Консультация для родителей «Как познакомьте своего ребенка с его родным городом»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Елена Гаврилова

Любовь, уважение к своей семье, своему народу, малой Родине и к стране закладывается в дошкольном возрасте, и не важно, где живёт ваша семья, в какой части нашей огромной страны – это всегда самый родной и близкий край вашему сердцу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_znakomstvo_rebyonka_s_rodnym_gorodom.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45

Консультация для родителей

«Как познакомьте своего ребенка с его родным городом»

Подготовила:  

воспитатель,

Гаврилова Елена Владимировна

г. Саров

2021 г

Консультация для родителей

«Как познакомьте своего ребенка с его родным городом»

 

«Патриотизм - это любовь к своему отечеству;

К родным местам ("земле отцов"), к родному языку,

к передовой культуре и традициям, к продуктам

труда своего народа. И.Е. Кравцов

Любовь, уважение к своей семье, своему народу, малой Родине и к стране закладывается в дошкольном возрасте, и не важно, где живёт ваша семья, в какой части нашей огромной страны – это всегда самый родной и близкий край вашему сердцу. Наша страна занимает большую территорию. На её территории много городов и  каждый город ценен своей историей, укладом, традициями, местами, связанными с прошлым, героизмом людей, достопримечательностями и социально значимыми местами. Целенаправленное ознакомление дошкольника с его родным городом рассматривается как одно из направлений, когда закладываются такие понятия как  любовь, бережного отношения к природе, всему живому, к окружающему миру и как следствие формирование у ребёнка чувства осознанности как части этого мира и невозможности его разрушить  

       Нельзя сказать, что можно сделать из ребёнка патриота только рассказывая ему о правилах поведения в природе, на улице. Нужно начать с малого показать на личном примере, как и почему нужно беречь, любить и защищать окружающий нас мир. Мамы и папы это те люди, которые могут стать для ребёнка помощниками  в этом очень важном для него деле, познание окружающего мира через дела и поступки его родных. Поэтому наша с Вами задача заключается в том, чтобы с раннего детства привить любовь, бережное отношение к городу, где мы живём.

      Начать знакомство с городом лучше всего со своего двора, где ребёнок делает первые шаги, играет, общается со сверстниками. Беседовать с ним  о домах, построенных вокруг, обращайте внимание на их форму, на высоту строений, на наличие балконов и других украшений. К трём года у детей формируется речь и он осознаёт, что говорит и объясняет взрослый и всё это уже может усвоить. А с детьми постарше можно поговорить про магазины, аптеки, больницы, почты, парикмахерские и автобусные остановки. Зайти в них. Поговорите о том, для чего они служат. Я познакомлю Вас с методами и приёмами знакомства ребёнка с городом.

Выходя из дома с малышом, вы идёте по двору, где играет ваш ребёнок, по улицам  города в детский сад. Возможно, за этот небольшой период ваш малыш с вашей помощью увидит чистоту и красоту города, обратите внимание ребёнка, как шуршат под ногами опавшие листья, поднимите и рассмотрите его, называя цвета, если это осень. Поговорите о красоте природы, и что нам даёт природа (зелёные насаждения – чистый воздух), чтобы нам было легко дышать.

 Называйте факты и события, которые могут быть рассмотрены с разных сторон. Вызовите в ребёнке эмоциональный отклик. Дошкольное детство это возраст, когда эмоционально наполненные события запоминаются на всю жизнь. Пусть он удивится тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Зимой дуют ледяные ветра и бывают снегопады, но это холодное время года можно рассматривать и под другим углом. Из снега можно построить и снеговика, горку, крепость, поиграть с друзьями.

           Приобретённые знания не только формируют его мировоззрение, а накапливается жизненный опыт и происходит осознание норм и правил поведения. Идя с малышом, находите объект для обсуждения, рассказывая о нём ребёнку. Сегодня вы говорите о дворе, где малыш играет, общается приобретая социокультурные навыки. Утром двор наполнен людьми спешащими на работу, по своим делам, вечером во дворе происходят другие события. Дети и родители никуда не спешат, играют в песочнице, в снежки, в разные спортивные игры в зависимости от времени года и на этом тоже нужно делать акцент.

Завтра вы беседуете об улице, по которой идёте в детсад. Это улица деловая, с идущими на работу людьми, ребятами, идущими учиться в школу. Улица в вечернее время наполнена другими событиями: ребята видят, что дети и родители никуда не спешат, а играют со своими сверстниками и играют во дворе. Обращайте внимание ребёнка на весеннюю капель, с звенящими ручьями, по которым можно пускать кораблики, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю –  с листопадом из жёлтых, багряных и золотистых листьев. В небе кружит стаями перелётные птицы, готовящиеся улететь. А восторг и позитивные эмоции переполняющие ребёнка при виде улицы, украшенной Новогодними атрибутами, сверкающими и переливающимися гирляндами огней, развивающиеся на ветру яркими флагами, транспарантами! Все эти яркие события, помогают дошкольнику познакомиться с улицей  подготовленной для разных праздников, открывая новое в привычном, обыденном. Обогащая тем самым личный опыт ребёнка

Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Дошкольник  постарше может рассматривать объекты, находящиеся в шаговой доступности: почта, спортивный клуб, школа, библиотека,  аптека, магазин. Вы должны побеседовать об этих объектах об их функционале, обратить внимание и объяснить почему они расположены так близко в жилым домам, что все это создано для удобства людей. При знакомстве дошкольника с родным городом необходимо не только расширять знания, но и систематизировать их накапливая тем самым личный опыт ребёнка. Учитывая при этом возраст и психофизиологические особенности ребёнка. Эмоциональная сторона, тоже играет немаловажную роль, поэтому знакомство с родным городом должно быть в контексте, какого – либо праздника ярком, запоминающемся событии.

       Какие события, объекты могут быть выбраны для знакомства старшего дошкольника с городом?  Панорама города с висячего моста с видом на набережную реки Саровки, парковая зона,  с прилегающим сквером, Вечный огонь с возложением цветов.  Церкви с золотистыми куполами. Необычное здание театра с одной стороны украшенного античными масками, вход в театр оформлен колоннадой все это часть истории нашего города запечатлённая в гранит и камень.

        «Красота родного края - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина".В. А. Сухомлинский 

     Родители и педагоги должны передать в рассказах, экскурсиях по музеям и прогулках по улицам, что Саров не только как красивый город с его памятными местами, но это ещё и центр всего нового, инновационного в области науки, проиллюстрировать эту жизнь саровчан. Детям более старшего возраста можно рассказать об учёных, которые работали на оборону нашей страны , что в городе работают несколько заводов, на которых трудятся их родственники.

О подвиге наших горожан в дни Великой Отечественной Войны стоит поговорить отдельно, посетив Аллею Славы, Вечный Огонь .  В их честь, назвали улицы города.

     Представления о воинской доблести горожан раскрываются дошкольнику благодаря рассказам и жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей и горожан.

      Первоочередная задача родителей и педагога - помочь дошкольнику в осмыслении доступных ему социокультурных явлений. Например, старшему дошкольнику можно рассказать, что горожане постоянно следят за чистотой на улицах города, сажают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький горожанин, должен быть сопричастным к поступкам родителей - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не срывать на клумбах цветы, не бросать мусор на улице, не ломать зеленые насаждения). С этих поступков и формируется у дошкольника чувство гордости за родной город. Нужно привлекать ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении: в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада, ведь ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

          Все поступки должны быть направлены на то, чтобы вызвать у ребёнка чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.

Очень важен конечно личный пример родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

      При ознакомлении с городом можно использовать пешеходные экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. Перед  пешеходной экскурсией нужно провести предварительную работу с ребенком и подготовить его к восприятию, и подготовиться самим взрослым: заранее подумать, как рассказать об экскурсионном  объекте.

       Немало средств и методов есть для ознакомления ребят с родным городом, в вашем распоряжении имеется: наблюдения за изменениями в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка.     Региональные понятия дети легче усваивают во время проведения следующих дидактических игр и речевых упражнений:

  • Россия – страна, Нижний Новгород – областной центр, а Саров?
  • В Москве живут москвичи, в Нижнем Новгороде, а в Сарове? (и другие)

Работая в этом направлении, используется красочный иллюстрированный материал: литографии, картины, фотографии, репродукции.

В заключении хочу дать Вам ряд рекомендаций по проведению прогулок с целью знакомства с родным городом:

-  посещая с детьми памятные места в нашем городе, расскажите о них используя, метафоры, эпитеты, преамбулы;

- бывая на природе, гуляя по улицам родного города, фотографируйте понравившиеся места и ребёнка на их фоне, потом совместно рассматривая фотографии обсуждайте, общайтесь, задавайте вопросы, что понравилось, что запомнилось;

-  активизируйте пассивный словарь ребёнка вопросами, постройте свою беседу так, чтобы вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как ты считаешь, почему здесь люди задумали построить город? Почему так назван город?»

- не называйте дат, ребёнку трудно осознанно запомнить , применяйте такие выражения как:«Это было очень давно, когда твои бабушка и дедушка были таким как ты»;

- дать дошкольникам возможность выразить полученные впечатления об услышанном увиденном в изобразительной деятельности: лепке, рисунке, аппликации коллаж;

- Поощряйте интерес и любознательность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Уделяйте время своему ребенку»

Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей «Уделяйте время своему ребенку»...

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»

Для чего детям воспитать чувство патриотизма, предлагается родителям задания и ситуации для воспитания у детей нравственно -патриотических чувств к родному городу....

Консультация для родителей: «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»

Роль родителей в воспитании нравственно-патриотических чувств к родному городу имеет очень большое значение....

Консультация для родителей «Как познакомить своего ребенка с его родным городом»

laquo;Патриотизм - это любовь к своему отечеству;К родным местам ("земле отцов"), к родному языку,к передовой культуре и традициям, к продуктамтруда своего народа. И.Е. Кравцов Л...

Консультация для родителей «Воспитание нравственно- патриотических чувств детей к родному городу»

Предлагаем родителям некоторые задания и ситуации, которые можно использовать для воспитания у детей нравственно-патриотических чувств к своему родному городу. 1. Возвращаясь с ребёнком из детско...

Консультация для родителей: «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»

Показать родителям возможные формы и методы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей через ознакомление с родным городом. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, ...