Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
материал по логопедии

Зибницкая Наталья Георгиевна

Аннотация к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МКДОУ города Новосибирска «Детского сада №27 «Росинка»

Программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ г. Новосибирска Детский сад № 27«Росинка» и представляет собой комплексный подход коррекционно-образовательного процесса в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, способствующая освоению примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями.

Адаптированная основная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, а также направленная на разносторонне развитие, достижение ими уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon tnr_titulnyy.pdf137.39 КБ
Файл prilozhenie_1.3.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аннотация к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МКДОУ города Новосибирска «Детского сада №27 «Росинка»

Программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ г. Новосибирска Детский сад № 27«Росинка» и представляет собой комплексный подход коррекционно-образовательного процесса в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, способствующая освоению примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями.

Адаптированная основная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, а также направленная на разносторонне развитие, достижение ими уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет (с ФФНР, с I уровнем, со II уровнем, с III уровнем и IV уровнем общего недоразвития речи, осложнённого дизартрическим компонентом), принятых в группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на один – три года или до окончания периода пребывания ребёнка в Учреждении (в соответствии с заключением ПМПК). В программе выстроена система коррекционно-развивающей работы, указаны задачи и содержание работы вкаждой из пяти образовательных областей; описана система диагностического обследования индивидуального развития детей.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР составлена в соответствии требований основных нормативных документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • . Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • . Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • . Декларацией прав ребенка;
  • . Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г;

Целью данной Программы является создание условий для построения системы коррекционно-развивающей работы в комбинированных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, предусматривающей взаимодействие специалистов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Определены задачи, направленные на достижения обозначенной цели.

Коррекционная помощь детям с ТНР является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном возрасте.

Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (коррекционную программу).

АООП для детей с ТНР предполагает:

 - конкретизацию планируемых результатов и целевых ориентиров для детей разных возрастных групп с учетом особенностей речеязыковых нарушений и сопутствующих проявлений;

- дополнение содержательного раздела направлениями коррекционно-развивающей работы, способствующей квалифицированной коррекции недостатков речеязыкового развития детей, психологической, моторно-двигательной базы речи, профилактике потенциально возможных трудностей в овладении грамотой и обучении в целом;

 - определение содержания программы коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи с учетом структуры дефекта, с обоснованным привлечением комплексных, парциальных программ, методических и дидактических пособий и иных содержательных ресурсов, предназначенных для использования в работе с детьми, имеющими речеязыковые нарушения и сопутствующие проявления в общей структуре дефекта;

 - конкретизация и дополнение пунктов организационного раздела с учетом изменений, необходимых для эффективной работы с детьми с ТНР в части планирования образовательной деятельности, обеспечения психолого-педагогических условий развития детей, режима и распорядка дня, кадрового обеспечения, оформления предметно-развивающей среды, перечня нормативных и нормативно-правовых документов, перечня литературных источников.

АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи опирается на использование специальных методов, привлечение специальных комплексных и парциальных образовательных программ (полностью или частично), специальных методических пособий и дидактических материалов. Реализация АООП для детей с ТНР подразумевает квалифицированную коррекцию нарушений развития детей в форме проведения подгрупповых и индивидуальных занятий.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

 – игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:

– восприятие художественной литературы и фольклора,

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

– конструирование (конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал),

– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

 – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных 3 инструментах),

– двигательные (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с тяжелыми нарушениями речи в общество.

Коррекционная программа:

- является неотъемлемой частью, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;

- обеспечивает достижение максимальной коррекции нарушений развития;

- учитывает особые образовательные потребности детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Программа раскрывает планируемые результаты дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи в виде целевых ориентиров в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.

В Организационном разделе Программы представлены условия, в том числе материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого-педагогические, кадровые и финансовые условия реализации Программы. В части финансовых условий описаны особенности финансово-экономического обеспечения дошкольного образования детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Программа содержит развивающее оценивание достижений целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации, адаптированной основной образовательной программы Учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В данном материале представлен фрагмент АООП для детей с ТНР. Полностью ознакомиться с Программой можно на сайте образовательной организации в разделе "ресурсная школа"[[{"type":"media","vie...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

      Одна из актуальных задач в современном дошкольном образовании  обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства н...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №10 "Аленушка"

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комб...

Приказ" О создании рабочей группы по разрабртке адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Приказ "О создании рабочей группы по разработке  адаптированной основной образовательной  программы дошкольного  образования для детей  с тяжелыми нарушениями  речи"...

Рабочая программа старшей логопедической группы с учётом ФГОС ДО (составлена на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Рабочая программа для старшей логопедической группы (от 5 до 6 лет) разработана на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями реч...

РАБОЧАЯПРОГРАММА адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелым нарушением речи

Образовательная область: «Познавательное развитие » Вид деятельности: «Формирование элементарных математических представлений» Группа компенсирующей направленности...