Доклад на тему: «Передвижная аппликация как средство развития сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (средняя группа)

Титова Татьяна Николаевна@

Доклад на тему: «Передвижная аппликация как средство развития сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredvizhnaya_applikatsiya_doklad.docx19.45 КБ
Office presentation icon peredvizhnaya_applikatsiya.ppt2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Титова Т.Н. воспитатель

МДОУ детский сад «Родничок»

«Передвижная аппликация как средство развития сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Передвижная аппликация выступает эффективным средством в развитии сенсорных способностей. Так как продуктивные виды деятельности, в частности передвижная аппликация, способствуют развитию детского восприятия. Передвижная аппликация - интегрированный вид изобразительной деятельности, сочетающий в себе потенциал аппликации, плоскостного конструирования, экспериментирования и рисования в технике выкладывания силуэтов, расположения деталей, алгоритма многослойной аппликации, контурного чертежа, статичной фигуры, динамики и узлов движения (Н.В. Микляева).

Передвижная аппликация чаще всего используется в детском рисовании и аппликации. Где детали помогают ребенку создать необходимый образ. Особенностями использования передвижной аппликации является передача индивидуального художественного образа, имеющего свое настроение, положение, характер и направления движений.

Н.В. Микляевой была разработана методика использования передвижной аппликации в образовательной деятельности, включающая в себя пять последовательно усложняющихся варианта организации педагогического взаимодействия педагога с детьми.

В связи с этим, чтобы повысить уровень сенсорных способностей, в своей работе мы разработали перспективный план с детьми по художественно-эстетическому развитию на учебный год, внесли в план занятия по передвижной аппликации, которая состоит из пяти вариантов методики Н.В. Микляевой:

Первый вариант: дети действуют на основе образца педагога с готовыми наборами деталей, а затем, модернизируя этот образец, получают свой готовый образ, имеющий индивидуальные черты.

Второй вариант: Часть деталей в образце‐фигуре может отсутствовать: дети должны мысленно представить всю фигуру и догадаться, какой детали не хватает для того, чтобы она оказалась законченной.

Третий вариант: контурные образцы детям даются, но меньших размеров по сравнению с готовой фигурой. Конструирование статичного или движущегося персонажа без накладывания деталей на готовый контур.

Четвертый вариант: из набора деталей кошки, создаем образ волка.

Пятый вариант: предназначен для детей с ярко выраженной индивидуальностью и художественными способностями: он связан с комментированием их ощущений и впечатлений как художника или зрителя во время передвижной аппликации и экспериментирования с фигурой.

Разработали рабочую тетрадь «Я – мастер в аппликации». Рабочая тетрадь является особым средством развития сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста. Содержание заданий тетради направлены на соавторство ребенка и взрослого. Ее цель – закрепление усвоенных представлений посредством увлекательных и интересных заданий в совместной деятельности. Разнообразие заданий по степени сложности позволяет создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Также проводилась работа с родителями. Проводились такие мероприятия как: консультация по теме «Сенсорное воспитание и его значение для развития детей», практикум «Игра как средство развития сенсорных способностей», мастер-класс «Игры своими руками», игровой практикум «Передвижная аппликация, создаем картину просто»

Обогатили «Центр творчества и продуктивной деятельности» (например по теме недели «Весна», «Международный женский день») репродукциями картин (П.П. Кончаловский «Сирень в корзине», О.В. Дарчук «Подснежники», Черномор Ксения «Жёлтые тюльпаны», Юрий Верещагин «Урал весенний. Пригрело», А. Аверин «Море», И.И. Левитан «Цветущие яблони» и др.), предметы для изображения с реалистичными пропорциями (букет тюльпанов, ласточка, бабочка), а также различные иллюстрации по теме занятий с целью обогащения сенсорного опыта детей.

Необходимым материалом для организации передвижной аппликации являются детали для создания художественного образа. Детали создаем по теме каждого занятия демонстрационные и раздаточные версии. Для самостоятельной деятельности детей по созданию передвижной аппликации представлены наборы деталей для сборки различных животных, птиц (ласточка, медведь, слон, заяц, голубь, бегемот, петух и др.).

После внесения материала в центр творчества и продуктивной деятельности мы наблюдаем заинтересованность детей. Дети подходили, рассматривали репродукции картин, задавали вопросы. После самостоятельно включались в игры с внесенными материалами. Дети, рассматривая наборы деталей для передвижной аппликации, пытались самостоятельно сложить из них различные образы.

В рамках первых двух занятий знакомили детей с передвижной аппликацией: Например: «Расцвели красивые цветы (аппликация)», «Золотой петушок (аппликация)». На первых занятиях мы вначале рисуем образец ватмане, вырезаем детали и показываем варианты их расположения. Проводим 1 занятие в неделю.

Все занятия делятся в соответствии с этапами передвижной аппликации по методике, разработанной Н.В. Микляевой. Первые занятия проводятся согласно первому этапу передвижной аппликации, когда дети действуют на основе представленного образца педагогом, который в свою очередь представляет шаги создания деталей и сборки готового образа от рисования до составления аппликации. Процесс создания передвижной аппликации чаще всего проходит в подгруппе детей или в паре для развития навыков взаимодействия и взаимовыручки.

При непосредственной работе с детьми среднего дошкольного возраста по созданию продуктов передвижной аппликации мы делаем максимальный акцент на развитие сенсорных способностей у детей. Это осуществлялось через использование на первых этапах работы цветных деталей для сложения образа, соотнесение частей предмета изображения и готовых деталей с формами геометрических фигур, соотнесение деталей по величине и учет пространственного положения деталей относительно друг друга для правильного создания готового образа.

Так представим пример занятия по теме «Расцвели красивые цветы», оно направлено на формирование умения создавать коллективное произведение (открытку), посредством передвижной аппликации в изобразительной деятельности. Занятие началось с того, что мы способствовали актуализации представлений о Международном женском дне. Дети вспоминали, чем радуют женщин в этот день и выражали свое желание создать большую открытку с цветами. Но дети столкнулись с трудностью, они не знали, как создать большой букет цветов. Для обогащения сенсорного опыта детей были представлены иллюстрации различных цветов и букет цветов в вазе. Рассматривая их, дети, называли части цветка, соотносили их со знакомыми формами, такими как круг, треугольник, прямоугольник, овал; перечисляли встречающиеся цвета. Далее нами были последовательно нарисованы детали цветка, где большое внимание было уделено соотнесению величин частей цветка. Дети понимали зависимость размера цветка, высоты стебля и листьев. После разрезанные детали использовались детьми для составления цветов на рабочем столе, а затем мы приступили к созданию цветов.

Поняв особенности использования деталей, дети начали пользоваться уже знакомым способом работы с ними в самостоятельной деятельности. Они уже не только выстраивали разные образы из наборов, но и использовали их в изобразительной деятельности (начали рисовать при помощи деталей).

После ознакомления с передвижной аппликацией, где дети выполняли работу коллективно, овладевая разными способами коммуникации, дети переходили к работе в подгруппе и в парах. Усложнялись и условия использования передвижной аппликации. Мы уже не рисовали детали самостоятельно и вырезали их, а предоставляли уже готовые наборы, наборы с лишними деталями, наборы с недостающими деталями и использование контурного чертежа. Что соответствует второму этапу передвижной аппликации, когда дети используют готовые наборы с усложнением и пробуют самостоятельно вырезать детали из контурного чертежа. Особенности работы также обуславливали постепенную сменяемость оборудования в центре творчества и продуктивной деятельности, в данном центре в самостоятельной деятельности дети могут практиковаться в отработке полученных знаний, умений. Второму этапу соответствовали такие занятия: «Лачточка» «Мишутка», «Подснежники», «Быстрокрылые самолеты», «Бабочка», «Летний луг».

Таким образом, при проведении занятий с детьми, и включаясь в совместную деятельность с ними, мы замечаем положительную динамику в развитии сенсорных способностей. Видим активность детей в работе с игровыми материалами, направленными на сенсорное воспитание, замечаем отсутствие в различении цветов спектра и пополнение словарного запаса оттенками основных цветов. Многие дети демонстрируют знание основных геометрических фигур, а на основе деталей передвижной аппликации, дети учатся соотносить величину предметов на глаз.

Можно отметить, что организация передвижной аппликации способствует развитию сенсорных эталонов таких как: владение соотнесением эталона формы с реальным предметом, владение соотнесением эталона цвета с реальным предметом, сравнение предметов по величине, использование предлогов, ориентировка в пространстве с помощью предлогов, исходя из положения своего тела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Венгер Л.А. Психолог в детском саду [Текст] / Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева // Дошкольное образование. – 2003. – № 6. – С. 1-15.
  2. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
  3. Микляева, Н.В. Вариативные формы образовательной деятельности на основе передвижной аппликации [Текст] / Н.В. Микляева // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 6. – С. 52-57.
  4. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений СПО [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2015. – 272 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» ПЕРЕДВИЖНАЯ АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовила: Титова Татьяна Николаевна п. Усть-Ордынский 2024г.

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Сенсорные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, способствующие успешности восприятия и познания свойств и отношений предметов окружающей действительности (цвет, форма, размер, пространственное положение, вкус, запах) через овладение перцептивными действиями и сенсорными эталонами (Л.А. Венгер). Передвижная аппликация - интегрированный вид изобразительной деятельности, сочетающий в себе потенциал аппликации, плоскостного конструирования, экспериментирования и рисования в технике выкладывания силуэтов, расположения деталей, алгоритма многослойной аппликации, контурного чертежа, статичной фигуры, динамики и узлов движения (Н.В. Микляева).

Слайд 3

ФРАГМЕНТ ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема недели Тема занятия по передвижной аппликации Культурно-смысловой контекст Тип работы Приоритетная сенсорная способность Мамин праздник Расцвели красивые цветы Коллективная открытка для мам По образцу с готовыми деталями Восприятие цвета, формы Дымковская игрушка Золотой петушок Выставка детских работ По образцу с готовыми деталями Восприятие цвета, формы День Земли Жираф Создание книги «Приключение Жирафа» С готовыми деталями Восприятие цвета, формы, величины Театральная весна Маскарадная маска Маски для театрального представления По образцу с готовыми деталями Восприятие цвета, формы, величины Цветущая весна Цветущее дерево Декорации для ролевой игры По образцу с готовыми деталями Восприятие цвета, формы, величины

Слайд 4

Н.В. Микляевой была разработана методика использования передвижной аппликации в образовательной деятельности, включающая в себя пять последовательно усложняющихся варианта организации педагогического взаимодействия педагога с детьми Первый вариант: дети действуют на основе образца педагога с готовыми наборами деталей, а затем, модернизируя этот образец, получают свой готовый образ, имеющий индивидуальные черты

Слайд 5

Второй вариант: часть деталей в образце‐фигуре может отсутствовать: дети должны мысленно представить всю фигуру и догадаться, какой детали не хватает для того, чтобы она оказалась законченной.

Слайд 6

Третий вариант: контурные образцы детям даются, но меньших размеров по сравнению с готовой фигурой. Конструирование статичного или движущегося персонажа без накладывания деталей на готовый контур.

Слайд 7

Четвертый вариант: из набора деталей кошки, создаем образ волка.

Слайд 8

Пятый вариант: предназначен для детей с ярко выраженной индивидуальностью и художественными способностями: он связан с комментированием их ощущений и впечатлений как художника или зрителя во время передвижной аппликации и экспериментирования с фигурой.

Слайд 9

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ «Я – МАСТЕР В АППЛИКАЦИИ»

Слайд 10

МЕРОПРИЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Игровой практикум «Передвижная аппликация, создаем картину просто» Знакомство с возможностями передвижной аппликации в сенсорном воспитании дошкольников

Слайд 11

ОБОГАЩЕНИЕ «ЦЕНТРА ТВОРЧЕСТВА И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ГРУППЕ ДОО

Слайд 12

Тема недели «Мамин праздник» СОД «Расцвели красивые цветы» КСК «Изготовление подарка для мам» Цель: создание коллективной открытки из готовых деталей посредством передвижной аппликации

Слайд 13

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ Н.В. МИКЛЯЕВОЙ Работе с материалом по передвижной аппликации в самостоятельной деятельности

Слайд 14

Тема недели «Птицы – наши друзья» СОД «Ласточка» КСК «Украшение группы» Цель: создание образа ласточек из готовых деталей в передвижной аппликации

Слайд 15

СПОСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста".

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. ...

Доклад для воспитателей по теме: «Техническое конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

У детей старшего дошкольного возраста возрастает интерес к конструированию и строительным играм. Особый интерес у детей вызывает техническое конструирование....

"Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с праздником Масленица....

Методическая разработка «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных ...

Презентация: "Аппликация как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Данная презентация будет востребована для воспитателей детского сада.Она познакомит вас с разными видами аппликаций....

Дидактические игры как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста

В Материале  освещаются актуалность , цели, задачи освоения данной  темы. Теоретические основы  игр, классификация. создание картотеки и методика проведения занятий....