Доклад "Формирование пассивного и активного словаря в онтогенезе"

Степашкина Елена Александровна

Формирование пассивного и активного словаря в онтогенезе

 

Словарный запас представляет собой совокупность слов естественного языка, смысл которых ребенок способен понять и объяснить. Он подразделяется на активный и пассивный. Активный словарь включает слова, употребляемые в повседневной речи, и определяет уровень культуры и богатство речи. Пассивный словарь является возможностью для ребенка осознавать и понимать значения слов.

Как отмечает А.В. Лупанова, в активный словарь ребенка входят слова, которые широко используются, а также определенный набор узкоспециализированных терминов, которые он усваивает в повседневной жизни. Пассивный словарь гораздо больше активного и включает слова, которые ребенок понимает по контексту, но они приходят в его сознание только тогда, когда он слышит их.

А.П. Сдобновой установлено, что объем словаря у детей одного возраста, растущих в одной семье, могут различаться, а причиной этому могут служить психофизиологические, половозрастные и другие особенностями развития ребенка. Как отмечает автор, начиная с конца второго года жизни, лексикон ребенка последовательно увеличивается, количественное различие активной и пассивной его частей заметно сокращается, поскольку слова пассивного лексикона актуализируются в активном, а новые слова почти сразу начинают произноситься. Этот период характеризуется появлением производных лексических единиц и словообразовательных инноваций.

Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова и М.В. Казакова выделяют четыре основных этапа в становлении речи детей, которые были определены А.Н. Леонтьевым. Первый этап, подготовительный, охватывает период до года. На этом этапе дети активно наблюдают и слушают окружающих, начинают понимать основные интонационные модели и мимику, но еще не произносят своих первых слов. Второй этап, преддошкольный, начинается примерно в возрасте от одного до трёх лет. На этом этапе дети начинают произносить свои первые слова, но они обладают обобщённо-смысловым недифференцированным характером, одно и то же слово может использоваться для обозначения разных предметов, просьб или эмоций. Например, слово «чай» в зависимости от ситуации может означать «дай чай», «горячий чай». К двум годам дети в значительной степени овладевают навыками использования форм единственного и множественного числа существительных, времен и лиц глаголов. Начиная с трёх лет, у детей начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала они выражают свои мысли одним словом, затем прогрессивно начинают использовать простые фразы без полного согласования. Важным аспектом на этом этапе является накопление глагольного словаря и согласование в рамках глагольного управления, например, ребенок может сказать: «Я хочу (что делать?) гулять», «Я хочу (что?) машинку». К 4-6 годам активный словарь ребенка достигают 3000 - 4000 слов, а значения слов становятся более точными и обогащаются. Дети начинают понимать различия между синонимичными словами и учатся использовать их в правильном контексте.

Согласно исследованиям Н.К. Маяцкой, К.М. Оганян и Л.А. Бабаянц, формирование словарного запаса в онтогенезе происходит постепенно, по мере того, как дети активно познают окружающую их реальность, вступают в общение с окружающими и осваивают все составляющие речевой системы родного языка. В возрасте от одного года до двух лет дети начинают усваивать слова, связывая их с конкретными предметами или явлениями. На этом этапе для детей наименование предметов становятся такими же важными, как и имена людей. По мере взросления, к концу второго года жизни ребенок начинает осознавать слова первой степени обобщения, начинают понимать общее значение наименований для группы однородных предметов, действий и качеств. В возрасте трёх лет дети продолжают расширять свой словарный запас и начинают усваивать обозначение родовых понятий, обобщение предметов, признаков и действий через имена существительных. Например, они могут понимать, что слово «фрукт» относится к разным видам фруктов. Ближе к возрасту 5-6 лет дети начинают осваивать слова, обозначающие более высокий уровень абстракции и обобщения.

И.В. Зотова и Л.Р. Куртлуша выделяют два аспекта в развитии словаря детей: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие. Специалисты указывают на то, что развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия и признаки. Дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных, это объясняется, условиями воспитания и характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка, однако семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще не завершенными.

Согласно Д.А. Ерастовой, развитие детского словаря обусловлено особенностями развития мышления ребенка. На первых этапах жизни ребенка преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а с появлением словесно-логического мышления дети начинают оперировать элементарными понятиями. В результате исследования выявлено, что освоение идиоматики родного языка детьми дошкольного возраста происходит стихийно, под влиянием речи взрослых. Прожитые бытовые ситуации, а также развитие ассоциативного мышления способствуют правильной интерпретации идиоматических выражений на дошкольном этапе речевого онтогенеза. Автор отмечает, что в пятилетнем возрасте у ребенка начинает активно развиваться понимание переносного значения слов и выражений, однако идиоматика родного языка у детей дошкольного возраста находится в пассивном словаре.

Ряд исследователей А.А. Вишонкина, А.А. Волощенко, А.П. Горчакова, Е.М. Королева и другие отмечают, что среди всех возрастных групп самые низкие показатели правильно названных существительных и глаголов зафиксированы в четыре года. В пять лет наблюдается скачкообразное увеличение объема словаря. Кроме того, в возрасте 4 лет характерна значительная диссоциация между количеством правильно названных существительных и глаголов, а к пяти годам эта диссоциация сглаживается. В младшем школьном возрасте статистически значимой взаимосвязи между возрастом и объемом обоих словарей не выявлено. В обеих возрастных группах существует сильная корреляция между объемом глагольного словаря и словаря существительных. Увеличение объема экспрессивного словаря активно происходит в дошкольном возрасте в период от 4 до 5 лет. Темпы приращения словаря неравномерны: до 4 лет активнее накапливается словарь существительных, в возрасте от 4 до 5 лет значительно увеличивается объем словаря глаголов. К школьному возрасту дети осваивают основной объем лексики, необходимой для общения.

Таким образом, формирование словарного запаса в онтогенезе происходит постепенно, в процессе развития детей. С самого раннего возраста, когда дети начинают познавать окружающий мир, они усваивают новые слова и уточняют значение уже известных. К концу второго года жизни ребёнок начинает осознавать слова, которые обобщают предметы и явления, в возрасте трех-четырех лет начинает усваивать обозначение родовых понятий и обобщать предметы, признаки и действия с помощью имен существительных, ближе к пяти-шести годам осваивает слова, которые обозначают более абстрактные понятия и обобщения.