Консультация для родителей "Интересный мир слов"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Борисова Людмила Степановна

 Идея о том, что дети – великие лингвисты, известна, наверное, каждому родителю. Все мы умиляемся забавным детским этимологиям и наивному, но поразительно точному чутью языка. Но ребенок растет, и вот его искренний детский интерес к родному языку заменяется скучными школьными правилами и зубрежкой. Что же делать, чтобы этот интерес продолжал развиваться, как помочь дошкольнику открыть для себя  мир Слова? Конечно, в форме игры, увлекательной и для взрослого и для ребенка.

В консультации предлагается несколько игр, интересных для Вас и вашего ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interesnyy_mir_slov.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Борисова Л.С.

 

 Интересный мир Слов.

     

Идея о том, что дети – великие лингвисты, известна, наверное, каждому родителю. Все мы умиляемся забавным детским этимологиям и наивному, но поразительно точному чутью языка. Но ребенок растет, и вот его искренний детский интерес к родному языку заменяется скучными школьными правилами и зубрежкой. Что же делать, чтобы этот интерес продолжал развиваться, как помочь дошкольнику открыть для себя  мир Слова? Конечно, в форме игры, увлекательной и для взрослого и для ребенка.

«Расколдуем слово!»

    Многие дети очень любят игры со словами, их завораживают «словесные превращения», когда одна буква заменяется другой, и смысл слова полностью изменяется. Для начала можно попробовать поиграть, например, в «заколдованную букву». Взрослый заранее придумывает пару слов, отличающихся лишь одной буквой, например, ОВЕЧКА-СВЕЧКА, РОЖКИ-ЛОЖКИ и т.д., и становится колдуном.

Колдун говорит: «На лугу паслись свечки». Ребенок должен расколдовать слово – найти ту самую букву, которая изменила смысл слова. «На лугу паслись овечки!» – восклицает ребенок, и колдун побежден! Эта игра очень выручит вас в долгих очередях к врачу, в дороге и в прочих скучных ситуациях.

     Существует великое множество словесных цепочек, отличающихся только одной буквой: ТОМ, СОМ, КОМ, ЛОМ, ДОМ;  ЛУК, СУК, БУК, ЖУК; МАК, БАК, РАК, ЛАК;  БОЛЬ, МОЛЬ, СОЛЬ, РОЛЬ, НОЛЬ;  КОЧКА, ПОЧКА, ДОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА;  ГОРА, КОРА, НОРА, ПОРА. Во всех этих цепочках меняется первая буква слова. Можно менять и среднюю букву: БУК, БОК, БЫК, БАК и т.д.

«Лишняя буква»

      Ребенку предлагается проговорить слово УТОЧКА, выделив первую гласную. А затем проговорить слово без первой буквы. Получилось новое слово – ТОЧКА. Вот еще примеры, в которых первая буква может быть «лишней»:  ЩЕЛЬ-ЕЛЬ, УКОЛ-КОЛ,  КОСА-ОСА, МРАК-РАК, УДОЧКА-ДОЧКА, ЭКРАН-КРАН,  БЕДА-ЕДА, БУСЫ-УСЫ, КРОТ-РОТ, КРОВ-РОВ, ГРОТ-РОТ, ГРОЗА-РОЗА, СКЛАД-КЛАД.

       Мамы и папы наверняка помнят детскую считалку о корабле «Победа»:

на корабле «ПОБЕДА» после ОБЕДА случилась БЕДА:

пропала ЕДА. «Ты украл?» «ДА». Матросы кричат: «А!»

      Для детей, которые только начинают читать, можно сделать мини-книжку по принципу телефонного справочника или словаря, где каждая страничка будет на одну букву длиннее, чем предыдущая. Можно придумать свои истории-считалки и для других подобных слов, например, ОГРАДА,

«Что за ОГРАДА, не выдержала ГРАДА.  Соседка-то и РАДА,  не знает она этого АДА!»   «Неужели?»  «ДА!»  «Ужас какой! А!»

«Сделать хотел грозу – а получил козу...»

      Вашему ребенку нужно будет самому превратиться в колдуна и заколдовать слова. Как?  Помните знаменитые задачки на превращение слов, которые нужно выполнить уже не в одно, а в несколько действий? Может быть, волшебнику-самоучке попробовать КОЗУ превратить в ВОЛКА? Да запросто! КОЗА – ПОЗА – ПОЛА – ПОЛК – ВОЛК. А теперь давайте ДЕНЬ превратим в НОЧЬ: НОЧЬ – ДОЧЬ – ДОЛЬ – ДАЛЬ – ДАНЬ – ДЕНЬ.

Теперь попробуем поиграть не с буквами, а с целыми слогами!

Их тоже можно вставлять в слово, например, меняя только вторую часть слова, оставляя первый слог без изменения.

БА+ БОЧКА,

     + РАК

     +ТОН и т.д.

Что дают подобные  игры? Ребенок играет со Словом, пробует его на вкус, учится связывать фонетический облик слова с его лексическим значением, и, между прочим, незаметно приобретает навыки в чтении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Плохие слова" педагога-психолога МАДОУ детский сад комбинированного вида №22 села Успенского.

Каждый ребёнок уникален. Но он не может развиваться за счёт одних лишь врождённых особенностей. Ребёнок не может развивать свою уникальность сам. Ему нужны постоянное поощрение, доверительное общение ...

Консультация для воспитателей "Ласковое слово - мастер дивных дел"

Консультация для воспитателей "Ласковое слово - мастер дивных дел"...

Консультация для родителей "Бранные слова"

Когда ребенок взрослеет, расширяется круг его общения, увеличивается словарный запас. Однако иногда в лексиконе малыша появляются такие слова, слышать которые родителям совсем бы не хотелось! Разобрат...

Консультация для воспитателей. Художественное слово как средство художественно- эстетического развития детей

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни, она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она имеет огромное воспит...

консультация для родителей "Плохие слова"

консультация  для  родителей...

Консультация для родителей Ознакомительное слово о работе логопеда. Необходимость логопедической коррекции в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей.Ознакомительное слово о работе логопеда.Необходимость логопедической коррекции в дошкольном возрасте....