занятия

Примечание

1.

2.

1)

2)

       

3)

     4)

5)

6)

Вступительная часть

- Добрый день, ребята, я рада вас видеть!

А сейчас, ребята, встаньте в круг и закройте глаза. Послушайте мелодию и подумайте, кто же к нам спешит в гости.

- Итак, какое время года к нам заглянуло в гости  и по каким признакам вы это узнали?

(Весна. Капель, ручейки бегут, птички по весеннему весело поют)

 Беседа

- Верно. Ребята, все мы с вами знаем, что весна как и другое время года бывает ранняя и поздняя. Рассмотрите внимательно иллюстрацию и определите, какая перед вами представлена весна?

( Ранняя)

- По каким признакам определили?

(Снег не весь сошёл, капель на улице, ручьи бегут, деревья без кроны ещё)

- Верно. На дворе царствует ранняя весна.

Весна в гости к нам пришла

И с собою принесла

Корзинку волшебную,

 Необыкновенную

В ней все признаки весны.

Да не простые признаки,

А с посланием для вас,

Нужно их выполнить на класс!

- Ваша задача, вытянуть с волшебной корзинки первый признак и назвать его, затем выполнить весеннее послание - задание. Если вы хорошо справитесь, вас ждет весенний сюрприз!

- Но, как правило, для того, чтобы с этими заданиями благополучно справиться вы должны быть  единой, дружной командой и с уважением относиться друг к другу: не перебивать, при желании ответить – поднять руку, уметь  выслушивать ответы товарища, поддерживать друг друга.

- Итак, готовы?

Основная часть

-  Подойдите к волшебной корзинке. Предлагаю Соне вытянуть первый весенний признак и назвать его.

(солнышко)

- Что же может она означать, какой весенний признак?

(Солнце поднимается высоко над горизонтом, оно не только светит ярче, но и согревает всё вокруг)

Упражнение 1 «Звукобуквенный анализ слова «Весна»»

-  Всё верно. Послушайте внимательно первое послание от весеннего солнышка:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла…

(Весна)

- Нужно выполнить звукобуквенный анализ слова «Весна»

1) Звуки в слове выделяет – Кирилл

2) Запись слова – Вика

3) Деление на слоги и определение ударного и безударного гласного звука – Марк

- Мы выполнили первое задание, но время нас не ждет, впереди очередное послание с заданиями. Давайте посмотрим, что же это за послание. Для этого предлагаю Варе вынуть следующий весенний признак.

- Варя, что же это?

(Капелька)

- Что же может она означать, какой весенний признак?

(Капель)

-Что такое капель, ребята?

- Важным признаком пробуждения весны в неживой природе считается таяние снега. На дорогах появляются лужи, а под крышами домов – сосульки, поэтому на солнышке образуются капли. Это явление и называется капель.

Упражнение 2 «Весенние загадки»

- Верно. Итак, послушайте внимательно послание, которое нам принесла весенняя капель. Нам предлагается справиться с весенними загадками.  

Пробиваюсь я в апреле

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковёр,

Поле, луг и сада двор.

(Трава)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручей)

Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши стаи!

(Птицы)

Сегодня понял я с утра:

Ура! Закончилась зима!

Далеко ушла метель,

С крыши капает…

(Капель)

Упражнение 3 «Соотношение звуковых схем с картинками»

- А теперь соотнесите картинки с соответствующими им звуковыми схемами.

- Назовите количество звуков и букв в слове.

-Определите количество слогов в слове.

- Определите ударный гласный звук.

- Особо отличились,  (имена ребят).

- Ребята, за вашу активность в работе, весна решила вам подарить небольшой сюрприз. На несколько минут отправить вас на природу, чтобы подышать свежим весенним воздухом и немного отдохнуть.

Релаксация

«В гостях у весны»

Для этого примите удобное положение для вас, закройте глаза, расслабьтесь, дышите глубоко и свободно.

  Расслабьте все мышцы лица, рук, спины, ног. Тело тяжелое и теплое, дыхание ровное и свободное, сердце бьется мощно и ровно.

Представьте будто вы лежите на травке…

На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас,

Руки тёплые у вас …

Жарче солнышко пригрело-

И ногам тепло и телу…

Дышится легко, вольно, глубоко.

Воздух свежий и прозрачный...

Слышен ручеёк журчащий…

Треск деревьев,

Пенье птиц,

Бабочек порханье,

Насекомых гул – жужжанье,

Оживает всё кругом,

 Тёплым, весенним,
Ясным днём.

-  А сейчас вы готовы к работе. Вы хорошо отдохнули, послушали звуки весны и набравшись сил, начинаем понемножку пробуждаться и на счет от 10 до 1, открываете глаза: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

- Откройте глаза. Потянитесь.

- Как вы себя чувствуете?

- А теперь, ребята встаньте в круг на ковёр.

Посмотри повыше-

(поднять голову)

Там сосульки на крыше

(присесть и указательными пальцами поочерёдно стучать по поверхности пола, изображая капель)

Кап, кап, кап…

Посмотрели под ноги-

(встать и опустить голову, посмотреть вниз)

Там лужи на дороге.

Стали дети играть,

(изобразить кораблик: сложить ладони вместе лодочкой, а большие пальцы поднять вверх как парус)

Кораблики пускать,

Хорошо весной-

(глубоко носиком вдыхать воздух, руки при этом поднять вверх и опускать через стороны – выдыхая воздух ртом)

Воздух свежий такой-

 Так не хочется домой

- Давайте поблагодарим красавицу «Весну» за ее удивительные чудеса в природе.

- А сейчас пришла пора вернуться к волшебной корзинке и вынуть из нее очередной весенний признак с новым посланием.

-Артемий, покажи нам следующий весенний признак.

(Цветок – подснежник)

- Что это значит?

(Первый весенний цветок, т.е. первоцвет)

Упражнение 4 «Разгадывание ребуса»

- Послушайте внимательно задание от весеннего подснежника, я предлагаю вам пройти сесть на свои места. У каждого  из вас на столе расположен ребус. Ваша задача разгадать его и записать новое слово. Кто будет готов, поднимите руку.

Вика –платок

Марк – пальто

Ваня – штаны

Артемий – берет

Кирилл – кепка

Юля – шапка

Вова – шляпа

Вадим = кофта

Арина – плащ

Соня -шарф

- А теперь я предлагаю по цепочке прочитать каждому своё новое слово.

(шапка, штаны, шарф, кофта, пальто, плащ,  платок, шляпа, кепка, берет)

- Ребята, а можно ли все эти слова объединить и назвать одним общим словом?

(Тёплая одежда)

- Ребята, как вы думаете, зачем Весна задала вам такое задание? Как могут быть связанны между собой эти два понятия как «Весна» и «Одежда»?

(Именно эту одежду мы надеваем в это время года)

- Для того, чтобы мы помнили и не забывали, что несмотря на то, что мы с вами уже расстались до следующего года с зимней одеждой, т.к. солнышко пригревает с каждым днём всё больше, но погода в весенний период  обманчива и может менять своё «настроение» достаточно часто, поэтому Весна нас предупреждает, что в свой ранний период царствования, мы не должны забывать одеваться по весеннему тепло.

- Молодцы. Давайте вернемся к корзинке и заглянем в него, остались ли еще весенние признаки?

 (Это птица –скворец))

- Ребята, а что он означает?

(Скворцы прилетают ранней весной следом за грачами . Если весна удаётся ранняя и тёплая, то скворцов можно увидеть уже с середины марта, а если весна затяжная, поздняя и холодная, то прилёт скворцов может задержаться и до апреля, но не позднее его середины)

- Читаю последнее послание от скворца. Внимательно  слушайте.

- Ребята, представьте, что мне нащебетал скворец. Произошёл переполох в природе. Всё перемешалось и потеряло всякий смысл. Нужно срочно навести порядок на нашей Земле и установить гармонию в природе, т.е. расставить всё на свои места

Упражнение 5 «Собери слова» по подгруппам

-Предлагаю разделиться на 3 подгруппы и объединившись пройти каждая из подгрупп к своим столам. Вам необходимо собрать из букв расположенных на столе слово, а затем назвать его.

1подгруппа:Вика, Кирилл -ОСЕНЬ

-Что такое март?

(Первый весенний месяц)

- Из скольки звуков и букв состоит слово?

-Назовите количество слогов в слове.

2подгруппа:Юля,Вадим, Даша - ЗИМА

3 подгруппа: Ваня,Артемий,Соня – ВЕСНА

4подгруппа:Марк, Вова - ЛЕТО

-Что означают эти слова? Можно ли их объединить и назвать одним общим словом?

(Да. Времена года).

Упражнение 6 « Подберите логическую модель подходящую к рассмотренным  понятиям»

- Ребята, посмотрите, на фланелеграфе расположены 3 предлагаемые логические модели, назовите какая модель соответствует 1, 2 или 3?

- Верно. Хочется поблагодарить таких ребят, как (имена), за то, что они старались, думали, давали верные ответы и помогали всей нашей дружной команде справиться с заданиями, что подготовила для вас красавица «Весна».

- И за ваше трудолюбие «Весна»   вам всем на память дарит волшебную частичку себя – талисман удачи - капельку-хрусталик Желает вам крепкого сибирского здоровья и успехов в получении новых знаний.  

Заключительная часть

-Давайте вспомним, кто же к нам приходил сегодня в гости?

-Что нам она принесла?

- Какие послания вам понравились больше всего?

Ритуальное прощание

- Выпрямите спинку. Мысленно пожелайте друг другу добра.

- Молодцы, ребята! Если вы будете так и дальше  стараться, то станете не только успешными учениками в школе, но и смелыми ребятами, которые не будут бояться трудностей и научатся умело с ними справляться, т.к. любая преодоленная трудность ведет к успеху.

- Спасибо за занятие.

- Дети встали в круг на ковер

-музыка

-иллюстрация «Весна»

-Дети сели за столы

-Дети сели в круг на ковре

-Дети сели за столы

- завораживающим голосом и с сопровождением соответствующей музыки

-Дети проходят к столам

- Дети встали в круг на ковер

- Ребенок вынимает лист

- иллюстрация подснежника

-Дети сидят за столами

- ребенок вынимает последний весенний признак

- иллюстрация соловья

-Дети подходят каждый к своему столу

 

-Дети встали у фланелеграфа

-моя словесная оценка занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница»,  в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...